<<
>>

Положение, высказанное Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической не­мецкой философии»

, о том, что мир представляет собой систему, подтверждается ныне успехами естествознания. Можно сколько угодно спорить о несовместимости поня­тий «бесконечность» и «системность», однако обозримая в настоящее время Вселенная предстает перед нами не иначе как система систем.

Да, «системность» подчерки­вает отграниченность, конечность, и, мысля метафизи­чески, можно прийти к выводу, что если Вселенная — си­стема, то, следовательно, и она имеет границу, т. е. ко­нечна. Но диалектика учит, что бесконечное проявляется через конечное. Как бы мысленно ни представлять себе самую большую систему, она всегда будет элементом, и только, другой, еще более обширной системы. В прост­ранственно-временной бесконечности понятия «система» ■и «вселенная» отождествляются.

Вселенная бесконечна не только вширь, но и вглубь. Это означает, что системность не имеет предела в любом направлении. Но любой исследователь, канонизируя ка­кую-либо истину, всегда должен знать и помнить исто­рию развития человеческого познания, которая свиде­тельствует о его неисчерпаемых возможностях. Так и в этом случае истинность системности мира подтверждает­ся данными современного естествознания.

Будет-найдена иная форма организации материи, есте­ственно, подвергнется пересмотру и общая картина мира. А пока факты свидетельствуют о системной организации материи. Любое исследование, игнорирующее в настоя­щее время системность мира, окажется неполным, при­близительным, ограниченным, в конечном счете просто односторонним.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию си-

41

стем различного уровня, предложим еще одно вводное рассуждение- Начнем с того, что материя тождественна себе самой, ибо нет материи противоположной и даже просто «другой». Некоторые философы пишут о неправо­мочности говорить о тождественности материи, так как материя — это такое абстрактное понятие, которое отра­жает бесконечное разнообразие реальности.

Действитель­но, формы проявления материи неисчислимы. Но речь идет о материи как понятии, отражающем одно из суще­ственнейших свойств реальности. Значит, материальность есть признак, черта, присущие любому объекту реально­сти. Именно в этом смысле любое материальное образо­вание тождественно любому другому. Материальность есть субстанциональное качество.

Здесь обычно ссылаются на Ф. Энгельса, критиковав­шего Е. Дюринга за представление об изначальном со­стоянии мира как равного самому себе. Да, Ф. Энгельс совершенно справедливо высмеял эти нелепые домыслы Дюринга. Материя никогда не пребывала в равном себе состоянии, т. е. без изменения, движения, развития и про­чих ее конкретных проявлений. Но в то же время нельзя говорить о разной материи. Материя едина, различны формы ее проявления. Материальность есть то общее, что присуще всему разнообразию материальных образова­ний. Материальная тождественность элементов мира как системы предполагает их различие по другим признакам: уровню организации, форме, структуре, качеству, содер­жанию и пр-

Элементы материального мира, тождественные в силу своей материальности, образуют мировую систему — мир как систему.

Однако существуют классы систем, которые тождест­венны не только по своей материальной природе, но и по другим признакам. Например, вещественные системы. Они тождественны в силу своей материальности и веще­ственного содержания. Так, вещественность есть общий признак вещественных систем, которым они отличаются от систем полей. Таким образом, системы полей и систе­мы вещества тождественны по своей материальной основе и противоположны по другим признакам.

Вещественные системы образуют различные обшир­ные группы, тождественность которых определяется уже не только субстанциональным качеством и веществен­ностью, но и другими признаками. Так, например, разли-

42

чаются системы неорганической природы и системы жи­вой природы. Живая природа образует систему, элемен­ты которой обладают таким существенным признаком, как биологическая форма движения, отличающая их от элементов системы неорганической природы, и т. д.

Идя, таким образом, от общего к частному, от абст­рактного к конкретному, обнаруживаем, что любая, даже самая конкретная, система состоит из элементов, тожде­ственных по какому-то определяющему признаку, что и позволяет им составлять систему.

Иначе говоря, материя организована в системы уров­ней, качественно различных, взаимосвязанных и взаимо­переходящих друг в друга. Краткому рассмотрению ос­новных системных уровней материи и будут посвящены последующие параграфы.

<< | >>
Источник: АВЕРЬЯНОВ А.Н.. Система филосфская. Категория и реальность. 1976

Еще по теме Положение, высказанное Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической не­мецкой философии»:

  1. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  3. Людвиг Бинсвангер (Binswanger; 1881 - 1966) - швейцарский психиатр, психолог и философ
  4. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. 3. Философия и конец истории
  6. 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. Немецкая классическая философия. Культура Гермаиии.
  8. Тема № 8. Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX вв.
  9. Лекция 4. Особенности классической греческой философии и основные проблемы эллинизма
  10. 3.2 Развитие психологических воззрений в классический период античной философии
  11. ТЕМА 2. Исторические типы классической философии