<<
>>

Любовь как Путь к мудрости и основа человечности

Переживание любви ведет человека к познанию мудрости, к укоренению ее принципов и законов, и возрождению духовности в нашей повседневной жизни. В конечном счете Любовь через человеческую мудрость ведет нас к постижению тайны Божественной Мудрости.

Любовь можно определить как самое прекрасное, трудно объяснимое, по сути дела, сакральное (священное) чувство благоговения перед кем-либо или чем-либо. Это устремленность к единению, пониманию близости с другим человеком, с другими людьми. Это восхищение природой, Богом, истиной, идеалами, человеком вплоть до желания слиться с ними, раствориться в них, пожертвовать собой во имя предмета своей любви. В истории культуры встречается понимание Любви как всеобъемлющей субстанции и творца мира, как космической силы, которая на основе гармонии противоположных начал, рождает и объединяет, движет вперед все сущее в мире. В человеческом измерении любовь — одно из фундаментальных, всепроникающих свойств человека, возрождения его жизни. Оно находится в первом ряду таких проявленных его качеств, как дух, разум, доброта, милосердие, толерантность, справедливость, совесть, свобода…

Практика жизни показывает острую необходимость понять, что такое любовь.

К большому сожалению, люди утрачивают на свою погибель понимание решающей роли любви во всех сферах человеческой жизни. Поэтому мы обязательно должны научиться воспитывать, творить, лелеять и возрождать свою любовь, иначе мир захлестнет, в еще большей степени, чем это есть сегодня, ненависть и недоверие, конфликты и терроризм, различные человеческие пороки. Без решения этой важнейшей задачи, без Любви невозможны поступательная эволюция человечества, его духовное возрождение.

Любовь как бытийное, глубинное проявление человечности до сих пор есть великая тайна. Для меня, как автора концепции софиогонии, пока несомненно одно: к мудрости ведет только одна основная дорога, есть только один главный Путь – это Любовь.

Для личности, осуществляющей свое духовное возрождение путем постижения мудрости, любовь, ее необычайная, неиссякаемая, космическая энергия, является наиболее сильной, наиболее благородной и наиболее эффективной побудительной силой духовной самореализации. Определить в понятиях это чувство для человека, лишенного или не переживавшего его ранее, практически невозможно. На уровне обыденных взглядов обычно распространено представление о любви как о физиологических, сексуальных контактах между людьми. Но в таком случае человек мало чем или совсем не отличается от животных.

Человеческая любовь – это удивительное переживание, присущее видимо, только людям. Прежде всего, любовь – сфера чувств, в которую индивид погружается, когда он становится носителем и проводником мощного энергоинформационного поля, имя которому – любовь. Таинство действия этого поля происходит лишь между любящим и любимым. Любовь, как переживаемую гармонию прекрасных, возвышенных чувств, можно лишь ощущать в себе по отношению к любимому и чувствовать в любимом по отношению к себе. Представление о проявленной сущности любви возникает лишь у того человека, кто прошел великий и прекрасный путь любви в своем индивидуальном опыте.

Человеческая Любовь как всеобъемлющая Вселенная, простирается от Любви к Богу, к Космической Мудрости, к себе, к людям, к природе до любви к знаниям, к красоте, свободе, своей Родине и ко многому другому. Причем важно подчеркнуть, что любовь при определенных усилиях в процессе духовной самореализации становится для человека не абстрактным представлением, а живым, бытийным, руководящим принципом конкретных переживаний, мыслей, слов, действий. [7]

Для философского анализа проблем любви мы применим в качестве методологического принципа разделение человеческой природы на хорошо известные уже читателю три модуса: духовный, социально-ментальный и телесно-витальный. Центрами управления и проявления этих модусов как способов существования, аспектов бытия человека будут: дух; ум (душа) и тело.

В соответствии с модусами мы можем подразделить и человеческую любовь на три формы (уровня): духовную, социальную и любовь телесную. Напомню, что ведущим, главным модусом в человеке будет дух, хотя многие люди часто долго (а иные и до конца жизни) не подозревают о его существовании, так как отождествляют себя лишь с телом, с его жизненными проявлениями. Такие люди признают только половую любовь. Конечно, в сфере телесно-витального модуса она является основным видом любви. Но история культуры облагородила, очеловечила, наполнила духовностью и половую, и социальную формы любви.

