<<
>>

Рост могущества государственного аппарата.

В истории, предше-

ствующей XX веку, государство в ареале христианской культуры оставляло

неприкосновенной частную жизнь индивида: вопросы ведения хозяйства,

устройства индивидуального быта, обустройства жилища, не говоря уже

о выборе друзей, партнера по браку и строительству семейной жизни и

т.п.

В отличие от этого XX век продемонстрировал примеры тотальной за-

висимости человека от государства.

Государство обнаружило в ряде случаев способность подчинить все пара-

метры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически

все население. (Например, государство периода диктатуры: гитлеров-

ской Германии, сталинской – в России). Даже страны, признанные в каче-

стве бастионов демократии, не избежали тенденций к вторжению в частную

жизнь граждан, причем, чем более экономически развито государство, тем

более оно претендует на всепроникаемость своего внимания. Примером

может служить широкая кампания гонений на инакомыслие начала пяти-

десятых годов в США, вошедшая в историю под именем маккартизма.

Это

говорит о том, что государство как орган власти заключает в самом

54

себе тенденцию к тому, чтобы подмять под себя общество и личность и это

становится серьезной проблемой.

Это подтверждается ростом численности людей, занятых на государ-

ственной службе. Важнейшим фактором роста могущества государства

стала его техническая оснащенность.

Не случайно со второй половины XX века возникают и развиваются

различные формы негосударственных организаций правозащитной направ-

ленности, ставящие своей целью ограждение личности от произвола госу-

дарственных органов.

Особая сложность положения состоит в том, что государство и сегодня

выполняет огромный объем функций, жизненно важных для каждого чело-

века.

Главнейшая из них – защита жизни и достоинства личности.

Опыт XX столетия убеждает в том, что общество должно уметь противо-

стоять двум, в равной мере опасным, вариантам: разрушению государства,

с одной стороны, и его подавляющему воздействию на все сферы жизни

человека, с другой (6; С. 19-23).

«Бегство от свободы». Данное выражение совпадает с названием

книги Эриха Фромма, в которой он описал одну из сторон бытия современ-

ного общества. Современный человек, по его мнению, оказался освобож-

ден от оков доиндустриального общества, которое одновременно и огра-

ничивало его и с помощью жесткой иерархии, «цеховой организации»,

патримониальных отношений упорядочивало его жизнь и обеспечивало без-

опасность. Но будучи освобожденным от прежней несвободы, человек так и

не приобрел свободы в смысле реализации своей личности, т.е. реализации

его интеллектуальных способностей и эмоциональных чувств. Свобода при-

несла человеку независимость и рациональность его существования, но в то

же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги,

т.к. теперь ничто и никто, кроме самого человека, не предопределяет его

судьбу. Эта изоляция психологически непереносима и человек оказыва-

ется перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зави-

симости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитив-

ной свободы, основанной на неповторимой индивидуальности каждого.

Э. Фромм придерживается различения негативной свободы (свободы

от..: от голода, от родителей и т.д.) и позитивной свободы (свободы для..:

для созидания, для творчества и т.д.). Если люди не в состоянии перейти от

55

свободы негативной к свободе позитивной, они стараются любым путем

избавиться от свободы вообще. Фромм рассматривает три пути такого из-

бавления. Первый заключается в жажде власти – феномен, порожденный

не силой, а слабостью, стремлением самоутвердиться за счет подчине-

ния себе других. Это «садизм» – наслаждение от полного господства над

людьми.

В этом господстве человек и растворяет свою свободу. Второй ис-

ходит из осознания себя, стоящим перед лицом чужого, враждебного мира.

В этой ситуации нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому

бы передать поскорей тот невыносимый дар свободы, с которым это не-

счастное существо рождается. Испуганный индивид ищет чего-нибудь или

кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность, благодаря чему мог

бы избавиться от собственной личности, потерять себя. Э. Фромм называ-

ет это «мазохизмом». Третий путь, когда человек перестает быть собой,

– конформизм. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый

ему общепринятым шаблоном. Исчезает различие между собственным «я»

и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх между одиноче-

ством и бессилием.

Духовные процессы современного общества, как отмечает Э. Фромм,

двойственны: существует свобода вероисповедания, но все больше неве-

рующих людей; существует свобода слова, но свои идеи часто отсутству-

ют; существует политическая свобода, но ее весьма успешно ограничива-

ют здравый смысл и общественное мнение. Необходимо учитывать такое

двойственное воздействие современного общества на человека: с одной

стороны, он все более независим, а с другой, все более одинок и изоли-

рован (4).

