<<
>>

Обретение свободы личностью: этапы ее развития

Сейчас мы поведем речь о победе над собой, над преодолением своего несовершенства. Стивен Кови определяет общую парадигму развития человека в двух стадиях: личная победа и общественная победа.

На оси зрелости (см. Схему семи навыков С. Кови) саморазвитие выглядит как переход от зависимости, когда развитие человека определяют другие люди или обстоятельства, к независимости, когда человек сам определяет свое развитие и эффективно воздействует на обстоятельства.

Самый высший этап совершенствования человека во взаимозависимости, когда, наладив хорошие отношения с другими людьми, мобилизуются их усилия. В результате итоговый результат от синергии усилий становится значительно эффективнее, чем если это были бы просто личные усилия.

На этапе личная победа необходимо отработать три навыка: навык свободы оптимального выбора, навык постановки и реализации цели и навык эффективного управления собой во времени (научиться сначала делать то, что нужно делать сначала).

Характеризуя навык свободы выбора как закона мудрости, Кови рассказывает, что открытие этого навыка принадлежит Виктору Франклу.

Во время войны он находился в фашистском концлагере. У него погибли в газовых печах жена, брат, почти все члены семьи, кроме сестры. Будучи нагишом в штрафной камере концлагеря, Виктор Франкл открыл, что человек может достигнуть подлинной степени свободы выбора, свободы действовать независимо от внешних обстоятельств. Это было связано с воображением, с независимой волей, с состоянием самосознания личности.

Человек может и в условиях концлагеря представить себе, что он делает нечто другое, прямо противоположное действительным условиям. В частности, В. Франкл тренировался в завоевании свободы выбора, путем мысленного чтения лекции студентам. Его действительное поведение, базирующееся на свободе выбора, завоевало ему огромный авторитет среди узников.

Будучи свободными, мы ответственны за нашу жизнь и наше поведение, потому что оно зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем и должны подчинять наши чувства нашим принципам и ценностям. Тогда приходит ответственность за свое поведение. Ведь слово «ответственность» происходит от слова «ответ», то есть это способность выбрать свой ответ на всё происходящее.

С. Кови делит людей на несвободных (реактивных), то есть на тех, кто действует под влиянием внешних раздражителей, внешних импульсов и, на людей, обладающих активной свободой выбора (проактивных). Проактивные люди способны подчинить свои импульсивные реакции личностным принципам и ценностям. В этом заключается сущность свойства активной свободы выбора. Одним из следствий действия закона свободы выбора является то, что свободных людей, инициативных, находчивых, творческих достаточно много. Для достижения эффективности необходимо создавать, развивать, укреплять, тренировать способность к активной свободе выбора. Это один из основных критериев и способов достижения успеха. Причем, свободный человек действует всегда по принципу «изнутри – наружу». Анализируя закон свободы выбора мысли и действий, видим, что он основывается на таких человеческих качествах, как способность к самосознанию, воображение, наличие в человеке совести, добролюбия и независимой воли.

Стоит особо отметить роль самосознания для решения проблемы достижения успеха в жизни, для того, чтобы стать свободным, высокоэффективным и успешным человеком. Познав природу самого себя, человек обретает возможность, сравнивая свою личность с другими, учиться на их опыте. У него возникает возможность овладевать новыми навыками, которых в данный момент у него нет. Это также хороший способ изменять парадигмы как установки поведения.

Самосознание на основе самопознания становится для нас картой, парадигмой сущности человеческого подхода к делу, благодаря чему мы можем оценить свои взгляды. Проактивность как свобода выбора основывается и на воображении.

С помощью воображения человек способен создать что-либо в своем сознании, что существует независимо от окружающей действительности, и это представление может стать новой парадигмой сознания и поведения человека.

Наконец, в свободе выбора очень важно такое моральное качество человека, как совесть. Совесть – это глубокое внутреннее сознание того, что правильно, а что нет. Она является внутренним камертоном нравственного выбора действий, определения их варианта не только в свою пользу, но и в пользу других людей.

