<<
>>

Религия и духовный прогресс

Одной из наиболее значимых магистралей движения к духовности, проложенных в процессе истории развития человека, является религия, религиозная форма сознания. Религия изначально была фундаментом, основой формирования и развития духовной культуры всех народов Земли.

Сегодня из более чем шести миллиардов жителей планеты примерно половину составят верующие люди разных конфессий.

Чтобы понять значение и функции религии в духов­ном возрождении человечества, необходимо еще раз остановиться на феномене, что же означает духовность людей и ограничивается ли она существованием лишь религиозной формы духовности? Важен также вопрос, какими путями верующие достигают приобщения к тайне бытия Бога? Как преодолеть разногласия и конфликты между различными конфессиями, а также верующими внутри одной конфессии? Как объединить усилия верующих, ученых-гуманитариев, а также философов в поиске и выработке единых путей восхождения к духовности и Высшей Реальности? Другими словами, как человеку постичь свою Божественную сущность?

Перейдем к анализу религиозной духовности и Путей ее обретения, какова ее роль в возможном наступлении века духовности.

Общепризнано, что все рели­гии связаны с верой в Высшую Реальность или Бога, стремятся поднять людей до понимания Божественной Мудрости, учат их жить по ее законам. Правда, различные религии провозглашают свои собственные исключительные цели, отстаивая уникальность и непохожесть своего Бога или Высшего Принципа. Тем не менее, признавая существование Высшей Реаль­ности или Высшего Принципа, можно утверждать, что Высшая Реальность может быть только одна, несмотря на множество форм, в которых ее почитают люди, Бог как Абсолют един, несмотря на множество имен, которыми люди его называют, конкретное содержание о его представлениях: или как единство или как множество, как безличное или как личное, как абсолютную Пустоту или как абсолютное Бытие…

Но идеалы религиозной веры, вдохновляющие человека, универсальны.

Поэтому люди, достигшие духовной цели и приближения к Высшей Реальности, будь это просветление, спасение, святость, самореализация или освобождение, всегда провозглаша­ют основой своей жизни высшие человеческие ценности: любовь, сострадание, мудрость, чистоту, мужество, терпение, справедливость, силу характера, спокойствие ума и внутреннюю радость. Независимо от веры люди, достигшие такой цели, своей личной добродетелью неизбежно оказывают влияние на других лю­дей. В конечном счете, эти цели накладываются друг на друга и сливаются в одну, поскольку выражают то лучшее, что присуще всему человечеству.

Это подтверждено в Декларации в сентябре 2003 года в столице Казахстана Астане, где проходил Съезд представителей семнадцати мировых и традиционных религий. В Декларации участников-лидеров этого исторического форума говорится, что целью любой религиозной проповеди должно стать «продвижение таких ценностей, как толерантность, истина, справедливость, любовь…Мы должны усилить сотрудничество в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии». К этим целям неустанно призывает Православная церковь России, все другие религиозные конфессии.

Основными мировыми конфессиями признано, что Бог един, и потому сегодня очень важны преодоление разногласий на базе синергии, то есть соединения усилий мировых и традиционных религий в деле обобщения исторического опыта духовного возрождения верующих, вооружение их общей методологией и единством конкретных путей Восхождения к Богу.

По мере продвижения к общей мировой цивилизации, в которой лицом к лицу встретятся многие культурные и духовные традиции, становится очевидно, что все мы должны хорошо понимать друг друга. Это вовсе не означает полного согласия во всем, иначе как тогда увидеть, что ценности людей на Земле действительно разнообразны? Но для различных конфес­сий, больших и малых, на нашей планете, становящейся все более тесной, это может означать поиск точек соприкосновения и стремление к взаим­ному обогащению духовными традициями и достижениями.

Поэтому хорошо было бы издать антологии извлечений из священных текстов, которые позволили бы не только сравнивать разные религиозные традиции основных мировых конфессий и культур, но и раскрывать общие Пути приобщения к Божественной Реальности, сходство методологических способов духовного возрождения человека. Единство и различия в методологии, в конкретных способах и методах духовного возвышения людей в разных религиях можно было бы отразить в целой серии «Книг Пути».

Каждый из нас совершает этот Путь в одиночестве, ошибаясь и спотыкаясь, но не останавливаясь, движимый импульсами Духа, о существовании которого мы часто и не подозреваем. В конце Пути наша духовная жизнь выходит за пределы индивидуального опыта и требует Общины, духовных организаций, в которых мы бы находили подтверждение Истины другими людьми, друзьями по сомыслию, по проникновению в Тайну бытия Бога. Обосновывая и обобщая пути и методы постижения смысложизненных онтологических вопросов, мы должны подвергнуть глубокому критическому разбору неконструктивные концепции ответов на проблему бытия Бога. Это относится как к скептическим концепциям, подвергающим сомнению это бытие, так и к утверждающим, что бытие вообще – это бессмысленный, абсурдный вопрос.

Центральной антропологической и историософской проблемой религии и софиогонии как философии мудрости является общий онтологический вопрос: в чем смысл человеческой жизни и в каком направлении происходит эволюция человечества, как ему обрести подлинную духовность. Этот вопрос характеризует сущностное качество человеческой природы, человеческой личности. Личность в ходе ее духовного возвышения очень интересует, каковы способ и форма духового саморазвития моего «Я» в действии, когда «Я» постигает целостность реальности и наличие в себе Божественного Духа. Духовно-религиозное, духовно-нравственное чувство вместе с мудростью представляют собой сущностной фактор человеческой духовной природы, ее эволюции. В соответствии с ними человек призван ответить на главные вопросы, которые он ставит перед собой: «Каков конечный смысл моего существования?», «Почему существует страдание, смерть, зачем стоит жить?».

Или с другой точки зрения: «Из чего все сущее и ради чего оно создано?». В них обнаруживаются сущностные основания нашего духовного «Я».

Для успеха в духовном оздоровлении людей и в прекращении конфликтов, в установлении мира на земле очень важно соединить усилия всех мировых и традиционных религий. Весомым аргументом для решения этих жизненно важных проблем является тот фактор, что примерно половину населения земного шара составляют люди верующие. Сделать это непросто. Хотя все великие вероучения проповедуют мир, между религией и всевозможными конфликтами давно существует трагическая связь. Рели­гиозные воззрения во многих случаях либо подогревают конфликт, либо религия оказывается неспособной разрешить его или не желает становиться посредником в поиске взаимного согласия. Можно сказать, что сила религии, как и любая другая сила, может быть как доброй, так и злой, поскольку ее действие проявляется через добрых или злых людей. Нашему миру сейчас крайне необходима мобилизация религиозных ресурсов в интересах достижения всеобщего мира для уничтожения ненависти, тайной вражды и злопамятства, разделяющих порой религиозных людей, принадлежащих к одной конфессии, а тем более к разным конфессиям.

Признавая хорошие стороны в каждой религии, для верующего конкрет­ной конфессии важно обнаружить в других религиозных учениях общие подходы, а может быть, увидеть и преимущества в понимании проблем смысла жизни, смерти и постижения высших целей. Во-первых, это будет открытие того, что Высшая Реальность как основа жизни в его собственной конфессии являет­ся также опорой духовной жизни людей, чья вера определена совсем другими откровениями и другими учителями. Это подтвердит правоту учения о единстве Бога как Абсолюта, который существует в каждом из нас и в различных обликах и формах обнаруживается в разных эпохах и разных культурах. Во-вторых, это будет осознание того, что духовные лидеры разных конфессий имеют между собой много общего, и поэтому, развивая взаимопонимание, они могут способствовать укоренению тер­пимости и доброжелательного отношения к иным религиям.

Понимая глубину разных религий и относясь к ним с симпатией, люди могут прийти к решению положить конец спорам «чья религия лучше», что будет способствовать предотвраще­нию более серьезного конфликта. В-третьих, изучение иной религиозной традиции может высветить новые стороны в сходных моментах собствен­ной религиозной жизни. Действительно, если каждая религия — это свиде­тельство Истины, превосходящей частности каждой из них, то все религии необходимо составляют ценностные фрагменты нашего целостного понимания любого вопроса. В-четвертых, человечество нуждается в новом открытии и переосмыслении основ духовных ценностей, чтобы отказаться от ортодоксальных, догматических, фанатичных воз­зрений и связанных с ними религиозных, теологических, философских учений о современности. Несмотря на то, что в основе всех религий лежат общие нравственные ценности и традиционная духовная мудрость как проявленность Божественной Мудрости, постоянные конфликты, возникающие по частностям вероучения, приводят к тому, что вера утрачивается, застав­ляя универсальные ценности представлять относительными и сектантскими. Открытому обществу, его культуре и законодательной системе, особенно образованию необходимы ценности, заложенные в опыте всего человечества, а не в учении какой-либо одной конфессии или философской школы. Религиозные ценности и Божественная Мудрость как раз свидетельство их универсальности. Путем союза с философией мудрости, которая может оказать поддержку мировой теологии, обосновывая идею о субстанциональности Мудрости во всех творениях, возникнет синергия их усилий на пути к единству человечества, единству, основанному на признании единого Бога как проявленности единой Космической Мудрости, пронизывающей всю Вселенную. В перспективе это может привести к признанию, что в мире есть только одна истинная Религия – это Религия Любви.

Ориентация на Мудрость, поскольку ее признание открывает человеку видение Бога, есть важнейший критерий позитивной духовности человека.

Одновременно это означает его стремление выйти за пределы обыденности, за границы низменных, эгоистических интересов к самым вершинам человеческого бытия. Это Путь к возрождению духовности, к осуществлению жизни по законам Космической Мудрости. Высокая духовность и жизнь по законам и принципам Космической Мудрости, то есть единство микро- и макрокосма, обеспечат мир и благополучие людей, их счастье и успех в материальном благополучии, крепкое здоровье во всех модусах человеческой природы. Когда мы строим отношения с другими людьми на любви и уважении, добропорядочности и честности, на основе других высоких ценностей, люди отвечают нам тем же, и добрые отношения, а также успех тогда приходит как бы сам собой. Достижение благополучия происходит с гораздо меньшими усилиями по сравнению с тем, когда мы ориентируемся на низшие человеческие черты, телесные и эгоистические ментальные стимулы, мотивы, потребности.

В своем безудержном, эгоистическом поклонении идолу материального успеха люди забыли о том, что успех зависит, прежде всего от того, кто ты есть, а не от того, что ты делаешь. Ориентация на духовный уровень бытия – это не только высокий уровень развития человека, но и источник всех его жизненных достижений, его благополучия и счастья. Для этого, во-первых, нам надо понять, что мудрость – это не только внутреннее идеальное человеческое понимание тех или иных сторон себя в мире и мира в себе. Мудрость существует и вне нас, объективно в принципах и законах бытия Вселенной, и в то же время она в каждом из нас. Она как Высшая Реальность разлита в Космосе, пронизывает его во всех проявлениях. Космическая Мудрость представляет собой духовно-материальную, энергоинформационную матрицу Гармонии Вселенной, всех ее творений, включая человека, все три модуса его природы. Это качество софийности всех творений бытия древние мудрецы постигли очень давно. Мы догадываемся о законах функционирования Мудрости обычно на уровне софийного инстинкта, как формы проявления духовно-религиозных импульсов нашего подсознания.

Решающую роль в духовном бытии человека, как мы выясняли в предыдущих главах, выполняет дух, реализующий себя через мудрость. Именно он определяет направленность функционирования всех «секторов», «отделов» души (см. параграф о структурности души во 2 разделе), основные качества личности, ее сущность. Дух – причина и основа души, а через нее и основа жизни человеческого тела, человеческой личности, центр управления ими. Дух – это чистая, безграничная, трансцендентная и всепроникающая Любовь во всем ее прекрасном и удивительном многообразии: от любви между мужчиной и женщиной до любви к детям, родителям, к себе, любви к ближним и дальним, любви к природе, ко всему живому, любви к знаниям, истине до великой любви к Богу, Космической Мудрости!

Дух (Любовь) – сущностной стержень триеди­ной природы человека. В нем главная отличительная черта человека от всех живых существ. Дух – это жизнетворящее начало в становлении человека как личности, в развитии ее самосознания и духовном возвышении, в постижении Высшей Реальности – Бога. Дух как персональный ценностный кодекс личности является основой ее свободы и уникальности, неповторимости, самодостаточности и самоценности. Дух – это высшее «Я» или частица Бога, помогающая постигнуть бытие Высшей Реальности посредством Любви и реализующая себя в жизни людей через любовь ко всему существующему.

Душа человека является проводником воздействия духа на разум, менталитет, психику и более низшие уровни проявленности человека. Видимо, она является сферой взаимодействия сознания и подсознания. Душа – форма и способ экзистенции (существования) духа в человеческой личности, связующее звено между духом и телом человека. Вместе с духом душа, когда она оплодотворяется духом, является энергетической силой и движущим началом духовного возрождения человека, вместилищем и восприемницей мудрости. Индивидуальный нравственный кодекс, или экософия, содержится в духе человека. Ими определяется духовность личности, ее сущность, этапы и направленность Духовного возрождения при постижении Божественной Реальности.

Душа – феномен, организующий также проникновение Духа в функционирование человека на уровне организма человека. Она формирует базовые телесные потребности и способы их удовлетворения. Она определяет глубинный, индивидуальный внутренний мир, социальные роли и социальный статус личности. Полагают, что свойства души как проявленности Духа реализуются также в телесной чувственности, в эмоциональности человека, в его воле, в интересах и потребностях, мотивах его действий и поступков, в степени развития его умственных способностей, интеллекта, разума и их одухотворенности.

Тело как сложно структурированный организм представляет собой биофизическую и витальную основу индивида. В то же время, тело – носитель, проводник и материальная форма соединения свойств и функций духа и души человека, их Храм. Этот храм осуществляет взаимопроникновение духовности и мудрости, их стержневое содержание – Божественную Любовь во все модусы человека. Как это осуществить в процессе жизни людей, призвана будет раскрыть общая Методология познания Пути духовного возрождения человека, объединение усилий мировых религий с учением философии мудрости и гуманитарных наук, изучающих духовность человека. Общая, объединенная методология разработает конкретные способы, методы проникновения во все модусы человека религиозного чувства, духовности и целостного опыта, которые ведут нас к постижению Великой Тайны Бытия как Тайны Бытия Духа. Вот почему в условиях господства технократического мышления и поклонения «желтому дьяволу» сегодня очень важна разработка детальной технологии Пути возрождения личности путем ее духовной самореализации. Надо не жалеть усилий для объединения возможностей религии, философии мудрости и науки, всех других социальных институтов общества для духовной трансформации всечеловечества с помощью Любви. Реализовать такую программу смог бы Институт Мудрости при администрации Президента России, аналогичные институты в других станах и при ЮНЕСКО ООН.

Как конкретно реализуется духовное возрождение личности, знает только тот, кто побывал в этой удивительной плавильне, в мощном энергетическом поле алхимии Любви. Путь Любви – это путь постижения Божественной Истины и жизненной мудрости, путь братства и духовного возвышения людей. В конечном счете этот Путь ведет к Богу, к его Высшей Мудрости. Любовь как Путь к Мудрости, если она овладевает человеком, ведет за собою, направляет его к более высоким ступеням Любви, к синергии, к согласию и сотрудничеству между людьми, к гармонии внутри каждого модуса человека и между ними, к духовному совершенству человеческой личности и общества в целом, к единству мыслей, слов и деяний людей. Такова природа этого феномена – Любви, могучего информационно-энергетического поля. Погружаясь в него, люди объединяются и возрождаются физически, социально, духовно. Накапливаясь и достигнув критической массы, всесильная энергия Любви станет преобладающей среди людей Земли и приведет к небывалому духовному их перерождению. Люди тогда смогут изжить эгоизм, злобу, ненависть, жадность, гордыню, зависть и другие пороки. Откроются для всех без исключения Пути проникновения в тайны бытия Бога, Пути постижения Космической Мудрости и ее укоренения в жизни народов всей Земли.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Религия и духовный прогресс:

  1. 7. языческие религии на путях поиска духовности
  2. 2. наука о роли духовности и религии
  3. 3. Христианская религия – основа духовной культуры и стабильности народов европы
  4. Настоящая религия представляет собой живой духовный союз человека с Богом
  5. Итак, Право представляет собой сложный духовный феномен, пункт органической встречи религии, нравственности и юриспруденции
  6. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  7. Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.
  8. Прогрессии
  9. § 7. Сущность и критерии экономического прогресса
  10. § 8. Движущие силы и факторы экономического прогресса
  11. 2.2. Научно-технический прогресс, его формы и этапы
  12. Научно-технический прогресс.
  13. Игнорирование духа есть выражение капитуляции юриспруденции перед явлениями свободной воли, свободной личности и свободы вообще. Само существование правовой сферы убеждает нас в том, что право есть одно из безусловных духовных явлений и важнейший инструмент для воспроизводства духовности в обществе.
  14. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА