<<
>>

Постмодернистская позиция

С 60-х годов ХХ века формируется постмодернистская позиция эпистемологической проблемы метода и самого понятия субъективности как ее основания, противопоставляющих субъективизм как своеобразную альтернативу методологизму эпистемологии.

Внутри постмодернистского методологического плюрализма выделяются ряд позиций, тематически представляющих собой реакцию на основные эпистемологические концепции ХХ века. Способ совмещения постмодернизма с основными эпистемологическими традициями внутри философии ХХ века можно представить как антиметодологизм и «постмодернистскую субъективность», включающими переходы от формальной теории науки к методологическому анархизму (П.Фейерабенд), от анализа языка к философии ненормированного дискурса (Р. Рорти), от феноменологии и герменевтики к аналитике текста, телесности, воли. Актуализация переосмысления темы субъективности в ее отношении к проблеме метода, представляет собой принципиальную альтернативу предпринимаемому в ряде вариантов современной постмодернистской философии превращению историко-философской науки в культурологическую риторику.

Постмодернизм - сознательно проводимая стратегия (начиная со сферы эстетического производства, литературоведения, архитектуры) применительно к области интеллектуального труда. Постмодерное состояние – это сегодняшняя «фактичность разума», предпосылочная по отношению к той или иной сознательно избираемой установке. Это завершение эпохи модерна (нового и новейшего времени по привычной терминологии), т.е. восходящей к Декарту концепции мыслящего как очевидного сознания и просветительской идеологии преобразования. Сознание как определенная модель самообоснования философии - специфический комплекс процедур, обеспечивающий генерирование философского знания; неантропоморфный характер такого сознания подобен «машине сознания», которая была нужна Декарту для самообоснования философии и была «вписана» в человека, в дальнейшем представление о том, что каждый человек обладает сознанием, обрело прочность общеизвестного шаблона. В последнее время характерные формы организации социальных практик ведут к тому, что индивид как личность не конечная инстанция мышления и действия, а, скорее, эпифеномен автономно и анонимно («бессознательно») функционирующих систем, определяющих его жизненность, но непрозрачных и неподконтрольных его сознанию.

Тезис о «смерти человека» лишь констатирует в обобщенной и радикальной форме уже состоявшееся преодоление модели самопрозрачного суверенного сознания - основополагающей конструкции модерна. Постмодерн раскрывается как радикальный и последовательный антифундаментализм, основанный на выявлении и критике метафизических допущений, скрытых в антиметафизическом пафосе модерна ХХ века. Этот антифундаментализм ставит под вопрос оппозиции видимости и подлинной действительности, субъективного мнения и объективно достоверного знания. Соответственно порождается «исчезновение реальности» и « кризис интеллектуализма» (конец истины) как характеристики постмодерного состояния. Логика симуляции определяет реальное чисто операционально - по ту сторону репрезентации и метафизики. По Рорти, только неопрагматизм, сочетающий прагматическую позицию с последовательным осуществлением «лингвистического поворота», выходит за пределы разделения на трансцендентализм и эмпиризм благодаря тому, что это их общая истина ставится под вопрос.

Завершение «проекта Истины» приводит Рорти к провидению пост-философской культуры, в которой люди остались одни - без связи с трансцендентным - и в которой никто не признается более рациональным или истинным, чем другой. В этой культуре уже нет квазинаучной области философии как академической дисциплины, как нет и профессионального предмета, который бы отличал профессора философии от историка или литератора. Новый философ становится многоцелевым интеллектуалом, осуществляющим рассмотрение сходств и различий между образами мира.