Для наработки позиции активной свободы важно обретение независимой воли, как способности действовать, опираясь на самосознание, независимо от влияния извне. Интересно, что распознать человека реактивного, от проактивного можно и по его речи. Реактивный человек выражается обычно так: «Я ничего не могу поделать, это от меня не зависит, я вынужден это делать, мне придется это сделать» В то время как свободный человек ведет свою речь в таких аспектах: «Я могу выбрать другой подход и решить проблему, я предпочитаю сделать именно так, а не так, как вы предлагаете, и я сделаю это». Такой человек, обладая сильной независимой волей, высоким уровнем развития самосознания, имеет точную карту того, что он может, что не может. Высокоэффективные люди не просто активны. Они хорошо осознают, что их поведение зависит от их решения, а не от окружающих условий. Поведение и решения таких людей – продукт их собственного сознания, сознательного выбора, базирующегося на ценностях, парадигмах их экософии, то есть персонального нравственного кодекса, а не продукт окружающих условий или советов, чаще неверных, со стороны других людей.

С. Кови предлагает очень хороший способ определить степень нашей свободы. Для этого надо посмотреть на то, чему мы посвящаем большую часть времени и энергии. Он говорит: «То, что нас заботит, то чему посвящаем свое время, можно разделить на круг влияния и круг забот». Если присмотреться к нашему кругу забот, то мы увидим, что некоторые из них мы контролировать не можем, в то время, когда другие подвластны нашему влиянию.

Эту последнюю группу мы можем объединить, поместив их в круг влияния. Таким образом, образуется два круга, большой круг жизненный – это круг забот, а внутри его – круг влияния. Позитивная энергия свободного человека расширяет круг влияния, поскольку эти люди фокусируют свое усилие именно на этом круге. Они направляют свои усилия на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает круг влияния.

Несвободные люди, наоборот, растрачивают свои усилия в круге забот, они фокусируют внимание на слабости других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Это проявляется в постоянных жалобах и обвинениях, в несвободной речи и в ощущении себя жертвой других людей и внешних обстоятельств. Вырабатываемая при этом негативная энергия, в сочетании с пренебрежением теми сферами, в которых эти люди способны что-то сделать, заставляет их круг влияния сжиматься.

Фокусируясь на круге забот, мы позволяем тому, что находится внутри его, управлять нами и не проявляем свободную инициативу, которая необходима для позитивных изменений. Кроме того, бывают обстоятельства, когда в силу служебного положения, материального благосостояния, общественного статуса и связей человека, круг его влияния оказывается шире круга забот. Эта модель представляет собой эгоистический стиль жизни, сфокусированный на личном круге забот, и является следствием эмоциональной близорукости человека, недостаточного развития у него чувства любви к людям, его эгоцентризма.

У социально свободных людей круг забот не бывает меньше круга влияния. Эти люди ответственны за эффективность использования своего влияния, и направляют действия на те явления из круга забот, которые являются для них приоритетными. Причем проблемы, с которыми мы сталкиваемся, относятся к трем категориям. Во-первых, те проблемы, которые находятся под нашим прямым контролем, то есть, решение которых зависит от нас. Во-вторых, проблемы, находящиеся под косвенным контролем, решение их зависит от других людей.

В-третьих, проблемы вне контроля, которые могут быть решены без нас, или же вообще не могут быть решены.

Подход активно свободного человека заключается в том, чтобы первый шаг по решению всех типов проблем был сделан внутри нашего сегодняшнего круга влияния. Мы должны сосредоточиться на проблемах, находящихся под нашим прямым контролем и для решения этих проблем вырабатывают навыки этапа личной победы. Проблемы, находящиеся под косвенным контролем, решаются путем изменения наших методов влияния на других людей. Это сфера общественной победы, это разработка навыков и законов следующего этапа степени свободы человека. О них мы будем говорить в следующих параграфах данной главы.

Но бывают обстоятельства, при которых, как говорит Кови, самое лучшее, что мы можем сделать, – это просто быть счастливыми, искренне улыбаться. Счастье, как и несчастье, по его мнению, есть результат активного свободного выбора.

