<<
>>

Мудрость обретения счастья

Читатель, видимо, помнит, что среди четырех главных жизненных целей человека важное место занимает достижение счастья. Существует несколько подходов к пониманию того, что же означает счастливая жизнь человека.

Говорят, что счастье каждый человек понимает по-своему: кто-то видит его в достижении личного благополучия, а кто – в приобретении богатства, кто-то – в любви, а кто – в поисках истины, в творчестве. Есть люди, которые видят счастье в борьбе за свободу и процветание Родины и т. д. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворенность его своей сегодняшней жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к какому-то идеалу.

Философский подход к проблеме счастья предполагает, прежде всего, решение такой проблемы: от чего или кого зависит обретение счастья, то есть как соотносятся в обретении нами счастья субъективный (человеческий) и объективный факторы, а также роль удачи, фортуны, судьбы, Бога. Для определения того, что есть счастье, как и при определении мудрости, обратимся к бессмертному творению Владимира Даля.[12] В своем словаре, при анализе значения слова счастья, он приводит два его смысла, что говорит об изумительно глубокой характеристике русским народом и его менталитетом значения слов.

Счастье человека зависит, по словам В. Даля, во-первых, от «рока, судьбы, участи (части), доли. (Такое наше счастье, что на мосту с чашкой)». Второе значение этого термина, по словам Вл. Даля, это «благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущ­ная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и доволь­ство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привы­чкам его». Получается, что смысл путей обретения счастья для русского человека тождественен общечеловеческому, философско-этическому пониманию этой проблемы, который начинается с разгра­ничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что от него не зависит, предзадано внешними усло­виями (обстоятельствами, участью, судьбой) и б) того, что зависит от самого человека как субъекта жизни и определяется мерой его собственной активности.
Второй путь обретения счастья исходит из внутренних, субъективных переживаний человека, от его сознания и предполагает человека в качестве активной личности, не надеющейся на пассивную жизненную позицию, выражаемую русским «авось».

В этом случае позиция обретения смысла жизни предполагает активный выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценностей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание роли собственных способностей и возможностей, на постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, творческой индивидуальностью, чем активнее он содействует утверждению в мире мудрости и добра, тем скорее такой человек обретет счастье. Чем более умело и мудро человек преодолевает зло и грехи, тем полнее, осмысленнее и целенаправленнее, тем счастливее становится его жизнь.

В параграфе первого раздела о софиогонии как философии мудрости, в перечне четырех главных жизненных человеческих целей задача достижения счастья приводится под номером четыре. Это вовсе не означает, что для реальной жизни человека она менее значима, чем желание стать мудрым, здоровым, преуспевающим. Более того, цель обретения человеком счастья следовало бы назвать первой, поскольку все мы убеждены, что каждый из нас рождается прежде всего для счастья. Это убеждение базируется на понимании сокровенного смысла нашей жизни, на представлениях о ведущей роли духа в реализации нашего жизненного предназначения, на факте понимания значения Любви, породившей нас, а также на ощущениях потока всесторонней Любви, постоянно сопровождающей большинство из нас в течение всей жизни. Позднее многие начинают понимать счастье как слияние земной человеческой любви с Любовью Божественной.

Следовательно, в самом общем плане понимания счастья его можно характеризовать как очень сильное, эмоционально-приподнятое состояние удовлетворенности человека своей жизнью или какой-то ситуацией, вызванной достижением важной цели, приобретением каких-либо благ и исполнением заветных желаний.

Вспомним, что Вл. Даль в своем словаре определяет счастье как благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанную насущ­ную жизнь, без горя, смут, тревоги; как покой и доволь­ство.