В отношениях между людьми подлинная любовь – это, прежде всего, видение прекрасной индивидуальности другого человека. Это и духовное, и чувственное переживание его красоты, уникальности и неповторимости. Она связана со стремлением к глубокому внутреннему союзу с любимым, к взаимослиянию, при котором, однако, каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. Поэтому очень трудно найти такие слова, с помо­щью которых можно было бы доходчиво изложить сущность любовного переживания человеку, не испытавшему его. Но очевидно одно: любовь между людьми не сводится к сексу как акту реализации полового инстинкта. Любовь является, преж­де всего, чувством нежности и привязанности, которое (в случае взаимной любви) может принести удовлетворение, радость, счастье, восторг и даже экстаз. Любящий стремится к близости с любимым, ищет интимного кон­такта с ним, ему необходимо быть рядом с любимым. Любящий всегда гениален, видит в любимом то, что другим недоступно: прежде всего, положительные стороны, воспринимает его как красивого, хорошего и привлекательного человека; любящему доставляет удовольствие смотреть на любимого, ему приятно быть рядом с ним; разлука с ним вызывает печаль и депрессию. Особенность сексуальных отношений состоит в том, что для любящего человека не представим иной сексуальный партнер, кроме его возлюб­ленного. Ни один человек не в состоянии вызвать у него столь же сильного желания, столь же мучительного и прекрасного «любовного чуда».

Но очевидно также, что сексуальное возбуждение и удовлетворение — далеко не определяющая характеристика любви. Эти чувства в подлинной Любви всегда одухотворены.

Любящий человек стремится не только к физической, но, прежде всего, к психо­логической, духовной близости с предметом своей любви. Именно эта потребность побуждает влюбленные пары искать уединения, таких мест и обстоятельств, которые бы ничем не помешали их физическому и духовному единению. Нужно добавить, что любящие люди даже говорят друг с другом на своем особом языке, при помощи особых слов, жестов и взглядов, понятных только им двоим.

Любовь всегда великодушна. Нет ничего более желанного для лю­бящего человека, чем дарить радость и удовольствие любимому, ему нра­вится делать что-то для своего возлюбленного, ему приятно видеть его счастливым. Весьма характерно для любовных отношений стремление ко все бо­лее полному познанию любимого, к абсолютной психологической, духовной близости с ним, к интимному взаимослиянию, взаимопониманию. Любящие люди получают особое наслаж­дение от возможности быть искренними, им доставляет особую радость делиться секретами друг с другом. Любящий человек великодушен, он испытывает жажду дать счастье своему лю­бимому.

Из сказанного со всей очевидностью вытекают такие выводы, что у людей, осуществляющих духовную самореализацию, даже телесная любовь, а также любовь социальная, носит возвышенный, «окультуренный» характер. К одной из форм социальной любви можно отнести стремление к согласию, гармонии, состраданию, милосердию, терпимости и т.п. в кровнородственных отношениях. К этой же форме относится любовь между родителями и детьми, братьями и сестрами, дедушками, бабушками и внуками, между другими родственниками. Отдельной и очень важной, но малоисследованной проблемой является характер и формы проявления любви к «дальним людям»: в отношениях субъектов (конкретных людей и групп) в расовых, национальных, демографических, социально-классовых и других отношениях. Трудной и малоизученной проблемой является конкретные формы любви к всему человечеству со стороны его отдельных представителей.

Особое место в жизни человека занимает духовная любовь. Это, по сути дела, наивысшая форма любви среди всех других ее проявлений, присущих человеку. Уже подчеркивалось, что любовь всеобъемлюща. Высшей ее ступенью является Любовь к Богу. Но не только, поскольку она охватывает глубинные духовные переживания и позитивные чувства отдельного человека по отношению к себе, другим людям и природе, к Богу, к истине, справедливости и многому другому. Говоря о духовной любви, надо также иметь в виду, что позитивная духовность у людей бывает разной. Истинная или позитивная духовная любовь человека представляет собой жизнь на базе высших общечеловеческих ценностей и идей, чувств милосердия и добра, возвышенного и прекрасного, совести и альтруизма, жажды знаний и сохранения мира с другими людьми, благоговения перед жизнью и бережного отношения ко всему живому, к природе в целом. Такая любовь вдохновляет личность на добрые дела, милосердие к людям и творческий труд, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела. Духовность, духовная любовь как подлинная человечность и проявление высокой культуры порождают в людях мудрость и гуманные практические действия. Такая любовь формирует все иные виды и формы любви как пути к мудрости, к духовности со всеми их «горизонталями», «вертикалями» и «диагоналями».

