§2.1. Проблема смысла жизни и параллельность развития цивилизаций
Мы уже выяснили, что поиск смысла жизни возникает у тех индивидов, которые осознают свою личность и обладают свободой мышления. Следовательно, следует определить то историческое время, ту эпоху, когда люди начали осознавать свои поступки, проявлять свободомыслие и исходить из своей нравственности, вопреки моральным требованиям общества.
И вот те мысли, которые привлекли наше внимание в книге Ясперса К. /150, с.34-35/; "В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью". Таким образом мы узнали, что существовало, так называемое, осевое время, когда "Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление... Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее хаосом... Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец". Очевидно, что возникает необходимость понимания сути осевого времени. С этой целью обратимся к словам Э.Лазо, изложенные в упомянутой книге: "Не может быть случайностью, что почти одновременно за 600 лет до н.э. в качестве реформаторов народной религии выступили в Персии Заратустра, в Индии Гаутама Будда, в Китае - Конфуций, у иудеев - пророки, в Риме-цар Нума, а в Элладе - первые философы ионийцы, дорийцы, элеаты" /150, с.39/. Об этом же говорит В.Штраус /150, с.39/. Итак, из книги Ясперса мы узнали, что в первом тысячелетии до нашей эры, а именно, в шестом веке до н.э. произошли качественные изменения в мире, а конкретно, в сознании человечества, т.е. люди стали проявлять свободомыслие. Человек осевого времени не желает больше выполнять предписания, установленные нравственные нормы, а хочет выразить свое личное мнение на те или иные процессы общественной жизни. Но интересно то, что сам Ясперс не может объяснить причину зарождения этого феномена, т.е. осевого времени: "Никто не может полностью понять, что здесь произошло: как возникла ось мировой истории!" /150, с.48/. Но следует отметить, что в этой книге Ясперс проводит огромную работу по выявлению причин возникновения осевого времени. Вот некоторые его мысли: "Самое простое объяснение явлений осевого времени может быть как будто дано в конечном итоге посредством сведения их к общим социальным условиям, благоприятным для духовного творчество мелких государств и маленьких городов, время политической раздробленности и повсеместной борьбы; тяготы, вызванные войнами и переворотами, при одновременном процветании, поскольку нигде не было полного разрушения; сомнение в существующих устоях. Все эти социологические соображения очень значимы и способны служить основой методологического исследования, однако в конечном счете они лишь проливают свет на фактические данные, но не дают объяснения их причин, ибо все эти факты сами являются составной частью духовного феномена осевой времени" /150, с.47/. Эти мысли Ясперса очень значимы для нас и в дальнейшем мы будем держать их в поле зрения. По нашему мнению, приводимые мысли из 47-ой страницы достаточно лаконично ставят под сомнение марксистскую трактовку, касающаяся теории зарождения философской мысли в древние времена, отражающаяся во всех учебниках по философии - как на русском, так и на азербайджанском языках и заключающаяся в том, что якобы экономические и политические изменения в общественном строе стали причиной разрушения мифологического образа жизни и, поэтому, наступления эпохи свободомыслия. Наверное, по ходу дальнейших исследований выяснится, что мысли Ясперса лучше отражают действительное положение вещей и более близки к истине.Итак, цель ясна. Если сумеем раскрыть тайну осевого времени, то можем более основательно подойти к осмыслению проблемы смысла жизни - как человека, так и человечества. Сначала выделим главную особенность осевого времени. Это осознание своего сознания, а значит, своих действий и поступков. Теперь обратимся Гегелю, признанному авторитету в области философии истории и почерпнем из его творчества то, что может помочь нам в дальнейшем: "Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы" /27, с.54/. Еще одна цитата из книги: "...в принципе развития содержится и то, что в основе лежит внутреннее определение, существующая в себе предпосылка, которая себя осуществляет. Этим формальным определением по существу дела оказывается дух, для которого всемирная история является его ареною, его достоянием и той сферой, в которой происходит его реализация" /27, с.52/. Приводим еще одну цитату: "Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости" /27, с.19/. Из этой и других цитат следует выделить важный момент, о котором мы вели речь в течении всей работы, т.е. значимость свободы мышления. В целом речь идет о том, что в процессе исторического развития мировой дух, через развертывание культурных целостностей, а конкретно, государств, стремится осознать самого себя, в чем и заключается его конечная цель. Важен именно тот факт, что Гегель видел развитие мирового духа в достижении своей свободы, осознание самого себя - как духа /28/, когда весь процесс происходит в необходимости.