Конкретное содержание целей и форм переживания счастья связаны с повседневными условиями человеческого бытия, а также с социальным статусом и положением людей и общественных групп в обществе, характерными для данной эпохи или социальной среды ценностями и идеалами. Оно зависит также от мироощущения человека, его персонального ценностного кодекса (экософии) и понимания им смысла своей жизни. Если притязания человека значительно завышены по сравнению с его способностями или возможностями общества удовлетворить их, или если общество ставит непреодолимые преграды на пути к счастью, то жизнь может сложиться трагично, утратить всякую ценность и, следовательно, смысл. Есть и такая точка зрения – счастье человека возможно тогда, когда личные интересы он согласует с интересами окружающих. «Стараясь о счастии других, мы находим свое собственное», – говорил Платон. Есть и такая позиция: об обязательности постановки нравственных целей и нравственных средств в жизни человека, то есть обретения им добродетелей для достижения счастья. Другими словами, нельзя быть счастливым ценой несчастья других людей.

Несомненно, что обретение счастья становится сознательной активной целью каждого из нас. На протяжении жизни человека сопровождает неизбывная надежда на обретение счастья, либо с помощью своих способностей, или же с помощью высших сил в реализации этой цели. Стремясь к счастью, одновременно надо опираться на веру во врожденное благородство и доброту людей, на их способность к состраданию человеческим несчастьям. Доказательством справедливости таких надежд являются факты сострадания и помощи жертвам частых и многочисленных стихийных бедствий в разных регионах Земли.

Обретение счастья во многом зависит от нашего сознания, от содержания в нем того, что я называю человековоззрением, от ценностных установок человека и понимания им своей человеческой природы, возможностей у людей к духовному возрождению, от состояния их ума и способности его дисциплинировать.

Человеческая ментальность может находиться в состоянии негативного или позитивного восприятия жизненных ситуаций. Путем специальной тренировки можно преодолевать негативные идеи своего сознания и заменять их позитивными: гнев, зло и ненависть превращать в добролюбие, толерантное и уважительное отношение к людям. Тогда к нам неизбежно приходит ощущение жизненного счастья. В основе Мудрости человеческой природы укоренена Гармония трех главных общечеловеческих ценностей: Любви, Разума (Глубоких Знаний, Умений) и Совести. В соответствии с этими ценностями, если человек не испорчен нехваткой любви в детстве, негативными отношениями с недобрыми людьми, а затем ошибками в системе образования, счастье достижимо. Важно также повсеместно возродить софийные устои быта, базирующиеся на народной мудрости, направить становление человека на путь духовной самореализации. Тогда каждый из нас при желании сможет овладеть способами обретения полнотой позитивного человеческого счастья.

При осознании этих путей важно усвоить ряд правил, принципов: соблюдать меру во всем, не подвергать проклятию мирские, плотские наслаждения, не осуждать само по себе богатство и стремление человека к деньгам. В каждой конкретной жизненной ситуации нужно соблюдать принципы «знай меру» и «живи по совести», выработки правил «потолка желаний» в обладании и экономном расходовании денег, пищи, времени и энергии. Надо оценивать все блага с точки зрения морали, постоянной оценки нравственного значения способов и целей материальных, телесных и иных наслаждений. И еще, важно постоянно задавать себе вопрос, сделает ли меня данное конкретное действие, слово, мысль, переживание счастливее? Такой критерий обретения счастья предлагает Его Святейшество Далай-Лама и доктор Говард К. Катлер в книге «Искусство быть счастливым» («София», 1999). Советую проштудировать эту книгу. Главный ее вывод: счастье достижимо путем системы целенаправленных действий и тренировки сознания. Очень интересный и, как мне кажется, весьма полезный вывод.

Полезность этого совета мы осознаем еще глубже, если возьмем мудрость в поводыри по лабиринту поиска путей к счастью

Подведем предварительные итоги нашим размышлениям о счастье. Счастье есть наиболее приятная для нас форма переживаний, доставляющая нам высшее блаженство. Формы переживаний счастья, их характер, интенсивность, продолжительность связаны с тем, чем вызван процесс ощущений счастья, каков его предмет, а также у каких людей, с каким сознанием эти переживания возникли. Для характеристики содержания этих переживаний важно, являются ли эти люди верующими или атеистами. Сам процесс переживания счастья может быть обусловлен получением благ либо материального, либо духовного свойства, а также с тем, как, какими способами они (блага) нам достаются: или как подарок судьбы, жизненных обстоятельств, или же вследствие упорных стараний человека в различных сферах жизни и деятельности.

