<<
>>

Нестандартные логики.

Имеется некоторый антиреалистический аромат в работах по альтернативных логике. Развитие энергичного интереса к формализации противоречило традиционному мельбурнскому безразличию к формальной логике и андерсонианскому скептицизму относительно всех современных достижений логики. Возможно, существенно, что многие из логиков были мигранты, особенно Len Goddard и Graham Priest (из Великобритании), Bob Meyer (из США), и Richard Sylvan, ранее Роутли (из Новой Зеландии).

Так или иначе, австралийские философы оказались в центре деятельности по развитию различных форм логики, направленных против имеющихся предрассудков.

Приор, на которого неизменное влияние оказывали польские логики, стремился расширить аппарат классической логики. Джон Мэки, например, утверждал, что условные высказывания не являются, строго говоря, истинными или ложными. Они утверждают консеквент только «в области действия» определенной «суппозиции», и это было развитием его прежней идеи о том, что условное высказывание — это сокращенное рассуждение, а не утверждение. Льюиса совершенно не убедили все эти попытки истолковать любое условное высказывание как говорящее о действительном. Как и Армстронг, Дж.Л.Мэки был очень независимым учеником Джона Андерсона, но в отличие от Армстронга большую часть своей жизни он провел за пределами Австралии, по большей части в Оксфорде. Его взгляды относительно вероятности наиболее полно изложены в книге: Mackie J. Truth, Probability and Paradox, 1973, которая наполовину посвящена Андерсону. В ней содержится критика теорий возможных миров. В работе «Цемент вселенной» (Mackie J. The Cement of the Universe, 1974) он разрабатывает условную теорию причинности.[618] Основоположение своего плюралистического антиреализма он обосновывает в полемике с эссенциалистическим реализмом Д.Андерсона. Мэки считает невозможным рассмотрение Я как простой сущности, а, как и Юм, видит ее только конгломератом различных проявлений сознания. Эту концепцию он пытается соединить с индуктивной логикой Милля, утверждая, что любая посылка индуктивного вывода носит вероятностный характер. Мэки утверждает, что его методология наиболее успешно «работает» при анализе социальной жизни. Так, идеология не может быть рассмотрена на современном этапе как единая система понятий, ценностей, убеждений. Только анализ конкретных моральных ситуаций дает истину.

В Новой Зеландии, относительно новые формы логики (особенно временная логика и модальная логика) успешно исследовались Артуром Приором (Arthur Prior 1914-1969) (1957, 1967 1968),[619] Джорджем Хьюсом (George Hughes) и Максом Кресвеллом (Max Creswell). Другой новозеландец, Ричард Роутли (Routley)[620] (ранее Ричард Силвэн (Richard Sylvan), исследовал различные неклассические логики – что отражено в его монументальной работе Exploring Meinong’s Jungle and Beyond (1980) - и помог преобразовывать Австралийский Национальный университет в 1970-ых в главный мировой центр по исследованию «релевантной логики».[621] А.Приор утверждает, что наряду с установлением формальной достоверности высказывания субъект этого высказывания должен быть отнесен к определенному моменту времени. «Видимая эгоцентричность рефлексивного класса выражений ошибочна».[622] Временные условия высказывания являются реальными и не зависят ни от сознания субъекта, ни от структуры нашего языка.

Инновационные исследования по логике продолжают выполнять в большинстве кафедр философии в Австралазии. Так, изначально связанное с Питсбургом учение об импликации, а в более широком смысле — об обусловливании, в последующем получило развитие в довольно неортодоксальных направлениях в Австралии и Южной Америке, положив начало «паранепротиворечивым» логикам.[623] Формулируемые в этом учении требования к импликации автоматически исключают парадоксы как строгой, так и материальной импликации. Принципиальные работы по паранепротиворечивой логике выполнил Грэм Прист (Graham Priest) из Мельбурнского университета (Priest 1987, 1995). Такого же калибра и работа Ллойда Хумберстоуна (Lloyd Humberstone) из Монаша по модальной логике.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Нестандартные логики.:

  1. Глава 9. НЕСТАНДАРТНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА – ОКОНЧАНИЕ)
  2. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  3. 3.3. Несколько нестандартных способов начала ответа
  4. 9.2. Краткая характеристика отдельных видов нестандартных нормативно-правовых предписаний
  5. 1. ЛОГИКА
  6. 8. РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКА
  7. 6. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКИ
  8. 7. МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
  9. 8.2. Концепция логики
  10. 8.2. Концепция логики
  11. Субъективная логика диалектического противоречия