Постмодерн – это и состояние исчерпанности тех принципов, которые задавали мышление и его эвристические горизонты ранее, и переходная фаза, когда должны быть переопределены и по-новому обоснованы такие базовые ценности, как истина, знание, красота, добро и зло и т.п. Контуры нового мышления, о чем косвенно и говорил постмодерн, еще только намечаются. Среди его характеристик - множественность и гетерогенность истин, контекстуализация познающего (включение саморефлексии), «плюрализм», означающий равноправность всех истин. Система знания должна быть гетерогенезисом - хаосом и порядком, состоящим не в сведении к единому основанию, а в порождении многообразия (Делёз). Мышление иного выступает средством формирования «открытой» идентичности. Постоянное пере-описание мира становится формой проявления и средством развития креативности мышления. Признание любого знания как образа того, что «есть на самом деле», любого фантазма оправдано операционально своей практической продуктивностью наряду с множеством других равноправных дискурсов. Знание выступает техносом (инструментом), который избыточен по отношению к целерациональной деятельности. Это «тело понимания», замещающее классический принцип предустановленной гармонии идей и вещей, образующее поле интеллигибельного. Познание не отображает действительность (целостная картина невозможна), а как разновидность креативной деятельности посредством подручных средств произвольно комбинирует знание для достижения своих целей. Отсутствие последствий говорит о том, что данная идея вообще не является знанием. Только потребитель знания определяет, что есть для него знание.

Постнеклассическое мышление (заинтересованная критичность, незаинтересованная наблюдательность, обращенность к началу) и формирование нового типа эпистемологической модели процессуально соотносятся в своей динамике. В этом развитии они требуют новой этики познания, сменяющей этику достоверности (личной ответственности за истину). Становится интернациональной не только западная, но и восточная философия, которые становятся глобальными способами философствования. Здесь происходит поворот от абсолютного бытия к мультикультурной мысли, которая возникает на основе феминистского сознания и философии рас, эко-феминизма и т.п. Однако, мы имеем дело не с преодолением метафизики, но с умножением ее возможностей (Деррида). При этом многие мыслители и исследователи сходятся в необходимости в новом обосновании трансцендентальной философии: многозначная гибкая позиция трансцендентализма изначально способствует преодолению крайностей противостояния метафизического системотворчества и скептического безволия познания, которым так подвержено рефлексивное философствование.

В целом же для постнеклассической философской пара­дигмы характерно то, что она вводит в анализ утопию и миф, нарратив и рефлексию, традицию и ритуал, жест и тело, власть и культуру, метафизику крови и раны, игру со смер­тью и многое др., которые замещают собой Логос, рацио­нальность, Разум в их самоценных смысловых структурах. Эта парадигма связана с акцентированным переключением на индивида, этико-эстетическим коммуникативно-временным, пространственно-экзистируемым освоением мира, культуры, рельефа, структур повседневности практики коммунологического бытия, желания и жеста, воли и не­насилия, справедливости и свободы. Бытие понимается как совокупность возможностей его реализации, и современная гносеология, связанная с деятельностью, когнитивной философией, гуманитарными науками, искусством и традицией, все больше раскрывается как культурно-историческая. Но массовая культура с ее манифестациями создает виртуальные реальности и мультиплицированную гетероген­ность, которые все дальше отдаляют субъект от подлинного знания, картины мира и ее аутентичной рефлексии. Фило­софия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура. Закономерно, что современ­ная западная философия становится философской антропо­логией, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педагогики и т. п.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Постмодернистская позиция:

  1. 3. Постмодернистская концепция
  2. 11.2. Постмодернистская псевдоальтернатива методологии науки
  3. 8. Реализация позиции
  4. Открытие позиции на продажу
  5. 3. Содержание позиции по делу
  6. 4. Формирование позиции по делу
  7. Глава 7. ВЫРАБОТКА ПОЗИЦИИ ПО ДЕЛУ
  8. Методологические позиции в идеологии
  9. Управление риском открытой валютной позиции
  10. Открытие позиции на покупку
  11. ПОЗИЦИЯ В ОБЩЕНИИ
  12. ПОЗИЦИЯ В ОБЩЕНИИ
  13. 5. Определение позиции по делу
  14. 2. Процессуальная основа позиции по делу
  15. Закрытие ранее открытой позиции на продажу
  16. § 3. Формирование оптимальной правовой позиции защиты
  17. Закрытие ранее открытой позиции на покупку