Отмеченный Э. Фроммом накануне Второй мировой войны феномен

прослеживается и в наши дни. Например, в увеличении числа сект тотали-

тарного типа. Идеологи таких сект с воодушевлением берутся направ-

лять души страждущих, а те, в свою очередь, подчиняются с радостным

ликованием. «Безоговорочное подчинение лидеру составляет важнейший

признак тоталитарности. Тоталитарная религиозность захватывает челове-

ка без остатка, не оставляя за ним права на частную жизнь – так же, как

это имеет место в случае с тоталитарной государственностью. Единственный

позитивный путь в условиях свободы – это существование в «модусе бытия»

(см. гл. «Будущее человечества»).

56

«Рыночная личность». Феномен, описанный тем же Э. Фроммом, «Ры-

ночная личность» вырастает на почве индустриализма. Человек такого типа

свою ценность видит не в своей «потребительной», а в своей «меновой»

стоимости. Он становится товаром на «рынке личностей». Успех в значи-

тельной мере зависит от того, насколько удачно человек умеет себя подать,

подчеркнуть выгодные черты своей персоны, красиво «упаковать» себя. Вы-

годно характеризуют человека такие качества, как настойчивость, солид-

ность, напористость, тщеславие. Важен также круг общения и выбор про-

фессиональной сферы, но главное условие – востребованность.

Если бы наличия знаний и умений было бы достаточно, чтобы обеспе-

чить достойный уровень жизни, то самооценка человека зависела бы от его

способностей. Но успех зависит от того, насколько удачно он себя продаст.

Человек ощущает себя и продавцом и предметом торга одновременно. И

тогда человек думает не о жизни и счастье, а о своем товарном виде – «я

таков, каким ты хочешь меня купить». Естественно, что у такого человека

нет внутреннего стержня, самости, самосознания. Его Эго готово меняться

постоянно.

Поскольку «рыночная личность» не имеет ни с кем глубоких связей, она

ничего не принимает близко к сердцу. Таких людей не беспокоит возмож-

ность ядерной войны и экологической катастрофы, хотя угрожающие сим-

птомы им хорошо известны. Тем самым они демонстрируют равнодушие к

своим родным и близким, к судьбам детей и внуков. В действительности

они далеки от всех, даже от собственного «я». Куда важнее мода, престиж,

комфорт.

Цель «рыночной личности» – оптимальное функционирование в данных

обстоятельствах – обуславливает и средства: все реакции такой личности

рассудочны и прагматичны, эмоции и чувства только мешают. Сфера чувств

не развивается. Вследствие чего «рыночная личность» отличается наивно-

стью в области чувств, не может разобраться в искренности чувств, попада-

ет под обаяние эмоциональных демагогов, не умеет отличить человека чести

от современного дельца, пользующегося пиаровскими технологиями.

Э. Фромм бичует несовершенство такого человека и утверждает, что он

во многом является причиной кризиса цивилизации (5).

Таким образом, духовные процессы современного мира тесно связаны с

политическими и экономическими изменениями, с научно-техническим про-

57

грессом. Рассмотрим два, наиболее показательных в этом плане процесса:

функционирование массовой культуры и информатизация общества.

Список использованной литературы

1. Б ычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь:

Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2004.

3. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации // Вопросы фило-

софии, 1992. – № 3.

4. Фромм Э. Бегство от свободы //Фромм Э. Бегство от свободы; Че-

ловек для себя. – Мн.: ООО «Поппури», 1998. – С. 3-366.

5. Фромм Э. «Иметь» или «быть». – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ

века. – М.: Флинта: Наука, 1998.

58

<< | >>
Источник: О.В. Захарова. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. 2007

Еще по теме Рост могущества государственного аппарата.:

  1. 6.1. Государственный аппарат: понятие, структура. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»
  2. Лекция 4. Понятие, характеристика бюрократии и ее роль в деятельности государственного аппарата. Государственная служба
  3. 21.3. Контрольные полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления
  4. Государственный аппарат
  5. 35. Понятие государственного аппарата
  6. 1.Понятие государственного аппарата
  7. 3.5. Государственный аппарат
  8. § 1. Понятие аппарата государственной власти
  9. 6.3 Основные типы организации государственного аппарата
  10. Государственный аппарат.
  11. § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  12. 36. Принципы организации деятельности государственного аппарата
  13. 24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  14. 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  15. 3.Принципы организации и деятельности государственного аппарата