<<
>>

Одной из важнейших способностей, которые связываются в современной научной традиции с сознанием, является способность к усвоению языка

, использованию его для выражения собственных переживаний, а также творения с его помощью нового типа реальности – символической.

Но прежде чем язык стал выполнять эти функции, он сначала должен был возникнуть.

И это – сложнейший вопрос: как формируется естественный язык, на какой основе, должны ли мы считать этот процесс естественным, совершающимся в соответствии с логикой эволюции человека, или же мы обязаны нашим обладанием языком неким богам, или героям, или “наилучшим из людей”?

Известны две основные теории происхождения языка: “по природе” и “по соглашению”. Первая предполагает, что слова естественного языка каким-то образом выражают природу окружающих человека объектов, поскольку не произвольны, а как бы “навязаны” самими объектами человеку, некоторым образом выражают их сущность. На мой взгляд, это очень привлекательная теория, поскольку позволяет анализировать происходящее на основе его собственной логики, а не как результат случайных событий.

Однако сложность здесь состоит в том, что не ясно, как показать, что слова действительно выражают суть, природу объектов.

Каким образом осуществляется “навязывание” сути объектов человеку? Почему он способен адекватно воспринять и сам это процесс, и существо объектов?

Вторая теория происхождения языка постулирует, что наименования объектам даются “по соглашению”. И отчасти это, безусловно, так. Особенно ощутимо это в разного рода искусственных языках, где масса терминов носит именно такой характер. Однако трудно представить себе, что на ранних этапах эволюции человека, когда и формировался язык, люди собирались вместе и договаривались, что вот эту текучую холодную субстанцию будем называть водой, а эти опасные обжигающие языки – огнем. К тому же, если мы согласимся с тем, что в основе выражений естественного языка нет никакого соответствия именуемым объектам, а лишь случайное волевое решение людей, мы, тем самым, закроем возможность исследования множества интереснейших вещей. Просто потому, что все они окажутся результатом стечения обстоятельств, которые могли направиться так, а могли иначе, и почему пошли по этому пути, а не по другому – нет смысла и думать.

Учитывая все это, я предпочитаю искать основания для доказательства первой из этих теорий – “по природе”.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Эволюция и сознание: (когнитивно-символический анализ). 2001

Еще по теме Одной из важнейших способностей, которые связываются в современной научной традиции с сознанием, является способность к усвоению языка:

  1. право на здоровье человека является одной из важнейших составляющих права на достоинство.
  2. СОВРЕМЕННЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  3. 5. Современные когнитивные способности
  4. Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи.
  5. Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи.
  6. Способность выбора
  7. 3.2. Духовные способности и проблемы их формирования
  8. Схема 16. Познавательные способности человека
  9. Духовные способности
  10. 15.6. Пропускная способность непрерывного канала
  11. 15.2. Пропускная способность дискретного канала
  12. 3.2.2. Лица с выдающимися способностями
  13. Режиссерские профессиональные способности
  14. 3.1. Педагогические способности как духовные
  15. 5.2. Воспитание режиссёрских способностей.
  16. Воспитание режиссёрских способностей
  17. 9. ТЕСТИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ К ПСИХОМЕТРИИ И ОБУЧЕНИЕ.
  18. Способность к самоорганизации
  19. Способность к самоорганизации