Однако, мы придерживаемся и того мнения, что необходимость исходит из естественного процесса эволюции биосферы, а конкретно, развития человечества - как вида "Нomo saрiens". Для основательности нашей позиции приведем мысли Тейяр де Шардена П.: "Начиная с расплывчатых контуров молодой Земли, мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса...Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который к конечном счете не что иное, как психогенез...Психогенез привел нас к человеку" /111, с.148/. По нашему видению, филогенез нашего вида проходит те же стадии, что и онтогенез. В дальнейшем, мы будем развивать нашу позицию, хотя, конечно же, наши выводы примут гипотетический характер и методом познания вопроса - в большей степени - будет аналогия. Это естественно, т.к. нет точно установленных фактов по проблемам генезиса человечества. Теперь представим те высказывания, которые сходны с нашей позицией - по поводу эволюции человечества. Августин Блаженный уподоблял историю общества - человеческой жизни и ее стадиям: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти /20, т.2, с.101/. Эта схема Августина, крупного христианского богослова, была направлена против натурфилософии античной эпохи, а именно, цикличности природных процессов. У епископа гиппонского рождение соответствовало началу истории, а смерть - страшному суду. А вот что по этому поводу говорил Э.Лазо: "Причиной этого поразительного совпадения может быть только внутреннее субстанциональное единство человеческой жизни, а не особое цветение одного народного духа" /150, с. 45/. Схожие мысли высказывает В.Штраус /150, с.45/. А вот у Ясперса на эту же тему иное мнение, которое существенно расходится с мнением Кайзерлинга. Ясперс считает, что Кайзерлинг исходит из чисто биологического фактора, при этом, не достаточно обосновывая свои доводы. Представим мнение Кайзерлинга: "От поколения к поколению люди претерпевают изменения одинакового рода и в одинаковом направлении, а в поворотные моменты истории однотипные изменения охватывают гигантское пространство и совершенно чуждые друг другу народы" /150, с.45/. Эти слова Г.Кайзерлинга очень заинтересовали нас, т.к. обнаружили ценные намеки на исследуемый вопрос. Следует сказать, что Ясперс делает особый акцент по поводу параллельности происходящих событий, но при этом упоминает: "перед нами развитие не всего человечества в целом, а отрезок своеобразного извилистого исторического процесса" /150, с.47/. И на самом деле процессы осевого времени не затронули Америку и Австралию - как целых континентов, Западную Европу, которая была вне зоны проявления свободомыслия; и в Африке, кроме Египта /да и то в малой степени/, в целом не наблюдались аналогичные процессы. Конечно же в этом аспекте Ясперс прав. Но этому есть объяснение. Известно, что большинство из вышеперечисленных территорий находились /с географической точки зрения/ в естественной оторванности от зоны свободомыслия. И многие специалисты приходят к тому мнению /и в том числе Ясперс/, что существовало взаимовлияние между народами Евразийского Континента. Это неоспоримо. А самое главное в том, что народы осевого времени исходили из культурных достижений предыдущих цивилизаций, которые как бы передавали эстафетную палочку завоеванных ценностей новому поколению этносов, приходящих на место старых. В Китае это было последовательность стареющих культур в лице Яншао, Луншань и культуры бронзовой эпохи в лице Шань или Инь 16-11 вв до н.э. /58/. Следует отметить высокую культуру долины Инда в III тысячелетии до н.э. и в конце II тысячелетия до н.э. Высокая культура последовательно сменивших себя царств долины Нила также повлияла на сопредельные регионы и особенно на культуру древних греков и римлян. А как же не говорить об огромном влиянии на культуру сопредельных и последующих государств, народов Евразийского континента, оказанное величественными цивилизациями Древней Месопатамии. Шумер, Аккад и Вавилон - вот те культурные целостности, которые последовательно развивались и затухали в регионе Двуречья. Все эти древние цивилизации в значительной степени повлияли на дальнейший ход исторических событий и, в том числе, на проявление свободомыслия в осевое время. Но все же этого не достаточно, как основательно показал Ясперс, для объяснения революции в сознании людей в I тысячелетии до н.