<<
>>

Мудрость как целостная истина и главная цель познания

Современная философия, базирующаяся на абсолютизации рационализма, тем более вся система наук, весьма смутно представляют содержание категории мудрости, проявление ее основных ценностных характеристик, значение для прогресса в области культуры, а также ее роль в истории философии[2] и общества, и в сфере научного познания.

Пониманию последней проблемы мешают заблуждения ученых и невежество нашего сознания в отношении мудрости. Весьма распространена точка зрения о тождестве знания и мудрости, философии и мудрости, жизненного опыта и мудрости. Одно из самых распространенных заблуждений обыденного сознания заключается в отождествлении их. Отсюда обычно следовал вывод, что мудрость – привилегия либо философов, либо ученых, или же пожилых людей. Молодежь же часто полагает, что мудрость есть просто многознание. В газете «Казахстанская правда» автор однажды дал интервью, в котором обосновывал позицию, что самые мудрые люди на Земле – это дети. Школа в процессе одностороннего обучения постепенно формирует из них интеллектуальных кретинов, лишенных истинного духовного содержания.

Значительная часть ученых считает, что мудрость – это вообще рудиментарный (устаревший) пережиток в сознании некомпетентных людей. Есть ученые, которые полагают, что мудрость и знание полностью совпадают. Мудрость – это и есть, по мнению таких ученых, добытые наукой знания. Но это явное заблуждение, поскольку знания составляют лишь часть мудрости.

Интересно мнение Н. Гартмана, для которого мудрость есть ценностное, этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Однако знания, добытые интеллектом, разумом, ценностного, этического аспекта не имеют.

На нравственное совершенствование ученого, или человека, штудирующего науку, добываемые знания прямого влияния не оказывают. Мудрость же, благодаря включению в нее, кроме глубоких знаний-умений, еще Любви и Совести, оказывается ценностью, весьма почитаемой людьми. Мудрость как целостное знание становится сущностью духовно-нравственного стержня личности.

Восточная культура, с момента ее становления, не знала жесткого разделения знания на религиозное, философское и научное, в ее теории и практике познания сохранилась ориентация на мудрость как способ и цель познания целостной истины. Поэтому, индийская культура, как и евразийская, не мыслили процесс познания человека и мира вне мудрости. При анализе видения мира, человека эти традиции сегодня сохранились в евразийской культуре, особенно, в ее русской и казахской разновидностях. И, может быть, далеко не случайно зарождение софиогонии произошло в клубе «Мыслитель» в Астане (Акмолинске) – географическом центре евразийского социокультурного пространства.

Для грядущих столетий мудрость может стать парадигмой в методологии познания и для науки, и для философии, и для религии, главной ценностной, бытийной основой их союза в совместном возрождении духовности народов. На новом витке познания возникнет грандиозная система целостного, нерасчлененного знания свободного и софийного всечеловечества, в котором софийность означает способность познавать, думать сквозь призму разума сердца (любви), уметь постигать человека и мир и сердцем, и умом любящей души! Мудрость есть Истина бытия человека, укорененная в его сердце, разуме и в поступках повседневной жизни.

Сегодня практически все ученые и подавляющее большинство философов совершенно отвыкли от подобной постановки проблемы. Она им кажется абсурдной, препятствующей научному познанию. К примеру, в последней работе крупного западного ученого и мыслителя Бертрана Рассела «Мудрость Запада» (М, 1998, стр. 490) нет ни одного специального параграфа с анализом проблемы мудрости в философии. О мудрости говорится попутно, по мере рассмотрения взглядов того или иного философа. Причина – абсолютизация рациональной формы познания, отождествление Б. Расселом философии и мудрости, мудрости и знания.

Известным прорывом в постановке проблемы о роли мудрости в научном познании на Западе являются книги Ф. Капра “Дао физики”, “Уроки мудрости” и др. В названных книгах ученый-физик стремится соединить мудрость даосизма с последними открытиями в физике. Он считает, что новейшие открытия в физике микромира ХХ века были известны в восточной философии несколько тысяч лет назад. Ф. Капра, как исключительно необычный ученый и философ, рассматривает сквозь призму мудрости общие проблемы эпистемологии (теории познания), а также проблемы частной методологии познания в физике, медицине, здравоохранении, в экономике, психологии, в области политического управления, в соотношении мужского и женского типов мышления и во многих других областях научного знания.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Мудрость как целостная истина и главная цель познания:

  1. § 35. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда
  2. Главная черта целостностей сознания - их фантомный характер.
  3. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  4. Главное - цель!
  5. Познание истины
  6. 6.1. Концепции истины в научном познании
  7. Главная цель сегментации
  8. Аксиома 7 (главное — цель)
  9. Для Церкви грех - это зло, разрушающее целостность человеческой личности, а для светского государства главное - забота о внешнем благополучии общества
  10. Глава 41. Мудрость как высшее мышление
  11. Принципы Космической Мудрости как законы Человеческого бытия
  12. Целостность как базовое свойство личности
  13. Целостность как базовое свойство личности
  14. Целостность как базовое свойство личности
  15. Мудрость как социальная форма наследования достижений культуры
  16. Софиогония как философия мудрости, ее зарождение, становление и развитие
  17. Философия как универсальная мудрость
  18. Любовь как Путь к мудрости и основа человечности