<<
>>

Реконструкция философии ХХ в.

Попытаемся дать некую реконструкцию ушедшей в историю философии ХХ века и становящиеся тенденции философии ХХI века. Философия начала ХХ в. была подго­товлена всем предшествующим развитием мировой философ­ской мысли.

Так, классические философские системы, основан­ные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины ХIХ века. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве, при этом предлагались единые, либо единственные, основания бытия. Глобальные философские системы продуцировались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. Современная западная философия по своему исходному замыслу, начиная со времен Кьеркегора, Маркса, Дьюи, Джеймса и Пирса, Конта и Рассела, Ницше, Гуссерля и Хайдеггера – является попыткой преодоления классических структур, их критического пересмотра и отказа от них перед лицом новой проблемной реальности. Эта реальность включала в себя духовно-религиозный кризис европейского общества, потрясения социально-экономического характера, связанные с развитием империализма, с первой мировой войной, появлением массового общества, идеологизированности процессов в государстве, развития массового производства, в том числе средств массовой информации и коммуникации, революцией в естествознании, мощным развитием науки и техники.
Эта новая действительность оказала огромное влияние на мировоззрение и культуру, что и породило новые живопись, роман, поэзию, музыку, религиозные искания и литературу. Эти процессы и были отрефлексированы в философии на переломе веков ХIХ и ХХ. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творче­ство, использующего художественные формы, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяс­нить изменившиеся символы культуры и смысложизнен­ные вопросы человеческого бытия.

Непредсказуемое развитие социальной, экономической, культурной реальности получило должное выражение в философии. Об этом свидетельствует неопозитивистская «революция в философии», объявившая традиционную мысль набором псевдопроблем и бессмысленной метафизикой, так и «новые метафизики» и «новые онтологии» феноменологического, экзистенциалистского или космологически - мифологического толка. Этот процесс отражает в определенной мере идея философии как «анализа» в противоположность системосозидающим философиям, или же идея философии как выражения «жизни», «конкретного», противопоставляемые прошлым «философиям идей и вещей» (по выражению Э.Мунье). Не противоречит им и трактовка истории как абсурдно-хаотического потока, приходящая на смену классическим идеям закономерного развития и эволюции, или же представление о «духовном строе эпохи», противопоставляемое связности всемирной истории и идее прогресса.

В эпоху «информационной цивилизации» и Интернета значимость любых схем все более ограничивается кругом профессионалов. Дело в том, что мир оказался многообразным, требующим множества систем миропонимания и мироотношения. Онто­логические корни многообразия философского опыта кро­ются в сосуществовании множества форм бытия в мире раз­вивающихся систем. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, дискретен, противоречив. Естественно, фило­софский поиск направлен на понимание и объяснение беско­нечного многообразия мироздания, предлагает новую мето­дологию объяснения, технологию построения философских концепций, которые ориентированы на разных людей с их формированием личностных систем философского мировоз­зрения. Диалог культур Востока и Запада углубляет этот процесс.

Развитие философии в ХХ веке можно представить и как взаимодополнительное существование и сосуществование школ, выполняющих свои функции. Становление новой философской парадигмы на рубеже Х1Х-ХХ веков показывает, что параллельно махизму и эмпириокритицизму, укрепившиеся неокантианство и неогегельянство попытались актуализировать прошлых кумиров.

Затем развивается постницшеанская философия (феноменология, логический эмпиризм, интуитивизм, философия бессознательного, различные формы реализма, экзистенциализма, философской герменевтики и т. д.) и происходит переход от классической парадигмы к неклассической.

Философия объективирована в языке, средствах, ме­тодах познания и общения. Реальные школы, философ­ско-религиозные культуры структурно – функционально и культурно-исторически включены в це­лостную систему научного знания, функционируют в не­обходимой связи с мировоззренческими, ценностными ус­тановками, с нормами общения и социального бытия, предполагают вполне определенного субъекта. Теории — вещ­ный или знаковый результат деятельности, включенный в функционирование. Так, размывание сетки ценностей несет с собой абсолютизацию научной картины мира, выдаваемой за общемировоззренческую. Это свойственно философским школам сциентистского на­правления.

Абсолютизация роли науки ведет не только к многочисленным парадоксам в теоретическом естествоз­нании, но и к жесткой необходимости смены парадигм. Так акцентируется внимание на разработке философских концепций религиозного, антропологического и деятельностного направлений. Тогда как кон­струирование проблемы и мира, в котором и разрешаются философские теории, порывает с догматическим величием былых философских систем и философствование оказыва­ется творческо-художественным самовыражением, глав­ным материалом которого могут служить язык и смыслы культуры, жизнь и смерть и т. п.

Несущей опорой всего здания классической метафизической философии являлась идея Бога как абсолютной субстанции: Бог выступает метафорой скрытой в мире аб­солютной истины, которую надлежит задним числом отобразить в познании; Бог гарантирует соразмерность мира и человеческого мышления; идея Бога обеспечивает сакрализацию теоретической позиции философа. Именно в этом смысле представляется правомерным говорить об онто-теологической модели самообоснования философии.

В свою очередь, под «философией субъекта» («философией сознания») в западных метафилософских дискуссиях имеется в виду философия нового и новейшего времени (или «философия эпохи модерна»­), ос­нованная на восходящей к Декарту «модели сознания».

Последняя представля­ла собой способ самообоснования философии и генерирования философского знания, приходящего на смену традиционной метафизике. В свое время Декартовская про­грамма радикального сомнения стала средством учреждения нового типа фило­софствования, основанного на полагании рефлексивно прозрачного «Я» в каче­стве абсолютного фундамента знания. Самоочевидное существование «мысля­щей вещи» представляется здесь первичной (непосредственной) достоверно­стью и источником всякой достоверности. Отсюда следует та ключевая роль, которую в «философии субъекта» играет идея метода: метод - это техника ге­нерирования философского знания на основе понимания самого мыслящего как самопрозрачного «Я». Философствование, основанное на идее метода, осуще­ствляется как приведение к ясности, рефлексивной прозрачности для «Я» лю­бого познавательного содержания; тем самым нарабатываемое знание обретает достоверность: оно удостоверяется, укореняясь в «Я». Идея метода требует выстраивать философское знание в поле безусловно достоверного, а правила метода обеспечивают перенос исходной познавательной достоверности на по­следовательно развертываемую систему философского знания. Являясь источником достоверного знания о мире, мыслящее «Я» определяет, «что есть что» в мире. Суждения, из которых со­стоит знание, коренятся в воле или свободе выбора — способности «я» по сво­ему собственному усмотрению нечто утверждать или отрицать относительно той или иной вещи. Суждения про-из-вольны по своей природе, что, однако, не означает произвола познающего: вынесение суждений надлежит удерживать в границах ясного и отчетливого интеллектуального созерцания. Истинное бытие - это прозрачная для «я» и им самим устанавливаемая сущностная определенность вещей. Мир как тотальность центрируется отныне не Богом, как в тради­ционной метафизике, а философским «я».

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Реконструкция философии ХХ в.:

  1. Критическая деструкция и реконструкция истории философии языка
  2. Радикальная Реконструкция.
  3. Психология реконструкции события преступления.
  4. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭКОНОМИКИ ЮГА США
  5. «Президентская Реконструкция».
  6. ПЕРИОД РЕКОНСТРУКЦИИ
  7. Окончание Реконструкции. Соглашение Тилдена — Хейса.
  8. 2. РЕКОНСТРУКЦИЯ НЕ-СЛОВЕСНОГО МЫШЛЕНИЯ
  9. 1.4. Историко-философская реконструкция принципа дискурсивной этики
  10. Реконструкция Юга (1865-1877).
  11. Реконструкция Европы, 1945-1968
  12. Значение Гражданской войны и Реконструкции Юга.
  13. РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  14. ГРАЖДАНСКАЯ ВОйНА B США 1861-1865 гг. И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА
  15. Гражданская война и Реконструкция в США (Вторая буржуазная революция)