Следует иметь в виду, когда мы говорим о переносе нашего внимания в круг влияния из круга забот, есть вещи из круга забот, которые заслуживают самого серьезного внимания. Это последствия и ошибки. Несмотря на свободу выбора своих действий, мы не обладаем абсолютной свободой выбора последствий этих действий. Последствия подчиняются естественному закону, они находятся в круге забот. Мы можем принять решение повести себя, допустим, нечестно в деловых отношениях. Но социальные последствия такого решения могут быть для нас негативными, они разоблачат нас. Наше поведение управляется нашими принципами. Жизнь в гармонии с софийными принципами приносит позитивные последствия, а их нарушение – негативные. Мы свободны в выборе своей реакции, но, делая определенный выбор, мы выбираем и то, что за этой реакцией последует. Подняв палку за один конец, мы поднимаем ее и за другой.

В самой сердцевине нашего круга влияния находится наша способность брать на себя обязательства и выполнять их. Наши обязательства перед самим собой и перед другими, а также наша совесть и верность этим обязательствам, составляют сущность и наиболее яркое проявление закона свободы в выборе мысли и действий.

Поэтому, дав обещание, надо поставить перед собой цель выполнить его, то есть работать над реализацией этой цели. Нарушение слова, данного обещания – одно из самых тяжких нарушений принципа закона активной свободы. Мы должны осознать, что обладаем самоконтролем, мужеством и силой, чтобы принять на себя еще большую ответственность за нашу собственную жизнь. Давая себе или другим обещания, выполняя их, мы мало-помалу добиваемся того, что наша честь будет всегда выше наших импульсивных настроений. Способность давать себе обещания и выполнять их – это база для развития основных навыков эффективности на основе мудрости. Знания, умения, желания находятся под нашим контролем. Поэтому мы можем и должны работать над каждым из этих элементов для поддержания баланса между всеми сторонами наших личностных свойств.

В качестве тренинга выполнения закона свободы выбора, предлагается пройти тридцатидневный тест. Для этого необходимо выполнить следующие условия: 1) действуйте исключительно в вашем круге влияния; 2) берите на себя небольшие обязательства, при этом будьте светочем, а не судьёй; 3) показывайте пример, а не критикуйте; 4) будьте частью решения, а не частью проблемы; 5) не ссылайтесь на недостатки других, не оправдывайте свои недостатки. Допустив ошибку, признайте и сразу же исправьте ее, извлеките из нее урок немедленно, не обвиняйте кого-либо. Работайте над тем, что в ваших силах изменить, работайте над тем, чтобы «быть» и «стать», смотрите на недостатки других с сочувствием, а не с осуждением. Тот из нас, кто день за днем тренирует свою зарождающуюся свободу, постепенно увеличивает ее. Тот же, кто этого не делает, обнаруживает, что свобода исчезла, пока мы выполняли чужую программу. Таким образом, эффективность наших поступков есть условие собственного счастья, успеха нашей жизни.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Обретение свободы личностью: этапы ее развития:

  1. Этапы развития взаимоотношений души и личности
  2. § 1. Смерть как одна из форм обретения свободы и начало мудрости
  3. Свобода предпринимательства и регулируемый рынок Свобода и ответственность личности
  4. Свобода мысли и слова, свобода массовой информации являются элементами конституционного статуса личности
  5. Лекция 1. Понятие прав и свобод человека, гражданина и личности. Классификация прав и свобод
  6. Гражданская и политическая свобода. Важную роль в обеспечении свободы личности призвано сыграть государство. Однако, будучи своеобразным «страховым полисом» нации, государство не должно чрезмерн
  7. 4.2. Факторы и этапы формирования духовной личности
  8. Этапы духовного возрастания личности
  9. Этапы духовного возрастания личности
  10. Этапы духовного возрастания личности
  11. Изменения в развитии общественного производства 2.1.1. Этапы развития мирового сообщества
  12. 3. Ответственность государства перед личностью. Права и свободы человека. Гарантии прав и свобод человека и государство.
  13. § 2. Свобода личности
  14. 14.3 Виды прав, свобод личности
  15. Раздел о правах и свободах личности
  16. Раздел о правах и свободах личности
  17. § 4. Право как мера свободы и ответственности личности
  18. 3.ПРОЯВЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОГО “Я” В СОСТАВЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ: СВОБОДА И СМЫСЛ
  19. 4.Свобода и ответственность личности. Смысл жизни человека
  20. ТЕМА 14. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