Философия мудрости (софиогония) пытается соединить и гармонизировать при анализе любой проблемы позиции трех подходов: философского, научного и религиозного. В религии чаще всего счастье рассматривается как блаженство и как высшая цель жизни верующего, рассматривается как награда за безгреховность жизни, за воплоще­ние в ней требований Божественных заповедей. Совершая нравственно добрые по­ступки, мы испытываем внутреннее равновесие и довольство во время самой такой деятельности, ибо мы сознаем ее глубокий смысл и великое значение. Таким образом, исполнение нравственных требований и законов дает нам блаженство: «исполнитель дела бла­жен... в своем действовании» (Иак. 1:25). А потому счастье, нравственное совершенст­во и блаженство неотдели­мы, тем более, что нравст­венное совершенство и со­стоит в равновесии духов­ных сил и стремлении чело­века с их проявлениями вовне. При этом нужно по­мнить, конечно, что нрав­ственное совершенство здесь понимается только в относительном смысле, так как абсолютное совершен­ство принадлежит только Богу, и человек может лишь приближаться к Не­му. В известной Нагорной проповеди (Мф.

5,3-11) Иисус Христос говорит о том, что приносит человеку блаженство (счастье). «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступи­ли к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, так учил их:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаж­дущие правды, ибо они насы­тятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Не­бесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли.

Анализ понимания общности и различия в толкования счастья верующими разных конфессий, а также особенности переживаний счастья у атеистов, должны составить предмет специального исследования. Эту трудную работу еще предстоит выполнить при сравнении священных текстов различных мировых конфессий и традиционных религий.

Трудности и сложность понимания путей обретения счастливой жизни значительно возрастают ввиду многих тайн человеческой природы, в частности ее триединства и особо важной роли Духа в жизни человека и в обретении им счастья. В духовности проявляется сущность человека, поскольку его духовные качества формируют главные ценностные ориентации личности, а, следовательно, и ее образ жизни, отношение к другим людям, поведение человека в обществе и многое другое. От персонального духовно-нравственного кодекса зависит индивидуальное понимание счастья и путей его достижения. В современном человеке духовность развита менее всего, потому что через систему образования и обучения мы познаем, главным образом, внешний мир. Изучением духовной природы человека, решением задачи, как обрести духовность, помочь человеку найти Пути к духовному возрождению, как с помощью духа управлять особенностями переживаний счастья в каждом из трех модусов по отдельности и в их единстве, наша система образования и воспитания не занимается.

Тело как сложно структурированный организм представляет собой биофизическую, материальную основу индивида. В то же время, тело – носитель, проводник и материальная форма соединения свойств и функций духа и души человека. Тело – это Храм Духа, который играет решающую роль в духовном бытии человека. Именно дух определяет направленность деятельности «секторов» души, основные качества личности, ее сущность. Дух – причина и основа жизнетворной силы души, а через нее дух является главный фактором управления человеческим телом. В сложном единстве всех аспектов человека, структурность и взаимодействие которых наукам еще предстоит изучить, дух является центром формирования, становления и развития человеческой личности на всех ее уровнях. Дух как частица Высшей Реальности – сущностной стержень триединой природы человека. В нем заложена главная отличительная черта человека от всех других живых существ. Дух – это жизнетворящее начало в становлении человека как личности, в развитии ее самосознания и духовном возвышении, в обретении счастья. Душа человека является проводником воздействия духа на психику, ум и тело человека. Видимо, она является сферой, средой, где осуществляется взаимодействие Духа, разума и подсознания. Душа – форма и способ существования и проявленности Духа, а также связующее звено между духом и телом человека. Вместе с духом, душа является энергетической силой, движущим началом и сферой появления мотивов духовной ориентации и путей обретения счастья. Она вместе с духом – вместилище и восприемница достижений нравственности, место «работы» индивидуального нравственного кодекса. Это своего рода «дом», место «проживания» Софии, Мудрости, содержащихся в духе человека. Ими определяется духовность и реализуется позитивная сущность личности и личностное понимание счастья и путей к нему.