э. Этот феномен - по всей видимости - проявился не за счет внешних, технических условий, т.е. физического труда, социального прогресса, а, скорее всего, по какому-то природному, естественному основанию, по внутренной необходимости (выражаясь языком Гегеля), наподобие развития живого организма - наверное вида, который именуется "Нomo saрiens ". Это наше видение; и по ходу дальнейших рассуждений мы постараемся развить эту идею. Сейчас же отметим важное заключение, которое вытекает из упомянутой книги Ясперса. Речь идет о параллельности происходящих событий в древние времена, а точнее, о проявлении свободомыслия в осевое время. Но дело в том, что по мнению Ясперса наблюдается еще одна параллельность событий, но уже в 4-ом тысячелетии до н.э., когда в трех обособленных районах земли зародились крупные культурные целостности, а именно, Шумеро-вавилонская и египетская культуры, и еще эгейский мир. Сюда же можно отнести доарийскую культуру долины Инда и культуру Яншао в Китае. Какими же общими особенностями выделяется эта древнейшая эпоха, являющаяся переходным этапом из доистории в историю, ставшая известной сравнительно недавно? Прежде всего, образованием первых в мире государств, которые имели достаточно организованную структуру управления. Затем, появление письменности, которая дала возможность понять духовный мир людей тех далеких времен. Кроме этих особенностей можно привести многочисленные примеры по архитектуре, градостроительству, народному промыслу, достигшему высокой степени выразительности в каждом из этих государств. Однако перечисление культурных достижений древнейших цивилизаций, в общем-то, не входит в нашу задачу. Мы просто хотели бы понять параллельность и где-то одновременность происходящих событий. Если мы говорили о взаимовлиянии культур всего Евразийского континента в I тысячелетии до н.э., то в IV тысячелетии до н.э. связи между вышеперечисленными регионами были очень незначительны. По крайней мере многие специалисты /и среди них Ясперс/ склоняются в сторону обособленности развития древнейших цивилизаций. Давайте обратимся к некоторым авторитетным источникам. Например, вот что пишет известный американский ассириолог Оппенхейм: "В начале 4-го тысячелетия до н.э. в Юго-Западной Азии произошли события, оказавшие большое влияние на историю человечества: одни за другим там образовались культурные центры..., которых принято называть по долинам рек, определившим их ареал: цивилизации долин Инда, Евфрата и Нила" /85, с.26/. Теперь обратимся к известному русскому историку Токареву: "Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвертому тысячелетию до н.э." /113, с.322/. А далее следует: "Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими, и развитие это протекало в значительной степени параллельно". Как можно было видеть, параллельность протекания событий является существенной чертой развития древнейших цивилизаций. Мы также уяснили, что происходящие события внутри государств были во многом схожие. Ранее было сказано, что мы хотим понять причину происходящих событий, чтобы определить значимость осевого времени и параллельность развития государств. В таком случае, если сумеем выявить основные черты развития одного из государств, то путем обобщения можем получить необходимые результаты - в качестве отправных данных для наших дальнейших рассуждений. В качестве исследуемого объекта возьмем регион Двуречья и обратимся к творчеству Оппенхейма: "....