Как конкретно реализуется духовное возрождение личности в процессе любви, знает только тот, кто побывал в этом удивительно прекрасной плавильне – алхимии Любви. Путь Любви – это путь подавления своего эгоизма, искоренения и превращения в противоположность злых мыслей, злых слов и злых поступков. Это верный способ практической реализации духовности, постижения жизненной мудрости, путь братства и возвышения людей. В конечном счете, он ведет к Богу, к его Высшей Мудрости. Более тысячи лет назад этот великий закон бытия так выразил величайший мыслитель Индии Шанкарачарья: «Наполните свое видение мудростью, тогда все, что вы видите, будет Богом». Следовательно, через любовь и человеческую мудрость мы находим Пути постижения Высшей Мудрости, Мудрости Божественной.

Любовь как Путь к Мудрости, если она овладевает человеком, ведет за собою, направляет его к более высоким ступеням Любви, к синергии и взаимопониманию, к согласию и сотрудничеству людей, к миру внутри каждого модуса человека и к гармонии между ними, а, в конечном счете, к вершинам духовного совершенства. Такова природа этого удивительного феномена – Любви как могучего информационно-энергетического поля Вселенной. Погружаясь в него, люди объединяются и возрождаются физически, социально, духовно. Накапливаясь и достигнув критической массы, всесильная энергия любви станет преобладающей силой среди людей Земли и приведет к небывалому духовному их перерождению. Люди начнут изживать зависть, эгоизм, злобу, ненависть, жадность и другие пороки. Для всех, кто этого пожелает, откроются Пути проникновения в тайны бытия Бога, слияния с ним, Пути постижения Его Мудрости. Бог находится в каждом из нас, и Любовь к Богу поможет это понять и найти его в себе.

Человеческая любовь при этом останется дорогой земной жизни, познанием Мудрости своего Народа, постижением хитросплетений других форм Мудрости: Философской, Эзотерической и Практической. Все они ступени, магистрали постижения принципов и законов Космической Мудрости. Начинается этот путь с любви к себе, к «ближним и дальним» людям на основе «золотого правила» мудрости, который провозгласил Конфуций еще до проникновения его в мировые религии: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В реальной жизни – это милосерд­ные, добрые и праведные деяния, свидетельствующие о руководстве высшими ценностями и о любви к людям, о глубокой вере в Бога. Сегодня именно религия наиболее убедительна для многих, поскольку она реально помогает превращению людей в любящих, способных подняться выше мерок обычных земных привязан­ностей. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» – говорится в Библии. Священные книги всех мировых религий и многие философы разных народов глубоко осознали важность и необходимость Любви как проявления Вселенской и человеческой гармонии и синергии.

Любовь к ближним и дальним людям, служение им – это не бремя и не жертва. Те, кто достиг цели жизни, кто слился в единое целое с Высшей Реальностью, любят всех людей. Они милосердны и служат другим людям, повинуясь побуждениям, идущим от их любящего сердца, от их собственной сущности. Они хотят давать благо другим людям и служить во имя ближнего, не имея в виду никакой выгоды для себя. Их любовь полна прощения и терпения даже по отношению к тем, кто причинил им — по неведению или по злой воле — вред. Они находят удовольствие не в том, чтобы мстить своим врагам, а в том, чтобы путем добра и любви привести их к спасению. Но чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять на практике нравственные нормы Любви к людям, соблюдать в своих действиях ее благотворное действие, так как людское сердце часто эгоистично и скупо в сравнении с Божественной Любовью. Священные писания основных мировых и традиционных религий различными способами учат верующих истинной любви к ближнему. Среди них называются следующие пути: 1) Доброта и сострадание; 2) Служение ближнему; 3) Жертвенная любовь; 4) Даяние и воздаяние; 5) Милосердие и гостеприим­ство; 6) Покаяние, прощение и примирение; 7) Не судить других, ибо кто без греха? 8) Возлюби своего врага; 9) Подставь другую щеку; 10) Добрые деяния; 11) Труд и трудолюбие, ведущие к процветанию, как самого человека, так и общества; 12) Честность и целесообразность; 13) Приверженность Истине, дающая благословенное спасение. [8]

Подведем некоторые итоги. В безбрежном проявлении Вселенной есть бесконечно разнообразные виды и формы Любви. В человеческой любви, схематизируя ее многообразные проявления, можно выделить три главных ее вида, три уровня: любовь природная (физиологическая или телесная); любовь социальная как любовь к людям, ближним и дальним, любовь к природе, и, наконец, любовь духовная как жизнь на основе высших общечеловеческих ценностей. Предельной формой духовной любви будет Любовь к Богу.