Как конкретно это происходит, является тайной, которую еще предстоит разгадать совместными усилиями науки, философии и религии, поскольку в каждом уровне человека по особому понимается смысл человеческого счастья. В телесной, организменной ипостаси мы стремимся к чувственным удовольствиям, к удовлетворению своих инстинктов и подобны животным. Люди, живущие преимущественно на этом уровне, счастье понимают как телесные наслаждения. Вторая ипостась нашей жизни – социальная, наше положение в обществе и наши отношения с другими людьми. Здесь часто господствует наше ЭГО и его стремление к материальным благам. Их умножение отождествляется со счастливой жизнью. Но самая большая тайна – третья составляющая человеческого счастья, духовная, к которой мы приближаемся в те периоды или дни своего бытия, когда заняты творчеством, когда мы любим, когда делаем добро другим людям, сострадаем им. Именно тогда с помощью Любви, глубоких знаний и совести мы обретаем блаженство счастья. Импульсы желания обрести счастье в этой ипостаси идет от сердца, то есть от Любви. А Любовь, вспомните, это главная составляющая Мудрости, когда в единстве с Разумом, знаниями-умениями и с Совестью человек учится жить по законам высших ценностей и обретает блаженство счастья как прекрасное, но трудно объяснимое состояние человека.

Возвышая себя на пути обретения счастья, важно понять, какие общечеловеческие ценностные качества заложены изначально в нашей природе. Только в этом случае, при постижении духовной сущности своего истинного «Я», человек становится Человечным. Надо постоянно помнить, что знание наук о внешнем мире не улучшает наши духовные и нравственные качества, не делает человека более совершенным. Именно поэтому надо помочь себе, как с помощью средств духовной самореализации открыть с помощью мудрости пути к самопознанию и формированию в себе высших духовно-нравственных качеств и тем самым обрести подлинное, а не мнимое счастье.

Причины и импульсы духовной самореализации бывают самые различные. Одни духовное обновление черпают в творческом труде. Другие – в ежедневных молитвах, медитациях или при чтении священных книг. Третьи духовное обновление могут испытывать под влиянием великих литературных или музыкальных произведений. Кто–то находит это обновление в общении с природой. Природа делится своей благодатью с теми, кто способен слиться с ней, с ее красотой. Великой волшебницей духовного возрождения человека и всего общества является Любовь. В числе всеобщей причины духовной самореализации человека называют и особый, духовно-религиозный инстинкт, требующий ответа на главные смысложизненные вопросы человека, постижения Тайны Бытия человека и Космической Мудрости.

В числе средств и методов этого сложнейшего процесса, кроме названных выше, очень важным психотехническим способом духовного обновления является медитация, а также особые приемы дыхания. В процессе использования этих методов мы учимся концентрации сознания, определенным формам самогипноза и расширения своих способностей, освобождения сознания от засилья ума, методам освобождения от отрицательных эмоций и ценностей: эгоизма, гордыни, зависти и гнева, корыстолюбия, обмана и ненависти. Одновременно с преодолением этих пороков в характере человека могут укореняться доброжелательность, любовь ко всему, сострадание, милосердие, справедливость и другие позитивные ценности. Вообще, как и почему происходит духовное обновление человека – это задача, которую очень трудно объяснить и разрешить. Духовное обновление, духовное возрождение человека происходит под влиянием самых разных, часто внезапных импульсов. Их причины еще предстоит открыть и исследовать.