создается впечатление, подтверждаемое и другими признаками, что влияние религии на отдельных людей и на общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения" /85, с, 139/. Здесь же далее читаем: "Я не обнаружил в молитвах свидетельств о том, что молящиеся эмоционально отдавали предпочтение какой-либо особо важной теме, такой, например, как отношение индивидуума к духовным или моральным контекстам универсального характера, к проблеме жизни и смерти и прямого контакта с божеством". Это очень важное суждение, показывающее то, что в Двуречье в течении трех тысячелетий высокой культуры не было свободного изъявления своего взгляда на мир, на действующие порядки в обществе, на установленные нормы морали. Из этой же книги становится понятно, что в это время все намерения людей претворялись в жизнь так, как будто бы так и надо было. А это говорит о том, что духовная статичность людей Двуречья не способствовала осознанию своей личности, к свободному волеизъявлению своих мыслей. Выражаясь словами Гегеля, дух еще не мог осознать самого себя. Но то же самое наблюдалось и в Древнем Египте, где в течении почти что трех тысячелетий люди не отделяли себя от природных процессов, где "Ка", определяющая судьбу человека и одновременно, являющаяся его душой, рождалась вместе с человеком и уходила вместе с ним в загробный мир, наподобие восхода и заката Солнца. Может быть для свободомыслия не хватало научного мировозрения? Но из книги Оппенхейма выясняется, что в Месопотамии наука достигла достаточно высокого уровня развития, в частности, их астрономы и вовсе определили на долгие тысячелетия основные названия планет солнечной системы, которыми пользуются по сей день. Из этой же книги узнаем, что в Месопотамии были известны таблицы для умножения и деления, а также методы по определению квадратов и кубов, извлеченных корней, вычисление сложных процентов. Оппенхейм отмечает /85, с.245/, что: "их математические методы вполне могут выдержать сравнение с достижениями всех прочих цивилизаций вплоть до середины II тысячелетия н.э., т.е. более чем на трех тысяч лет". Но ведь аналогичные события происходили и в Древнем Египте. А как же не упомянуть о египетских пирамидах, одного из "семи чудес света", которые своей инженерной мыслью по сей день взбудораживает умы людей. Кроме этого выясняется, что обе эти культуры в области сельского хозяйства также достигли больших высот. Работы проведенные в области селекции восхищают своей продуктивностью. После всех этих фактов как бы сам собой возникает вопрос - почему же в течении трех тысячелетий развития высокой культуры, в древнейших цивилизациях истории человечества не появились философствующие аскеты, проповедники и пророки? Ведь, казалось бы, для этого были все необходимые условия. И в то же время следует отметить, что в книге Токарева упоминается о признаках свободомыслия, возникшее в этих же регионах к концу II тысячелетия до н.э., т.е. ближе к осевому времени. Таким образом, аналогично онтогенезу, в процессе филогенеза постепенно проявляются первые признаки свободы мышления. А это говорит лишь о том, что у людей /конечно же, не у всех/ осознается их личность, т.е. они выделяются своим самосознанием. Из книги Токарева узнаем, что во II тысячелетии до н.э. в Египте уже начало возникать недовольство от своей жизни у народных масс, которое приводило к восстаниям /113, с. 321/. Схожие процессы происходили и на Ближнем Востоке, а также в Месопотамии. Значит, уже можно ощутить контуры процесса, который развивается по внутренней необходимости. Как мы поняли, хоть и не выделялись пока (т.е. в конце второй половины II тысячелетия до н.э.) ярко выраженные личности, последовательно выражающие свои мысли о существующих порядках, но тем менее, наблюдалась тенденция к свободомыслию, что и проявилось в дальнейшем, т.е. в эпоху осевого времени. Таким образом, можно определенно сказать, что явление осевого времени в принципиальном отношении не исходило из культурного развития конкретного региона. Иначе, надо ответить на вышепоставленный вопрос, который пока еще ждет своего решения. Все наши рассуждения укрепляют версию о внутренней необходимости развития процессов, проявляемых в осевое время. Еще раз напомним, что по нашему мнению процессы жизни и ее развития происходят по внутренной необходимости, по самой природе субстанции, которую называем духовным началом. Но известны природные процессы иного плана, протекающие из-за внешних воздействий, а конкретно, по причине биоэнергетической мутации. Здесь невольно вспоминается теория этногенеза Гумилева. Мы упомянули об этом для того, чтобы рассмотреть этногенез в спектре наших проблем, т.