Объективность философских категорий
До недавнего времени тезис, что философские категории отражают объективную действительность и соответствуют ей, считался в отечественной литературе само собой разумеющимся и упоминался лишь ритуально.
Примерно с начала девяностых годов прошлого века само собой разумеющимся стало отрицание этого тезиса как устаревшего4: категории ничего не отражают; они лишь упорядочивают опытные данные. Эта концепция порождает два вопроса, без ответа на которые я не могу её принять: 1) как категории, регулирующие это упорядочивание, проникают в сознание? 2) в чем цель этого “пасьянса”? За долгую историю философии были перебраны все логически возможные ответы на эти вопросы, начиная от теории воспоминаний4 Вообще-то я не очень понимаю этот аргумент. Устаревший фасон сапог — уважительная причина для того, чтобы отказаться от них. Но как можно отказаться поддерживать философскую идею только потому, что она устарела? Философия — не ателье мод, в ней есть лишь два основания для отказа от идеи: ложность и поверхностность.
А по этому критерию идеи Аристотеля превосходят многие наисовременнейшие идеи, начиная с14
Платона и кончая конвенциализмом А. Пуанкаре, но удовлетворительного ответа на них в рамках солипсизма не найдено до сих пор. Это позволяет мне вернуться к “архаичной” точке зрения: философские категории являются таким же продуктом познания объективной действительности, как и все другие наши знания, включая данные органов чувств. Они действительно упорядочивают опыт, но не просто так, а приводя его в более полное соответствие с порядком в объективном мире.
На протяжении всей истории философии считалось, что “категория” — это гносеологический термин, обозначающий понятие особого вида. Сами объекты, которые отражались в категориях, категориями не называли.
Но мы живем в эпоху геростратов. Сегодня самый легкий и надежный способ привлечь к себе внимание коллег выражается формулой: сжигай все, чему поклонялся, и поклоняйся всему, что сжигал. Теперь категориями называют не только сами категории, но и онтологические сущности, которые в них отражаются, а иногда и только эти последние.Я не буду следовать этой традиции. Для меня философские категории — это основные понятия философии. Но это не значит, что, анализируя их, я не буду упоминать об объективной действительности. Содержание философских категорий можно раскрывать двумя способами: онтологическим и гносеологическим. В первом случае описывается то, что категории отражают, во втором — та информация, которая в них содержится. При онтологическом подходе содержание категории “связь” раскрывается описанием самой связи, а во втором — описанием содержания понятия “связь”. В первом случае я говорю: “связь есть отношение зависимости”, во втором — “категория “связь” отражает отношение зависимости”. Но эта разница оказывается существенной, если исследование носит историко-философский характер, если описывается, например, понятие причинности сначала у Аристотеля, затем — у Канта и, наконец, у Н. Бора. Но я описываю не точки зрения на
15
философские категории, а сами философские категории. И в рамках поставленной мною задачи разница между онтологическим и гносеологическим подходом носит чисто формальный характер. Онтологический метод проще. Им я и буду пользоваться.
Моя цель — сообщить читателю не что думали о данной философской категории те или иные авторы, а в каком смысле она употребляется в современном дискурсе. Многое из того, что я не понимал до работы над книгой, я понимаю сейчас, и мне хочется поделиться результатами своих размышлений с теми, кто тоже понимает, что чего-то не понимает в содержании философских категорий. Конечно, я могу ошибаться, но каждый может исправить мои ошибки, сравнив мои высказывания с реальным положением дел.
Еще по теме Объективность философских категорий:
- Философские категории и философские законы
- философские категории
- Три типа философских категорий
- 1.3. Философские категории в юриспруденции
- Семинар 4. Онтология. Основные философские категории Цель занятия:
- Левин Г. Д.. Философские категории в современном дискурсе., 2007
- КОМПЛЕКСНАЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
- § 1. Содержание естественнонаучного понятия и философской категории времени
- Семинар 6. Онтология. Основные философские категории.
- СИСТЕМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЙ
- Сущность государства как философская категория
- Гл. 3. Время как философская категория и естественнонаучное понятие
- Глава VI. Культура как философская категория и объект изучения
- Схема 14. Потребности и ценности в жизни человека Определения ценностей как философской категории