<<
>>

Проблема Запад - Восток

Запад не однозначен и не един по отношению к Востоку. Есть не только разделение, но и взаимосвязи. Противопоставление Востока и Запада возникает во время греко-персидских войн V века. Оно закреплено в литературе (то, что на Востоке признается как цивилизация, на Западе - как варварство, и наоборот).

Затем Восток и Запад встретились в 11 веке во время мусульманского нашествия в Европу. В 15 веке колониальная экспансия поссорила Восток с Западом. Каждая культура имеет свою логику. Античная культура, по сути своей культура среднеевропейская, была освоена многими - и арабами, и Востоком, и Западом. Запад - это христианско-европейская культура. Но арабская и западная культуры идентичные: общие библейские традиции и античная философская традиция, мифология, ангелология, понимание бога. Есть различия в понимании Христа, но общее превалирует. Античную философию и науку первыми усвоили мусульмане и арабы. Синтез религий и философских концепций у них идентичен. Он идет вначале в арабо-мусульманской, затем в европейско-христианских культурах. Античная философия была ассимилирована арабской (суфизм, калам). Арабо-мусульманская философия стремится к интеграции. Роль философии в диалоге культур должна быть исследована более глубоко. Она показала универсалистские схемы.

Последовательный европоцентризм приводит к однобокому взгляду и в культуре, и в философии. Философская компаративистика акцентирует взаимосвязи, и проблематизирует выравнивание точек роста культур. В компаративистике надо отойти от чрезмерных генерализаций, и идти к частностям. Постмодерн и компаративизм в философии пытаются расшевелить традиционную метафизику.

Отметим и тот факт, что социальное время и социальное пространство снимают ограниченность цивилизационного и формационного подходов. Происходит взаимодействие различных цивилизаций через географическое, политическое, философское, военное, технологическое, религиозное, этическое, культурное, информационное и т. п. пространства. Влияние этих пространств на взаимодействие и становление новой цивилизации огромное. Какое из них главное, детерминантное? Как правило, рассматривают только экономику, что больше похоже на абсолютизацию этого фактора. Следует обратить внимание и на иные пространства. Запад преуспел в экономическом и техническом пространствах, а Восток - в других. Вывод напрашивается таков, что необходимо создание новой методологии. Тогда в ином свете будут рассматриваться вопросы будущего. Не война цивилизаций по Хантингтону должна анализироваться, а становление метацивилизационных форм общности. Критерии цивилизации - в социо-нормативной регуляции.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Проблема Запад - Восток:

  1. Проблема Восток - Запад А.Рихани
  2. Запад — Восток: товар и деньги
  3. 2. Россия на перекрестке культур: Запад—Восток
  4. УЧЕНИЯ O БЕССМЕРТИИ B РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
  5. Между Востоком и Западом:
  6. Взаимопроникновение Запада и Востока – один из важнейших динамических элементов их культуры.
  7. СТРАНЫ ЮЖНЫХ МОРЕЙ. МОРСКИЕ ПУТИ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ТОРГОВЛЯ
  8. Сходства и различия в историческом развитии Запада и Востока
  9. ЛЕКЦИЯ 1. ЗАПАД—РОССИЯ-ВОСТОК: ПЕРЕКЛИЧКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  10. Диалог Запада и Востока о том, чего не было