к. здесь также выделяется природный процесс, но связанный мутагенными факторами и влиянием космических излучений. Из творчества уважаемого нами Гумилева известно, что в результате пассионарного толчка новообразовавшийся этнос склоняется не только к завоевательным войнам, но вместе с тем, создает свою оригинальную культуру. Другими словами, кроме захватнических войн энергия пассионарного напряжения расходуется на строительство городов и государств, на создание всевозможных культурных достопримечательностей, на архитектуру, на науку и на многое другое. Но ведь все это было и в Египте, и в Двуречье. Процесс этногенеза - природное явление, представляющее из себя зарождение, развитие и возможную гибель оригинального народа. Для прохождения этого процесса требуются природные условия, соответствующий ландшафт и ареал происхождения. С другой стороны известно, что биоэнергетический процесс этногенеза охватывает время в пределах 1200-1500 лет. А мы отметили, что в таком благоприятном регионе Земли, в райском уголке, каковым является Месопотамия, где последовательно сменили друг друга три великие цивилизации, в течении трех тысячелетий не происходили события, аналогичные процессам осевого времени. Возникает интересная мысль. Мы сказали, что этногенез - это природный процесс. А это означает, что если взять этнос в целостности, как единый организм, то и здесь мы обнаружим явление, аналогичное процессу онтогенеза. Этнос, как и человеческий организм, имеет возрастную дифференциацию. Гумилев выделяет следующие фазы развития этноса: пассионарный подъем, перегрев, надлом, инерция и обскурация /33, с. 351-452/. В последней фазе этнос превращается или в реликт, или же по объективным и субъективным причинам исчезает с лица земли, но именно как этнос, т.к. его члены, т.е. индивиды включаются в состав уже новых этносов. Другими словами, все живые организмы по своей внутренней природе имеют начало, т.е. рождение и конечную точку существования, т.е. смерть. А в частности, все духовные целостности, т.е. индивидуум, этносы, культуры /невольно вспоминается Шпенглер/ подчиняются этому природному закону. Из теории этногенеза следует выделить одно важное обстоятельство, заключающееся в том, что Гумилев не связывает различие этносов с их языками. Интересно, как Гумилев определяет понятие этнос: "Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности" /33, с.449/. Не только в этой дефиниции, но и на протяжении всей книги Гумилев говорит о стереотипе поведения, отличающий один этнос от другого. А как мы уже не раз отмечали, любой разумный индивид лишь тогда может стать личностью, когда он будет осознавать свои действия. Иначе говоря, именно за счет поведения, произведенных поступков формируется и определяется нравственность человека. И именно по поведению этносы относятся друг другу, как показывает Гумилев, по принципу свои - чужие. Получается, что даже на уровне этносов поведение является главным фактором, определяющий самобытность народа, а значит, и придающий смысл его существованию.Теперь, на основе проведенных рассуждений зададимся следующим вопросом - разве "Нomo saрiens", как вид, не представляет из себя единый духовный организм? - если да, то в этом вопросе мы не одни. Достаточно будет вспомнить высказывания Гегеля, Августина, Тейяр де Шардена (мысли которых были приведены в начале параграфа) и многих других мыслителей, чтобы почувствовать прочную основу для наших дальнейших суждений. Сделаем необходимое отступление. Во второй половине XX века образовалось твердое понятие, под названием "человечество". Это понятие начало свое победоносное восхождение особенно после того, как изобрели ядерную бомбу и "испытали" ее в Японии, в Хиросиме и в Нагасаки. После этого все поняли, что природа, которую по наставлению Ф.Бэкона следовало укротить, завоевать, является хрупкой и бесценной: и за бесцеремонное отношение к ней могут быть наказаны все без исключения. В современном мире все сильнее укрепляется позиция защитников природы в лице партии "зеленых", которая, например, в Германии занимает ведущее положение в политике государства. Современный мир посредством кибернетики и информатики настолько сблизился, что уже ни одно государство не может не считаться соглашениями мирового содружества. Таким образом, к концу XX столетия в мире все чаще используют понятие "человечество".