В человеческом измерении наивысшей ценностью на планете Земля, как следствие Любви, является жизнь во всех ее формах и проявлениях. Высшим принципом человеческого бытия должен стать принцип благоговения перед жизнью, принцип У ВЭЙ, ненасилия. Человек также есть дитя любви. Он создан и предназначен смыслом своего появления в мире для любви и счастья. Любовь для него есть наивысшая форма реализация всех трех модусов человеческой природы: тела, души и духа. Любовь, в полном смысле этого слова, предполагает перерастание первого уровня любви во второй, а второго в третий, и наоборот, духовная любовь делает необычайно прекрасной телесную любовь и благородной – любовь социальную. В процессе взаимоперехода происходит их взаимопроникновение, возвышение и взаимообогащение. Удивительна и прекрасна Любовь мужчины и женщины, порождающая семью и детей. Родственная любовь в семье, к другим родным, к людям близким и «дальним» в условиях духовной самореализации перетекает, перерастает в любовь ко всему человечеству, ко всему миру и может со временем реализоваться в создание единой всечеловеческой семьи как всемирного братства.

Только пройдя все эти три уровня, мы можем достичь Любви всеобъемлющей и полноценной, любви духовной, соответствующей стадии гармоничного духовного человека – хомо анимабилис. Застревание на первом или втором уровне говорит о том, что человек еще не постиг вершин любви, еще не проявил в полной мере умение любить. Причем, наиболее полно любовь реализуется именно в духе, в духовности человека, поскольку именно Дух порождает в нем Любовь. Дух есть высшая и чистая, немотивированная, ничем не обусловленная, абсолютная, Любовь.

К несчастью, многие из нас и вправду еще не умеют любить, хотя эта способность, притом как главная, заложена в нас изначально, в том числе не только половым, но и духовно-религиозным инстинктом. В последние годы проявлений высокой любви как духовности стали стесняться. О них почему-то стало стыдно говорить. Матерных слов, сексуальных и порнографических сцен мы часто не стыдимся. А вот проявлений подлинной любви мы стали почему-то стыдиться. Вспоминается ситуация в телепередаче о семейной жизни, когда один из ее участников говорит: «Извините, но я буду говорить о необходимости любви в семье».

Надо еще раз подчеркнуть, что главный смысл и назначение земной любви человека реализуются в продолжении человеческого рода, в воспитании новых поколений, достойных высокого человеческого звания. Хотелось бы заметить для вдумчивого читателя, что сегодня 80-90 процентов нынешних беспризорников, детдомовцев – это дети при живых родителях, то есть дети, с детства лишенные любви и ласки. А ведь духовность закладывается в души детей через любовь еще до рождения, но, особенно, с момента рождения посредством любви со стороны родителей, и, прежде всего, матери. Если этого не происходит, возникает «нехватка любви» у таких детей, они становятся агрессивными, склонными в будущем к преступлениям.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Любовь как Путь к мудрости и основа человечности:

  1. Любовь к мудрости
  2. Любовь, Мудрость и Сила
  3. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  4. 1.4. Духовность как выражение человечности в современной психологии
  5. 2.3. ПУТЬ ИЗ ПЕЩЕРЫ КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ
  6. Космическая Мудрость – основа бытия Вселенной и человека
  7. Глава 41. Мудрость как высшее мышление
  8. Самопознание – основа движения к мудрости и самореализации личности
  9. 5. Бог-со-мной как любовь
  10. Софиогония как философия мудрости, ее зарождение, становление и развитие
  11. Любовь как совокупность добродетелей
  12. Философия как универсальная мудрость
  13. Мудрость как социальная форма наследования достижений культуры
  14. Принципы Космической Мудрости как законы Человеческого бытия