<<
>>

Проблема субъективности

Сдвиги в буржуазном сознании конца ХХ века - неустойчивость традиций и отказ от прежних авторитетов, дух критицизма и всеобъемлющая переоценка ценностей, поиски принципиально новых форм эмоционального и теоретического отношения к действительности, преобладание личностных критериев в ее оценке, претензии на новый стиль и культуру мышления, способное воспроизвести подсознательное, интимный мир субъекта и общая ориентация на решение «собственно человеческих» проблем - являются характерными признаками переломной эпохи нашего времени. Но при этом ведутся поиски целостности человеческой субъективности, включающей рациональную, эмоциональную, образную, волевую, ценностную стороны последней, что дает выход к феноменологии телесности. Телесность понимается как неотъемлемое свойство человека, обеспечивающее саму возможность его бытия в мире, как основа жизнедеятельности и деятельности – социальной и духовной – вообще, а тело, как носитель этого свойства. Телесность как бы снимает противоречия в рассмотрении человека, дает взгляд в целостности, как биосоциального существа, носителя природно-генетических заданных программ, но и схем вырабатываемых в процессе жизни, закрепляемых в социокультурном опыте. Таким образом, предметом рефлексии становится кровь и рана, любовь и игра со смертью и т. п. От формы телесности и ее состояния зависят здоровье, благополучие, счастье, полнота жизни.

Современная философия пытается решить проблему человеческой субъективности - обнаружить «истинную сущность», «природу» человека, Я, «Другого», вычленить априорную, асоциальную структуру человеческой личности, установить сферу и границы собственно человеческого в человеке, открыть подлинный смысл человеческого бытия, возвыситься над «саморазорванностью» сознания, исследуя структуры бессознательного, языка, повседневности, коммуникации. Альтернативно появляются исследования «духовного производства». Ж.Делез определяет человека как «машину желаний», а подлинный индивид предстает «деконструированным субъектом», порождающим себя свободным, лишенным ответственности, радостного, способного сказать и сделать нечто от своего имени: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее какое-либо «эго».

«Смерть автора», читателя, человека, отмеченный в философии 60-80-х гг. - это «смерть субъекта» традиционной философии, отражающая современный кризис индивидуальности, демонтажа личностного опыта, сведение сознания субъекта к артефактам непрерывно воспроизводящего себя надличного механизма, «децентрации» субъекта (Р.Барт). Субъективность как пограничный модус (Хайдеггер, Бахтин, Фуко), становится и трансформируется вместе с объектами и субъект-объектное различие становится локальным и симультанно-гетерогенным. Она множественна и «полифонична» (Ф.Гваттари), развивается массовое производство (информационное и коммуникативное) субъективности, учитывающее этологические и экологические ее аспекты, что приводит к «гетеро-генезу» субъективности, имеющую свою «саморефлекционную экзистенциальную территорию», процессы самотворчества и самосозидания, приближающиеся к этико-эстетическим парадигмам, отражающим эту «процессуальную созидательность.

«Мутация» субъективации связана со своеобразием, разрывом смысла, фрагментацией, отделением семиотического содержания. В итоге появляется безграничное усложнение субъективности, которое способствует разработке экологий окружения, общества и души. Основной целью человеческой активности становится производство человеческой субъективности, непрерывно самообогащающей свои отношения с миром. В этом и есть активная борьба с угрозой нашего «общества производства», а по отношению к роду людскому, выживанию которого угрожает не только вырождение окружающей среды, а деградация ткани социальной солидарности и способов психической жизни, которые, по Гваттари, следует буквально переизобрести, через указанные выше три экологии.

Борьба против «сверхдетерминированности» субъекта привела к поиску и выработке «стратегий» нахождения свободного пространства созидания, которое обнаруживается на краях культур, структур, классов, групп, сознаний, текстов, языков. Этот поиск выявил более сложное понимание человека, его природы, сознания и аргументированную социально-духовную зависимость субъекта на уровне его мыслительных операций, так и продемонстрировал неискоренимое доверие к внутренней духовной жизни человека, уверенность в реальности лично пережитого в опыте и утверждение духа свободного творчества в философии как отречение от идеолого-рационализированных способов доказательства.[8]

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Проблема субъективности:

  1. Недвижимое имущество в системе гражданского права: проблемы реализации субъективных прав участников имущественного оборота
  2. Центральный элемент гражданского правоотношения - его содержание, т.е. связанные между собой субъективное право и субъективная обязанность участников.
  3. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
  4. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  5. 18.5. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности
  6. 3. СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  7. § 5. Субъективное право
  8. Субъективное право
  9. 13.2. Субъективный дух
  10. 13.2. Субъективный дух
  11. § 4. Субъективное право и юридическая обязанность
  12. Субъективная вероятность