Мы только что перешагнули в III-е тысячелетие. Нас отделяет от начала осевого времени, именно, три тысяча лет. С другой стороны, ведь между осевым временем и началом образования древнейших цивилизаций разница также в три тысяча лет. Так это случайность или внутренняя необходимость, т.е. закономерность эволюции вида "Нomo saрiens"?! Давайте рассмотрим вопрос. В середине 4-го тысячелетия до н.э. обнаруживается параллельность образования первых в мире государств. Этот процесс может быть обозначен так: начало осознания видом своей личности (государство - как проявление личности вида в лице монарха). Вспомним подростковый период онтогенеза и запишем число : 11 лет - появление самосознания индивида. В начале I тысячелетия до н.э., а точнее, в 6-ом веке до н.э. (эпоха осевого времени) - параллельность проявления свободомыслия. Назовем это так:обретение видом своей свободы (появление философских систем; Буддизм - как проявление свободы мышления вида). Вспомним онтогенез и запишем число: 12 лет - обретение индивидом своей свободы мышления и действия. В конце II тысячелетия н.э. и в начале III тысячелетия н.э. - повсеместное требование прав человека и свободы слова. А это явление можно обозначить так: человечество начало осозновать свою свободу. Человечество - как вид - познает случайность мира (теория относительности, релятивизм, жизнь - как длительность). Религия уступает место свободе. Появление абсурда - экзистенциализм. Полное единение человечества под общей проблемой - поиск смысла жизни... Вообще-то на этом можно было бы завершить диссертационную работу, т.к. положение рассматриваемой темы предельно ясно. Однако существуют возражения (например: ведь существуют отсталые народы?), и поэтому постараемся ответить на них, а кроме этого, попытаемся развить полученные заключения.
Известно, что негры еще двести лет тому назад находились на той ступени интеллектуального уровня, когда ни один белый американец того времени не смог бы поверить, что презираемые ими ничтожные люди, впоследствии составят неотделимую и необходимую часть современного американского общества. Стоит представить себе тот скачок, который был проделан за какие-то двести лет. Иначе говоря, научно-технический прогресс, которым так гордятся европейцы, и в особенности немцы, не может служить критерием интеллектуальности или ценности того или иного этноса, народа, расы. Наверное, труднее всего добиться человечности, порядочности, которые были в центре внимания мудрого Конфуция, великого Низами Гянджеви и многих других выдающихся личностей человечества. С другой стороны, невозможно не заметить тот феноменальный скачок, который был проделан народами Дальнего Востока, а именно, японцами, китайцами, корейцами, которые еще сто лет назад не могли бы даже допустить, что смогут равняться с европейцами в области научно-технических достижений. Вывод получается сам собой. Все люди нашей планеты развиваются по одним и тем же внутренним законам жизни и технический прогресс не может быть мерилом разумной отсталости или превосходства того или иного народа. Вопрос может быть заключаться лишь в том, насколько люди взаимосвязаны между собой. Так вот наступил момент, когда мы можем сделать важное заключение. Параллельность, о которой мы говорили в течении этой главы, является следствием того феномена, который называется эволюцией человечества - как вида "Нomo saрiens". Отдаленность аборигенов Австралии, Южной Африки и Америки от зоны постоянных и взаимообогощающих контактов не дала возможность к приобщению культурным достижением Евразийского континента. Откровенно говоря, и природно-климатические условия не очень то способствовали к техническому развитию. С другой стороны, многое зависит от того, насколько эффективно будут задействованы интеллектуальные способности самих людей. Практика давно уже доказала правильность нашей позиции. Возьмите любого европейца и отдалите его от общества прямо с рождения; и через 10-15 лет перед вами появится самый настоящий "Маугли" - арийской расы. Но только вот последняя особенность не будет иметь никакого значения. Чтобы наглядно представить себе всю значимость наших высказываний (по поводу эффективности использования интеллектуальных способностей) проведем небольшое, но очень интересное исследование. Мы обратимся к истории одного из самых удивительных народов. Вы догадались - это евреи. Для начала обратимся к Ницше: "По психологической проверке еврейский народ есть народ самой упорнейшей жизненной силы" /81, т.2, с.650/. Вообще то, в одном предложении Мастера заключена вся суть наших усилий. Но тем не менее, мы попытаемся раскрыть значимость этого утверждения. В качестве исторического справочника мы обратимся к книге "Факты об Израиле" /119/. Здесь говорится, что история евреев началась около 4 000 лет назад с патриархов Авраама, его сына Ицхака и Яакова. Но для объективности наших рассуждений обратимся к книге Токарева, где находим такие слова: "В древнейший период своей истории, в первой половине II тысячелетия до н.э., евреи представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племен, кочевавших в Северной Аравии" /113, с.353/. Самая высокая точка развития еврейского народа того периода приходится на время правления царя Соломона. (ок. 965-930 гг. до н.э.) А окончательная точка “падения” сынов израилевых приходится на 132-135 гг. н.э., когда римляне полностью разрушили Иерусалим - город, который был основан царем Давидом еще в самом начале I тысячелетия до н.э. Мы сознательно укоротили историю еврейского народа, чтобы сосредоточиться на главном и не злоупотреблять возможностями данной диссертационной работы. Итак, простым арифметическим расчетом устанавливаем, что время этногенеза еврейского народа выходит за пределы 1500 лет. А ведь это максимальное время, установленное Гумилевым для продолжительности процесса этногенеза. Мы тщетно искали историю этногенеза евреев в трех книгах Гумилева /31, 32, 33/, но не обнаружили ее в списке этносов, подвергшихся пассионарному толчку. Хотя, по нашим соображениям, можно было бы установить дату или точку отсчета пассионарного толчка в первой графе, обозначенной римской цифрой /33 , с. 341-Этногенез и биосфера земли; 31, с.14-Тысячелетие вокруг Каспия/. Из этой первой графы видно, что пассионарному толчку подверглись египтяне, гиксосы и хетты, а линия мутации проходит через Палестину, через территории, где проживали евреи, и приходится к 18 веку до н.э... Это как раз то время, которое соответствует приведенным датам в начале исследования, когда началась история еврейского народа. Если сопоставить это время с теорией этногенеза Гумилева, то развитие пассионарного напряжения будет равно периоду в 1900 лет. На лицо явное несоответствие. Может быть, именно поэтому многоуважаемый Гумилев не включил историю евреев в свой список и в свою теорию? А вот дальше происходит более интересное явление. Сначала приведем цитату из работы Ницше: "Евреи - это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросам: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть какой бы то ни было ценою". /81, т.2, с.649/ Как видно, в одном предложении Ницше - гениального сына немецкого народа - выражено все то, что хотелось бы нам показать. Однако, продолжим наши суждения. Так вот, самое удивительное в том, что евреи, потерявшие свою родину и государство, не исчезли с лица земли и не смешались с другими этносами! Достаточно перечислить список тех этносов, которых мы обозначили словом "другие": персы, арабы, тюрки - в зоне Ближнего Востока; немцы, французы и т.д. - в Европе. Считаем, что евреи своим этногенезом озадачали Гумилева и именно поэтому, уважаемый тюрколог оставил их вне поля зрения, т.