<<
>>

Национальная идея и поиск самоидентификации

Однако политики и экономисты, философы и культурологи при подходе к реализации конкретных шагов в развитии России начинают говорить о национальной идее. Напомним, что национальная идея – это мировоззрение, система идей, национальное сознание и самосознание, целью которых является отстаивание важнейших принципов бытия нации. Это – духовный способ бытия нации, сравнимый по значимости с материальным производством, социально- политической деятельностью и художественным творчеством народа. Ее можно называть квинтэссенцией устремлений этноса во всех областях социального бытия и самоидентификации.

В таком смысле национальная идея совпадает с национализмом, не требующим никаких реабилитирующих его в глазах общественного мнения оговорок. «Но национализм может и должен быть понимаем без обращения к «нациям» как к объективным общностям. Вместо фокусирования на нациях как реальных группах нам следует обратиться к национальному (nationhood and nationess), к «нации» как практической категории, как инструментальной форме и как делу случая. «Нация» - это категория практики, а не категория анализа. Чтобы понять национализм, нам необходимо понять практическое использование категории «нация», как эта категория структурирует понимание, наполняет мысль и опыт, организует дискурс и политическое действие».[87] Нация не является историческим субъектом, вместо этого – это социальные отношения власти и знания. Тем не менее, эти отношения становятся формой дискурсивного режима, при котором нация представляется как исторический субъект.[88] Таким образом, мы придем к тому, что не отсутствие национальной идеи, а затянувшееся неблагополучие жизни становится главной опасностью для будущего страны, для ее единства.[89]

Однако, есть еще проблема самоидентификации или идентичности. Как известно, кризис идентичности в Новое время отражал состояние человека посттрадиционного общества, который уже осознал нетождественность Я и Мы, но еще не определили содержание своего Я. Кризис идентичности был вызван тремя факторами: индивидуализацией, атомизацией и отчуждением. Индивидуализация приводит к разложению, распаду монолитной традиционной общности, ставит человека перед необходимостью самоопределения. Особенности характера производства развитого общества приводят к отчуждению человека от этого общества и даже от самого себя. Атомизация разрушает прежние устойчивые социальные структуры и превращает общество в бесформенную массу. Человек, столкнувшись с кризисом идентичности, вынужден прибегнуть к активным поискам критериев новой самоидентификации. Это обстоятельство порождает массовые движения нового типа. Массовые движения представляют собой средство, способ преодоления издержек индивидуализации и обретения своего Я, проявление гипертрофированного коллективизма. Наиболее эффективными, понятными и привлекательными критериями самоидентификации оказываются национальный и социально-классовый. Поэтому массовые движения усваивают и соответствующие – националистические и классово-эгоистические – концепции.

С другой стороны, развитие науки и техники приводит к нигилизму, приобретающему всеобщий характер, порождает стремление к рационализации и легитимирует притязания массовых движений, способствует зарождению и укреплению в них убежденности в своих правах на политическую власть и в своих способностях управлять государством и обществом.

Теперь массы претендуют не просто на влияние на политическую власть, а на саму политическую власть. Создание новых технических условий функционирования общества, прежде всего – появление средств массовой информации и коммуникации, делают возможным превратить общество в единый организм. Однако трансформация общества происходит в условиях, когда во многом сохраняются особенности прежнего менталитета, что не может не придавать специфических оттенков новым выводам и воззрениям, как и специфических интерпретаций рационального и иррационального, ценностям, как регуляторов развития общества.

Формируется специфическая система ценностей и специфический тип человека. Новая система ценностей характеризуется: тем, что она: 1) содержит сформулированную конечную цель социального функционирования, базирующаяся на «научных» обоснованиях; 2) характеризуется убежденностью в достижимости цели, базирующейся на хилиастическом и эсхатологическом характере мышления; 3) отличается уверенностью в знании средств и способов достижения поставленной цели; 4) характеризуется уверенностью ее приверженцев в своем праве идти на достижение поставленной цели. Это путь к тоталитаризму.

Для современных культур европейского типа характерен высокий динамизм, связанный как с сохранением традиций и их модификацией, так и с различного рода культурными новшествами. Преемственность в эволюции в такого рода культурах позволяет им сохранить основы своего существования. Способ выделения человека из мира (или способ идентификации человека с чем-то) определяет не только сущностные свойства человека, но и сущностные свойства культуры. Способ выделения человека из мира (идентификация) определяет онтологические, гносеологические и аксиологические воззрения и определенным образом влияет на организацию деятельности, влияет на выбор целей, средств и достижение результатов. Следует иметь в виду, что идентификация человека (отождествление себя с чем-то) реализуется как в индивидуальной форме, так и в социальной, которые определенным образом взаимодействуют. Основными историческими типами идентификации человека являются: соматическая, психическая или этноидентификация, и личностная или духовная. Очевидно, что этими способами не исчерпывается все многообразие возможных способов выделения человека (идентификации). При этом, возникновение исторически более поздних способов идентификации не означает полного исчезновения предшествующих, которые продолжают действовать, не занимая доминирующего положения и взаимодействуя с последующими способами идентификации.

Реакции на возникающие в культуре проблемы, идущие либо в русле традиции, либо в русле нововведений, будут определяться тем способом, которым человек выделяет себя из мира. Культурная традиция реализуется в случае, если возникающие проблемы находятся в рамках существующего способа идентификации человека. Новации в культуре могут возникать, если проблемы решаются на основе нового способа идентификации, который возникает вначале как индивидуальная идентификация (или группы). Это позволяет человеку мыслить по-новому: дает иную онтологическую «картину мира», позволяющую по-новому познавать и оценивать мир. Такой подход (первоначально не осознанный и не вербализированный) дает возможность сформулировать более эффективное решение возникающих проблем, чем решение в рамках существующего способа идентификации (традиции).

Новации принимаются или отвергаются, но они – элементы (чуждые на первых порах данной культуре). Среди составляющих культуры значительная роль принадлежит религии. История свидетельствует, что на всех этапах развития цивилизации религия способствовала как утверждению традиций в культуре, так и введению новаций. Становление соматической идентификации было связано с ранними формами религии – тотемизмом, культами, основанными на кровном родстве, и др. Консолидирующую роль в этноидентификации (психологической идентификации) играли национальные религии. Они выступали в качестве идеологической основы социально-политической консолидации в национальных государствах и национальных культурах. Важную роль в утверждении личностной или духовной идентификации играют мировые религии. Именно они ломают этносоциальные и этнокультурные (кастовые, национальные, государственные и др.) барьеры, разрушая предшествующий способ идентификации. Такова общая схема, нуждающаяся в конкретизации.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Национальная идея и поиск самоидентификации:

  1. Идея ограниченности национального пространства и находящихся в нем ресурсов;
  2. Русская идея Права - это, прежде всего, идея Любви.
  3. К ПРОБЛЕМЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
  4. Глава 19 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'
  5. Методологические основы измерения национального продукта. Система национальных счетов
  6. Тема 5. Национальная экономика. Понятие экономического потенциала, национального богатства и индекса человеческого развития.
  7. 2. Валовой национальный продукт и национальный доход
  8. Развитие национально-демократического движения в Беларуси и его роль в становлении национальной государственности
  9. 3. Чистый национальный продукт, национальный доход
  10. 11.3. Идея
  11. 11.3. Идея
  12. Раздел III МАКРОЭКОНОМИКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Лекция 13 Тема: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО