<<
>>

Решающая роль культуры в укоренении мудрости в обществе

На рубеже тысячелетий отчетливо проявилось, что человечество находится в глубоком глобальном кризисе. Многие события и тенденции начала 21 века породили дискуссию: не означает ли сегодня расползание по планете военных конфликтов, многоликих форм терроризма, усиление противоборства различных сил и государств начала новой мировой войны или войны цивилизаций?

Чтобы понять эти тенденции, наметить верные пути выхода из кризиса, надо адекватно определить их глубинные причины. Большинство аналитиков видят мотивы обострения разных форм противоборства, жестоких террористических актов и войн в эгоистических политических, экономических или этнических причинах.

Характерно, что при обсуждении путей предупреждения террора называются только эти причины. Это в одинаковой мере относится и к политической элите различных стран и рядовым гражданам, а также к исполнителям-смертникам и тем, кто их готовит к смерти, к генералам и солдатам воюющих армий. Это и понятно: действие данных причин лежит на поверхности происходящих событий. Однако глубинная причина этих явлений в другом – в утрате людьми духовности, в их ориентации преимущественно на разум своего ЭГО, на утилитарное, технократическое мышление, на рассудок, лишенный человечности и мудрости.

Рационалистическая тенденция в эволюции человечества имеет достаточные основания для выводов о достоинствах и недостатках этой способности людей. Сегодня разум, по мнению большинства живущих на земле – это наиболее развитая спо­собность человека. На нынешней ступени эволюции разум является верховным правителем в организации нашей жизни на уровне ее социально-ментального и телесного модусов. Разум якобы позволяет достигнуть высшего уровня познания. Но для него, прежде всего, характерны оперирование абстракциями, понятиями (абстрактное мышление) и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия), а также способность понимать, схватывать природу умственных отношений. Возможности разума ограничены, поскольку он добывает не целостную истину, а лишь ее абстрактно-логические фрагменты, осколки.

Разум для человека пока выражает его наибольшую способность и возможности управления и само­управления в сфере сложного человеческого бытия. Поэтому человек полагает, что разум и найденные им законы жизни, принципы организации и саморазвития человеческого бытия являются высшим фундаментом самоорганизации и развития общества. Человек полагает, что, опираясь на разум, он может положить начало управляемой эволюции общества, что человек с помощью разума будет сам определять ее направление. Гордыня человеческого разума такова, что он надеется стать главным орудием этой эволюции, имеющим постоянную возможность влиять на ход эволюции. Про­чие формы земной жизни безнадежно порабощены природными законами и инстинктами. Человек же, достигающий зрелости, стре­мится с помощью разума и других своих способностей – чувств, интуиции стать властелином своей природы и быть свободным. Насколько преждевременны такие надежды, мы убеждаемся на примере неоправданного оптимизма в управлении природой, как относительно более простой формы физического мира.

Эволюция культуры общества, особенно на Востоке и в Евразии, в России в частности, дает основания предположить, что достаточной свободы в управлении своим саморазвитием человек не может достигнуть с помощью ума, но только с помощью мудрости, при достижении стадии духовной зрелости, когда в обществе станет преобладать человек духовный (хомо анимабилис).

Поэтому в данном параграфе предпринята попытка предложить некоторые способы духовного восхождения свободного всечеловечества и пути его вступления в духовный век с помощью культуры, ее духовной сущности.

В третьем тысячелетии на первый план выдвигается насущная, жизненно важная задача для выживания человечества: формирование духовного, мудрого человека. Некоторые индивидуальные пути решения данной проблемы предложены автором во втором и третьем разделах книги. Главными социальными рычагами духовного возрождения людей являются, на мой взгляд, культура, религия, искусство и философия. У науки такие возможности появятся, видимо, в будущем. Исследование значения искусства в духовном возрождении человека составляет особую проблему, требующую специального исследования. О роли религии в решении этой задачи мы поговорим отдельно и позднее. О роли науки в духовном возрождении человека есть отдельный параграф. Что касается философии, то, очевидно, что не всякая философия может участвовать в выполнении этой планетарной роли. О значении софиогонии как философии мудрости в духовном возвышении человека также есть специальные заметки. Сейчас же приступим к анализу исторической миссии культуры в духовном возрождении человечества.

Прежде всего, зададимся постижением проблемы: что есть культура и какова роль мудрости и глупости в системе культуры, а, следовательно, в духовном развитии конкретного человека и человечества в целом. Современные науки, загипнотизированные множеством великих научных открытий в об­ласти естествознания и объявляющие материю единственной реально­стью, пытаются построить изучение Духа, Души и Тела человека на основании одних лишь данных естественных наук. При таком подходе исследование психологических, духовных явлений опирается на эмпирический уровень физических исследований, на стремление познать физиологические, биофизические и биохимические и другие материальные процессы в деятельности мозга и нервной системы. Что касается материалистической концепции истории и природы общественного сознания, то самостоятельное, независимое существование духовных, ментальных явлений в индивидуальной и коллективной социальной жизни, тем более – их определяющее влияние, категорически отвергалось. Признавалась незыблемость закона: «Бытие определяет сознание». Точнее, экономический базис есть главный фактор в становлении содержания и мотивов человеческого сознания, в развитии культуры. Другие социологи основное внимание уделяли обычаям, традициям или социальной среде.

В действительности дело обстоит, наоборот. В истории действует закон, сформулированный Марком Аврелием: «Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». В свою очередь, как мы выяснили ранее, этапы развития общества, смена цивилизаций зависят от исторического типа человека. Можно предположить, что типы людей в истории общества, а также и сегодня, определяются в зависимости преобладания в них тех или иных уровней человеческих потребностей, от господства в человеке того или иного модуса: качеств телесно-витальных, социально-ментальных или духовных. Сформулированный выше всеобщий закон о роли мыслей, можно выразить и иначе: «Каков менталитет человека, такова его жизнь».

Поэтому, сохранение и умножение достижений культуры, особенно в духовной сфере, укоренение их в повседневной человеческой жизни – одна из насущных задач на современном этапе. Духовное перерождение жителей планеты возможно только пу­тем распространения и укоренения мудрости, коренящейся в формах культурных отношений между людьми: в обычаях, традициях, в народном фольклоре.

Духовная эволюция может совершиться лишь путем постижения законов Космической Мудрости и осуществлении жизни свободного всечеловечества на их основе во всех сферах социума, его культуры.

Сохранение и умножение достижений культуры каждого из более чем двух тысяч народов Земли, признание уникальности и самоценности каждой человеческой жизни и каждой культуры – одна из насущных задач по выходу из глобального духовного кризиса. Говоря о культурах народов, нельзя утверждать, что какая-то из культур лучше или хуже, а также, какая из них более или менее развита. Каждая культура, как и человеческая личность, обладает уникальной самоценностью и достоинством уже по причине непосредственного бытия как конкретного проявления Космической Мудрости.

Культура вбирает в себя изменения в развитии менталитета народов. Менталитет людей реализуется, в свою очередь, как способ организации жизни людей, укоренения определенной системы ценностей в их навыки повседневной жизни в виде обычаев, традиций, обрядов и других форм бытия. Насыщена же эта жизнь огромным множеством действий и событий, направляемых турбулентными потоками мыслей, мотивов, потребностей, страстей, интересов, помыслов, идеалов. Их взаимодействие реализуется, в конечном счете, в определенные тенденции развития отдельного человека, этноса, страны или общества в целом. Векторы направленности закономерных тенденций развития зависят, в значительной степени, от иерархии и приоритета ценностей в менталитете человека и реализуются они в мотивах и формах деятельности людей.

Давай, вдумчивый читатель, еще раз подумаем над выводом, что культура, в сущности, – это способ социального наследования мудрости народа и особая, главная форма передачи ее лучших достижений от поколения к поколению. Культура представляет собой совокупность всех форм и методов человеческой деятельности, а также обычаев и традиций, обрядов, ритуалов, посредством которых определенная система ценностей в тех или иных исторических условиях укореняется в ткань повседневной жизни людей. Философия же в духовной культуре выступает способом духовного самосознания народа, его самоидентификации и представляет собой миро- и человековоззренческую сердцевину культуры.

Сегодня, в эпоху перемен, в странах СНГ старая система ценностных ориентиров потрясена до основания. Параллельно произошел обвал духовно-нравственных основ жизни людей. Новые же координаты духовных ценностей рождаются в титанических муках и в противоборстве с натиском нравов криминального капитализма и преобладания утилитаризма в менталитете людей, претендующих на управление культурой, на ее представление в СМИ.

В таких условиях приобретает огромную практическую значимость философско-культурологическое осмысление системы общечеловеческих ценностей в менталитете и путей их укоренения в жизни отдельного человека, социальных групп и человечества в целом как главного средства их духовного восхождения. В России и некоторых других странах можно говорить о признаках евразийской культуры и евразийского менталитета. Эпитет «евразийский» указывает на специфику этих феноменов и на их особую роль, которые обусловлены, по мнению Л.Н. Гумилева, серединным местом России и Казахстана и ряда других стран между Европой и Азией, особым менталитетом их народов. Особенности менталитета и особая историческая миссия евразийской культуры играют большую роль в связях между двумя континентами, между различными этническими группами, соответ­ствующими культурами и традициями. Они обусловлены диалогом, постоянной встречей и усвоением достижений культур на протяжении многих веков, начиная со времени Великого Шелкового Пути.

Все эти тенденции, благодаря особой евразийской ментальности народов Евразии, ориентированной на мудрость, а также родства многих аспектов культур, особенно России и Казахстана, порождают активный процесс синергии, поисков согласия и слияния позитивных культурных и философских достижений, имеющихся в восточных и западных аналогах ментальности. Познание этого удивительного феномена – евразийского менталитета – потребует в будущем специальных исследований. В порядке постановки проблемы, можно выделить следующие основные черты и особенности в ментальности евразийского типа в отличие от восточной и западной.[17]

· Гармонизация функций правополушарной и левополушарной активности мозга, сочетание образного, эмоционального типа восприятия мира с рационалистическим его анализом, с некоторым преобладанием последнего.

· Особая близость евразийского менталитета к пониманию и приятию общечеловеческих ценностей. Вл. Соловьев и другие русские философы развивали особое направление – софиологию как учение о мудрости. Абай, например, полагал, что «начало человечности – любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все. Это венец творения Всевышнего».

· Ориентация на главенствующую роль мудрости в числе многих человеческих качеств, признание ее действенного характера и стремление к ее практическому воплощению в повседневную человеческую жизнь.

· В триумвирате качеств человеческой природы – воли, разума и сердца – предпочтение отдается главным образом сердцу, любви.

· Толерантность сознания и поведения, стремление к компромиссам, гармонизации отношений с другими людьми и народами, к синергии с их культурными достижениями.

· Способность к гармонизации отношений с природой, стремление ее сохранить.

· Высокая восприимчивость к инновациям, к открытиям в науке, к новшествам в технике и технологии.

Очевидно, такая ментальность, с перечисленными выше особенностями и характерными чертами, создает вполне благоприятные условия для становления основ глобальной общности людей – всечеловечества и возрождения его духовности. Всечеловечество – это идеал единения всех людей и человеческих дел. Оно предполагает свободное согласие всех людей и народов на языковое взаимопонимание и возвышение своей духовности, на культурное сближение. Его обязательным условием является свобода выбора пути развития. Если же, допустим, народы будут соединены слепым стадным инстинктом или внешним принуждением, то даже при условии распространения такого единения на всех людей, получится не истинное всечеловечество, а огромный механический конгломерат. Единство всечеловечества предполагает исключительную добровольность объединения во имя общих целей, а также сохранение многообразия культурных и языковых особенностей народов и уникальных личностей внутри этого единства. Прочность единства между людьми состоит, по мнению В. С. Соловьева, не в великости и важности общей задачи, а в добровольном ее признании.

Всечеловечество, как высшая социальная задача, свое духовное основание находит в импульсах, истоки которых кроются в бесконечности человеческого духа, в его имманентной мудрости, а в конечном счете – в постижении и соблюдении людьми законов Космической Мудрости. Именно они заставляют человека не успокаиваться на частичной духовности, не удовлетворяться телесным, ментальным уровнями жизни, а учиться проникать в свою подлинную, то есть духовную сущность, в свое высшее «Я». Это позволит отыскать всемирное, целостное и софийное дело путем обретения высоконравственной духовности для всех людей Земли. Таким образом, всечеловечество означает идею свободного, добровольного единения людей, основанного на мудрости, то есть на взаимопонимании, любви и справедливости, на достижении сомыслия как «участного мышления» (М. Бахтин), на согласии и синергии благородных целей и усилий. Оно противостоит индивидуальному и групповому, национальному и политическому, социальному и экономическому эгоизму, а также идеологии классовой, кастовой, клановой и религиозной исключительности. Становление всечеловечества несовместимо с имперской идеологией и практикой, признающими, главным образом, насильственные пути и средства «осчастливливования» человечества, насаждения демократии путем военных действий. Вспоминается плакат, красовавшийся в Соловецком лагере смерти, на котором был начертан лозунг: «Железной рукой загоним человечество к счастью». Чем закончилось осчастливливование людей в СССР, мы хорошо теперь знаем.

Задачу формирования всечеловечества, наверное, многие из нас посчитают несбыточной утопией. Но это не так. При наличии политической воли и пассионарной мудрости президентов (верховной власти), а также стремления к духовной толерантности и мудрости, присущей народу России и людям евразийской ментальности, задача реализации всеединства как высшего онтологического принципа организации жизни общества вполне решаема. Конечно, в масштабах планеты Земля становление всечеловечества займет много времени. Однако, как уже подчеркивалось, благородство задачи и ее всемирная значимость стоят и времени, и усилий, поскольку становление софийной культуры свободного всечеловечества решает проблемы выживания рода людей, сохранения биосферы и человеческой цивилизации.

Не буду останавливаться на экономических, социальных, политических, демографических, национальных и других аспектах этой важнейшей стратегической задачи. Их исследование – отдельная проблема для комплекса наук. Сосредоточим внимание на способах обретения духовных основ в консолидации народов на пути к всечеловечеству, на том, какими путями можно решить задачу духовного возвышения людей и их духовного единения во всемирном масштабе, в рамках становления всечеловечества. По моему мнению, достигнуть этой цели можно, прежде всего, путем осуществления дружественного диалога и сотрудничества во всех сферах на основе Любви как вселенского явления, путем взаимопроникновения культур народов на основе возникновения мощного софийного, пассионарного, как сказал бы Л. Н. Гумилев, энергетического поля. В центре такого информационно-энергетического притяжения должны находиться приемлемые для всех и наиболее значимые общечеловеческие ценности. Такой ценностью, приемлемой для всех народов, будет, как доказывается в этой книге, мудрость. Она вместе с Любовью есть основной Путь к духовности. Мудрость является главной категорией в философии. Мудрость лежит в основе культуры всех народов. Признание Божественной мудрости находится в основании всех религий. Другими словами, мудрость – это такая духовная ценность, которая станет в перспективе (когда люди, наконец-то, поймут это) основой духовного единения, духовным идеалом для всех людей, живущих на Земле, то есть для всечеловечества, и средством решения всех возникающих проблем.

Духовное обновление для человечества процесс неимоверно трудный, но постоянный. Народы уже давно ведут поиски приемлемого духовного идеала. И они его нашли еще в седой древности. Древние люди инстинктивно чувствовали мудрость как высший идеал, как свойство и дар Бога, интуитивно знали эту высшую ценность, просили Бога укоренить ее требования в свою жизнь. С ее помощью решали свои практические дела. Напомню, что по свидетельству великого знатока русского языка Владимира Даля, мудрость означает свойство мудрого, премудрость, соединение истины и блага. Это высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства человека!

В системе общечеловеческих ценностей (их около 20 пар) категории “мудрость – глупость” занимают особое положение. Анализу этой проблемы в книге «Стань мудрым, богатым и счастливым» посвящена специальная глава «Мудрость и глупость в системе культуры». Категории, обозначающие высшие человеческие ценности, являются духовными основаниями человеческой культуры. Мудрость в культуре является основанием, своего рода фундаментом для анализа духовных ценностей, их значения и определения иерархии, а также центром индивидуального ценностного кодекса человека. Мудрость является формой познания путей укоренения духовности в мыслях, словах и делах человека. В сущности, мудрость становится духовным фундаментом общечеловеческой культуры, ее паролем, своего рода технологией одухотворения народов. Одним из наиболее эффективных рычагов формирования религиозной духовности людей была в прошлом и остается сегодня религия.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Решающая роль культуры в укоренении мудрости в обществе:

  1. 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ ИМПРЕССИНГОВ
  2. Мудрость как социальная форма наследования достижений культуры
  3. Мудрость народа и правящей элиты страны – фундамент стабильности и процветания общества
  4. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  5. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
  6. Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
  7. Роль мифов в управлении организационной культурой
  8. Семинар 1. Место и роль науки в развитии культуры
  9. § 2. Место и роль государства в политической системе общества
  10. § 6. Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
  11. Роль христианской церкви в феодальном обществе.