<<
>>

Новая рациональность

С другой стороны, сторонники новой рациональности отражают ситуацию интеграции наук, что предполагает плюрализацию подходов, ломку иерархических структур познания, распадение рациональности на несоизмеримые типы с одновременным существованием различных идеалов разума.

Черты неклассичности современной философии – это, скорее, симптомы особого переходного этапа в познании, в философии, в культуре с дрейфом методов из одной области в другую, но и с возникновением целого слоя общей проблематики[6]. С точки зрения новой рациональности требование беспредпосылочности, непредвзятости научного познания является невыполнимым. Так события социальной жизни относятся сразу ко всем трем временным измерениям. Даже предрассудок понимается ныне как форма культурно-исторического наследия. В новой рациональности происходит возврат к проблеме смысла бытия, а культурно-исторический фон его определяется метафорическим и аллегорическим живым обыденным языком. Все это делает невозможным построение «совершенно правильной», универсальной, рациональной картины мира. Критикой Разума должна заняться Культура, а идеалом культуры объявляется то ее мыслимое состояние, в котором свободное творчество индивида полагается высшей ценностью, даже если это творчество нарушает какие бы то ни было каноны и установления. Здесь как бы манифестируется разочарование современного мышления в безусловных ориентирах культурной истории и склонность к мозаическому, калейдоскопическому и плюралистическому видению мира и места человека в нем [7].

Массовая культура с ее манифестациями создает виртуальные реальности и мультиплицированную гетерогенность, которые все дальше отдаляют субъекта от подлинного знания, картины мира и ее аутентичной рефлексии. Субъект, уверенный в своей правоте, перестает существовать. Ему на помощь приходит дис­курсивный поворот, выдвигающий на первое место поэтическо - риторические, социально-исторические, плюралистичные, чувственно- эстетические аспекты использования языка. Происходит ориентация на диалогичное, аргументированное рассмотрение роста знания. Многие полагают, что этот поворот по сути своей является поворотом к некому милосердному релятивизму, опирающемуся вместо фундаментальных принципов на оправданную этическую причину.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Новая рациональность:

  1. § 3. Синтез модели рационального выбора и феномена ограниченной рациональности
  2. § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности
  3. 1.1. Наука – часть европейской рациональности
  4. НОВАЯ КАРТОГРАФИЯ
  5. 3.3.2. Схоластическая философия и новая интерпретация природы
  6. Рациональное и иррациональное
  7. Глава 2. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
  8. НОВАЯ ТЕОРИЯ
  9. НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ
  10. 4. новая онтология
  11. 2.1. Понятие рациональности в трансцендентальной прагматике
  12. § 4. Широкое понимание рациональности и истинный альтруизм
  13. § 3. Сугубо эгоистическая рациональность
  14. 16.3 Рационально-эмотивная теория А.Эллиса
  15. ГЛАВА 13 НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ
  16. НОВАЯ ВОЛНА МИГРАЦИЙ
  17. Новая идея опыта.
  18. Трансцендентный источник рационального знания
  19. 5.15. Новая волна китайского шопинга в Приморье
  20. 1.17. Рационально-научное познание: значение и пределы