Какие-то импульсы и пути духовного возвышения человека, их характеристику читатель сможет отыскать для себя в этой книге. В решающей степени, по мнению автора, духовное возрождение зависит от содержания личностной философии, от ее софийного содержания, софийных смысложизненных парадигм и методов их реализации. Часть из них графически отображена в цветке человеческой мудрости – в форме взаимосвязи законов духовной и социальной самореализации человека.

Для обретения счастья очень важно ощущение социального равновесия, личной безопасности, необходимого уровня качества жизни. Эти ощущения приходят изнутри, из интуиции. Они возникают из точных и верных принципов, которые глубоко укоренились в нашем сердце, в нашем разуме и в подсознании. Они порождаются и таким отношением к жизни, как стремлением обрести внутренний мир, гармонию мыслей, слов и поступков, когда наше жизненное, ежедневное поведение и навыки соответствуют нашим основным, жизненным ценностям. И, особенно, это связано с развитием нашей совести, поскольку душевное равновесие возникает только тогда, когда твоя жизнь, мысли и слова не расходятся с делами, находится в гармонии с софийными принципами и ценностями, с твоей совестью. Если она у тебя есть. Если ее нет, или она недостаточно развита, то это может привести к тому, что преступное, грубое, грязное может заполнить темные стороны нашей природы, заглушить чувства высшего порядка, которые задается вопросом, а что есть добро и что есть зло. Надо стремиться к тому, чтобы добро восторжествовало. Постоянно развиваемая и просвещаемая совесть поведет нас по дороге увеличения личной свободы, безопасности, мудрости и синергии с высшими человеческими ценностями, с индивидуальным нравственным кодексом, задающими направленность и «скорость» духовного возрождения, конкретные индивидуальные пути обретения счастья.

Один из самых сильных, самых высоких его мотивов заключается в том, что духовное возрождение и счастливая жизнь нужны не только нам, но и нашим потомкам, последующим поколениям всего человечества. Своим детям мы можем завещать лишь два непреходящих наследия. Одно – мудрость культуры человеческого бытия, второе – могучие крылья свободы и человеческого счастья. Думаю, что передача такого наследия своим детям, как и другим людям, реализуется в том, что мы можем наделить их свободой подняться над теми негативными сценариями, которые когда-то существовали и существуют по сей день в нашей жизни. Человек становится автором перемен, связующим звеном между прошлым и будущим, если перемены в самом себе могут повлиять на твою жизнь, а через нее на жизнь твоих детей и грядущих поколений. Надо понять, что именно ты (то есть каждый из нас) ответственен за процесс социального наследования мудрости в культуре, в ее ценностях, традициях, обычаях, в достижении жизненного благополучия и полноты человеческого счастья.

И еще надо помнить, что перемены настоящие, действительные, происходят по принципу «изнутри – наружу». Софийные корни бытия, образ мыслей, в соответствии с фундаментальными, основополагающими, общечеловеческими парадигмами, определяют характер личности, ее человековидение и мировидение. От воплощения в нашу жизнь законов Космической Мудрости, укоренения софийного сознания и софийного бытия зависят сохранение, а также поступательная эволюция человека и общества. И пусть вдохновит нас на великую любовь, на доброту и сострадание изумительная красота прекрасного соцветия основных законов человеческой мудрости, которые приведут в будущем к духовному возрождению всечеловечества и наступлению духовного века!

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Мудрость обретения счастья:

  1. § 1. Смерть как одна из форм обретения свободы и начало мудрости
  2. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  3. Джеймс Шаллер.. Потеря и обретение отца.0000, 0000
  4. Обретение свободы личностью: этапы ее развития
  5. 1. Что такое счастье?
  6. Счастье
  7. Пеги Феникс Дабро. Элегантное обретение силы. Эволюция сознания., 0000
  8. Элегантное обретение силы Эволюция сознания
  9. 3. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
  10. Счастье одиночества
  11. Счастье по пунктам
  12. Обретение людьми Закона и Благодати обусловлено различными историческими моментами.