<<
>>

Новая концептуализация общественных изменений

Появляется возможность принципиально новой концептуализации общественных изменений, которая открывается в связи с анализом событий и тенденций 70-90-х гг. (кризис индустриальной экономики массового производства / потребления; кризис централизованной политики всеобщего благоденствия; катастрофически быстрое распространение новых технологий труда, образования и досуга и т.п.). В совокупности эти тенденции выглядят как новый контингентный сдвиг, который превратил процессы виртуализации общества в ключевые установки социальных изменений и дал старт тенденции экспансии политики образов.

Курс замещения реальных вещей и поступков образами, рост спекулятивной экономики, организация транснациональных рынков капитала, виртуальная - симуляционная экономика. Не претендуя на нормативность, можно допустить, что глобализация в собственном смысле предполагает, что символические практики становятся в обществе ведущими по отношению к материальным (связанным с богатством и принуждением), и предстают по своему существу как глобализация символических обменов, освобождающих (уже в силу своей природы) социальные отношения от пространственных форм. С этой точки зрения, условием глобализации становится развитие электронных СМИ и коммуникации, информационных технологий и компьютерных сетей. Последние многозначно совмещают удаленные события и места и делают их тотально взаимозависимыми, а глобальная сеть позволяет схватывать мир как единое целое.

Ф.Джеймисон пишет в понятийной постмарксистской перспективе о «критике культуры», которая предстает у него как логика культуры позднего - мультинационального - капитализма, одной из ключевых характеристик которой является новый тип пространственного опыта. По его мнению, мы является свидетелями определенной мутации «заостренного пространства», в которое мы вовлечены нашим взглядом и нашим телесным опытом и которое вполне может трактоваться как форма организации социальных практик. Обычное пространство состоит из вещей или организовано их отношение и является соразмерным человеческому восприятию и действию, а вот новый тип пространственного опыта может быть обозначен как опыт гиперпространства – в новых урбанистических ансамблях отсутствует перспектива и вообще всякая человеческая соразмерность. Постмодерновое гиперпространство в итоге вышло за пределы способностей индивидуального человеческого тела локализовать себя, перцептивно организовать свое ближайшее окружение и познавательно картографировать свое положение во внешнем виде. Этот разрыв сам может служить символом и аналогией еще более острой дилеммы – неспособности нашего сознания картографировать многонациональную и децентрированную коммуникативную сеть, в которой мы как индивидуальные субъекты обнаруживаем себя запутавшимися. Рассогласование между индивидуальным и социальным вызывает экзистенциальное замешательство, нейтрализующее нашу способность бороться и действовать.

Эту тенденцию подкрепляет транскультурность, культура становится симулякром, а плюралистичность, потерявшей элитарность культуры, подменяется некоей гибридизацией культуры с литературой, эстетикой, правом, историей религий и т. п. без расовых, национальных, региональных и иных различий. Культура в своих сочетаниях и видах переходит под знамена игры с мифологией, структурой, смыслом. Подобная реакция на изменение социокультурной ситуации, формирующихся стереотипов массового сознания, раскрывает тот факт, что иерархия стоимостей, как и ценностей, оказывается чистой спекуляцией, а овеществление отношений людей передает самоосуществление личности системе потребления, которой управляет реклама, берущая на себя ответственность за все общество в целом (Бодрийяр).

Мы находимся в процессе мировой культурной интеграции. Движение к униформизму - это потеря культур и становление конформистов. Телесериал освобождает от символов, требует декодирования. Качество массовой культуры связано с количеством. Высокий уровень доступа неличен. Присваиваются определенные стереотипы восприятия. Да и в культуре произошел радикальный цивилизационный излом (Деррида, Бодрийяр, Рикер, Фай). Переход от линейной к образной культуре и цивилизации. Культура образа формируется по иному, начинают плодотворно функционировать модели Востока, где они изначально разработаны. Цивилизация - символическая культура. Следовательно, не стоит преувеличивать аксиологическую сущность культуры, а надо переходить к качественно иному. Это открытый репертуар. Об этих процессах писали Леви-Стросс, Хассан, де Ман, их критикуют Хабермас, Рорти, Пас, Борхес. Здесь же возникают проблемы идентичности. Идентичность - это уже и путь, характер, культура, самобытность. Надо разделить культуру и философскую рефлексию культуры и философии. И проблема идентичности - это проблема научного пути развития цивилизации землян. Западная цивилизация, став на путь «иметь», а не «быть» (Фромм), предопределила противостояние людей, стран, культур именно по отношению к «иметь». Поэтому в основе современного глобального кризиса лежит отмеченный западными мыслителями факт кризиса человека, его способа бытия, идентичности, форм рациональности, преодолеть который можно только расширив сферу рациональности и обогатив смысл рационального опытом Востока.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Новая концептуализация общественных изменений:

  1. § 4. Изменения в государственном и общественном строе Спарты в IV—III вв. до н. э.
  2. Хаос постиндустриальных концептуализаций: к критике некоторых подходов
  3. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
  4. Изменения в развитии общественного производства 2.1.1. Этапы развития мирового сообщества
  5. Тема 13. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений
  6. НОВАЯ КАРТОГРАФИЯ
  7. 1. Формы совокупного общественного продукта: натуральная и стоимостная. Два подразделения общественного производства
  8. Тема 13. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений
  9. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ)
  10. 3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ
  11. 2.6. Труд инженера и его новая роль
  12. НОВАЯ ТЕОРИЯ
  13. НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ
  14. Новая рациональность
  15. 4. новая онтология
  16. ГЛАВА 13 НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ
  17. НОВАЯ ВОЛНА МИГРАЦИЙ
  18. Новая идея опыта.
  19. 2. Новая наука: теоретический образ
  20. 5.15. Новая волна китайского шопинга в Приморье