<<
>>

ОСНОВАНИЕ

Положительное и отрицательное, как стороны противоречия, каждое содержит в себе противоречие себя и своего другого. "Оба, следовательно, суть положенное противоречие, оба суть в себе одно и то же" (280).

Поэтому оба погружаются в основание. Основание -единство тождества и различия, истина того, чем оказалось тождество и различие. Оно есть сущность, положенная теперь как целостность (тотальность).

Основание - разрешенное (снятое) противоречие. В основании сущность как бы возвращается к тождеству с собой, но тождеству, заключающему в себе различие и противоречие, т.е. к сущности как целостности. В основании тождество и различие не исчезают, а сохраняются в снятом виде. Основание есть не только единство, но и различие тождества и различия. Поэтому оно выступает как новое противоречие.

На уровне основания мир сущности делится на основание и обоснованное, или следствие. В этой связи Гегель рассматривает логический "закон основания", который гласит: "Все имеет свое достаточное основание".

10.2.2. Существование

Сущность первоначально выступает как опосредствование в самой себе. В сущности как целостности (тотальности) опосредствование оказывается снятым, восстанавливается непосредственность наличного бытия, которое есть существование. Существование - это наличное бытие, вышедшее из своего основания.

Существование развертывается как бесконечная последовательность оснований и обосновываемых, следствий. Гегель, таким образом, различает реальность, как характеристику непосредственного наличного бытия, и существование, как характеристику сущности.

Существующее есть вещь. Переход от существования к вещи -одно из наиболее искусственных мест в логике Гегеля. Гегель утверждает, что существующее есть вещь.

10.2.3. Вещь

"Вещь есть тотальность как положенное в едином развитие определений основания и существования" (289).

Понятие вещи выступает как синтез понятий основания и существования.

Вещь есть определенная и конкретная вещь. Ее определения суть свойства, которыми вещь обладает. Свойства - это рефлексия в другое, т.е. существуют в отношении вещи к другим вещам. Свойства нельзя смешивать с качеством. Выражение: нечто обладает качеством - неверно, так как качество непосредственно тождественно нечто, слито с нечто. Хотя вещь и существует лишь постольку, поскольку обладает свойствами, она все же не связана неразрывно со всеми этими свойствами, отдельные из которых она может и терять, не переставая быть тем, что она есть.

Переведя изложенное на более современный язык, можно сказать, что свойства - это выражения качества вещи в отношении к другим вещам; качество, как определенность вещи, - одно, а свойства, как выражения качества, множественны. Свойства вещи, утверждает далее Гегель, обладают также самостоятельностью, свободны от связности с вещью и как отличные друг от друга определенности, как "в себя рефлектированные существования как абстрактные определенности" суть различные материи - магнетическая, электрическая и т.д. Правда, лишь в неорганической природе вещи можно разделять на самостоятельные материи (например, цвета, запахи и т.д.). В более сложных областях - органической жизни - такое разделение невозможно. Точно так же теплород, электрическая и магнетическая материи не обладают самостоятельностью.

Вещь состоит не из самой себя, "а из материй, и есть только их поверхностная связь, внешнее соединение их" (292). Отождествление свойств вещи с материями представляет собой с современной точки зрения довольно архаическую мысль, обусловленную состоянием тогдашнего естествознания. Оно выражает тот ход мыслей, благодаря которому в естествознании того времени возникает представление о теплоте как связанной с особой материей -теплородом. Гегелевы абстракции вещи, качества, отношения, материи, формы и др. носят на себе ряд "дефектов абстракции".

Материя как таковая "равнодушна к определенности" и образует одну материю, имеющую рефлективное определение тождества, т.е. тождественная самой себе. Различные определенности вещей, т.е. внешние отношения, в котором находятся друг с другом вещи, суть форма. Таким образом, Гегель впервые вводит в свою логику категории материи и формы. Объективная мысль раздваивается на противоположности материи и формы. Обе они выступают как определения или подразделения мысли, идеи.

Разработанная Гегелем концепция материи и формы, как двух составляющих вещи, представляет собой сжатый вариант его общей философской концепции, содержит последнюю в зачаточном, неразвернутом виде.

Материя - это абстрактная или неопределенная рефлексия-в-другое, она "равнодушна определенности". Определенность материи придает форма, которая, следовательно, выражает активность. Неопределенная материя, не чужда совершенно форме. "... Мысль о материи, безусловно, заключает в себе принцип формы, и поэтому мы нигде в опыте не встречаем существования бесформенной материи" (293). Однако "форма не приходит в материю извне, а как тотальность носит принцип материи в самой себе; эта свободная и бесконечная форма... есть понятие " (293).

Гегель без каких-либо обоснований вводит мысль, которая определит весь дальнейший ход его построений: "свободная и бесконечная форма", которая в конечном счете и есть понятие, несет в себе принцип материи, является определяющей. Мысль, логическая идея, по Гегелю, это прежде всего форма. Совершенно ясно, что кон­цепция Гегеля - в сущности новый вариант взгляда, ведущего начало от философии Платона. Введение категории вещи и связанных с нею категорий материи и формы имеет бездоказательный и искусст­венный характер. Гегель не выводит и не доказывает своего идеализ­ма, представления о мире как объективном мышлении. В его методе наращивания нового содержания наступил момент, в котором нарочитость и предвзятость конструкции становятся явными. Гегель строит философскую систему под уже готовый для него результат -концепцию мира как мысли, мышления.

Положительным моментом учения о вещи является критика понятия вещи-в-себе в философии Канта. Отвергая представление Канта о непознаваемости вещи-в-себе, Гегель использует понятие вещи-в-себе только в смысле неразвернутой, неразвитой вещи. Понятие "в-себе" выражает в его философии исходное, бедное содержанием, абстрактное состояние.

В разделе о вещи Гегель в не очень ясной форме вводит предста­вление о противоречии вещи как многообразия свойств и единства их основания.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме ОСНОВАНИЕ:

  1. В Швейцарской Конфедерации выборы проводятся на различных уровнях как на основании мажоритарной, так и на основании пропорциональной избирательной системы.
  2. Основания для оставления без движения - нарушение требований ст. 260 АПК РФ. Основания для возвращения апелляционной жалобы (ст. 264 АПК РФ):
  3. ОСНОВАНИЕ
  4. Основание иска
  5. 23.5. Основания юридической ответственности
  6. 111. Основания юридической ответственности
  7. Основания юридической ответственности
  8. 13. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ
  9. Основание юридической ответственности.
  10. Основание (кауза) договора
  11. § 5. Основания юридической ответственности
  12. Принцип достаточного основания
  13. § 4. Основания юридической ответственности и освобождения от нее
  14. 16.2. Основания и поводы интерпретационной практики