е. они не вписывались в его теорию. Через два тысячелетия после падения Иерусалима еврейский народ, ценою колоссальных жертв и лишений, геноцида, сумел восстановить и свою государственность, и свой древний язык иврит. А это уже полностью противоречит теории этногенеза Гумилева. Ведь по этой теории еврейский народ давно уже должен был бы превратиться в реликт или исчезнуть как этнос. Оставим эту задачу на усмотрение историков и этнографов. Мы не имеем право затягивать эту историческую эпопею, с привлечением исторических дат, т.к. преследуем другие цели. А это исследование мы провели именно с той целью, чтобы наглядно показать значимость эффективного использования потенциальных возможностей интеллекта. Но любопытство все таки берет вверх и мы задаемся вопросом - почему так произошло? Мы считаем, что евреи не богоизбранный народ и об этом даже речи быть не может. Евреи это нация, которая с самого зарождения своей истории делала акцент и упор на свой интеллект, и в частности, на самосознание, на свой собственный выбор - во что бы то ни было выжить (вспомним Ницше). Евреев можно было бы назвать вундеркиндами человечества. За счет огромных усилий, прилагаемое сознанием на осознание самого себя - как единого этноса и единой судьбы - и, скорее всего, за счет внушения самому себе образа богоизбранности, евреи добились того, чего не удавалось сделать ни одному из известных народов истории человечества. По поводу прилагаемых интеллектуальных усилий достаточно будет перечислить имена пророков, засвидетельствованные еще с 8 века до н.э., которые представляли из себя своеобразное и очень сложное явление. Уже самый крупный пророк указанного времени Исаия, призывал людей к нравственности. Мы как то отметили, что до I тысячелетия до н.э. практически не было авторских изречений о свободе и призывов к морали. Все это только-только набирало обороты. А здесь кроме Исаии, выступали Иеремия, Иезекиль, Даниил и еще 12, так называемых "малых пророков". Самому же царю Соломону Библия приписывает книгу Притчей и книгу Песни Песней. А ведь в притчах много нравственных назиданий. Теперь, с помощью аналогии, можно сделать соответствующий вывод. Каждый талантливый человек за счет интеллектуальных усилий, умственного труда может превысить свои реальные способности, т.е. более эффективно задействовать свои потенциальные возможности, которые заложены в нем изначально. И только таким путем он может добиться высоких результатов в своей жизнедеятельности. Известны высказывания многих выдающихся мыслителей, ученых, которые связывали свои успехи, именно, прилагаемым умственным трудом и усидчивостью (например, А.Эйнштейн). То же может произойти и на уровне этносов, как это продемонстрировали евреи, когда коллектив особей, связанный определенным стереотипом поведения, за счет интеллектуальных усилий и строгим соблюдением нравственных заповедей своих патриархов, может выйти из многих трудных ситуаций, которые возникают из случайностей самой жизни и, тем самым, привнести удивительную своеобразность в течение эволюционных процессов. Более того, если хотите, то такое явление можно назвать самоутверждением этноса, а в частности, самоутверждением еврейского народа.
Еще по теме §2.1. Проблема смысла жизни и параллельность развития цивилизаций:
- Гаджиев Ровшан.. Проблема смысла жизни.2007, 2007
- §2.2. Проблема смысла жизни и возрастная периодизация эволюции человечества
- §1.1. Философия древности, средневековья, Нового времени и современной эпохи: становление и развитие проблемы смысла жизни
- Глава I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ
- Глава II. ДИНАМИКА ПРОБЛЕМЫ СмыслА ЖИЗНИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- § 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни
- 1. О смысле жизни
- Смысл жизни человека
- 15.2. Поиски человеком смысла жизни
- §1.3. Смысл жизни – как самоутверждение личности.
- Свобода, смысл и бессмысленность жизни
- 2. цель и смысл жизни
- Сущность человека и смысл его жизни в истории философии
- СМЫСЛ ЖИЗНИ