<<
>>

Сегодня вопрос "что делать?" встает перед каждым из нас.

Незадолго до своей смерти Л.Н.Толстой писал: "Что делать?- спрашивают одинаково и властители и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом "Что делать?"...

всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой" (64, 10). Иронически размышляет об этом В.В.Розанов: "Что делать? - спросил нетерпеливый петербургский юноша. -Как что делать: если это лето - чистить ягода и варить варенье; если зима - пить с этим вареньем чай" (11О, 248). В подтексте его иронии то, что сегодня называют приоритетом общечеловеческих ценностей по отношению к набившим оскомину политическим лозунгам, платформам и программам. Можно попытаться уйти от выбора в иронию, в бытовые, дачные проблемы. Тем не менее, выбор человек совершает, даже отказываясь от выбора.

Что обуславливает наш выбор? Почему мы отдаем предпочтение чему-то одному? Почему нельзя сразу выбрать два варианта или три? Потому что в нашем сознания господствует парадигма рациональности, идеалом которой является монизм, одномерность, однозначность.

Читатель скажет: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Действительно, во многих случаях нужно сконцентрировать силы в один удар, чтобы максимально эффективно достигать цели, но есть также немало ситуаций, когда такое упрощение, сведение к одномерности приводит к страшным ошибкам, чреватым тяжелыми последствиями. Монизм, однозначность может быть оправдана в экстремальных ситуациях, когда жизнь висит на волоске и от выбора единственного средства зависит спасение. Но возьмем ситуацию нравственного выбора.

В фильме венгерского режиссера Золтана Фабри "Пятая печать" проблема нравственного выбора поставлена очень остро. 3 разгар фашистского путча в Будапеште четверо обывателей оказываются в фашистском застенке по случайному поводу. После выяснения их непричастности к антифашистскому движению палачи предложили нашим героям купить себе свободу ценой пощечины связанному подпольщику, чтобы продемонстрировать свою

106

лояльность. Страшный выбор! Трое наотрез отказывается совершить подлость. Один шагает вперед. После символического прикосновения к лицу жертвы он выходит на улицу, отставив в сторону свою руку как прокаженную, чужую, проклятую, потрясенный ужасом совершенного и предстоящими муками совести. Зрителю известна подоплека этого поступка» на иждивении этого человека находятся несколько спрятанных, спасенных от фашистских ищеек детей, которые без него могут погибнуть. Ради них он пошел на этот бесчестный поступок, и все-таки он себе этого никогда не простит.

<< | >>
Источник: Пивоев В.М.. Философия и психология политики. 1991

Еще по теме Сегодня вопрос "что делать?" встает перед каждым из нас.:

  1. 3. Соотношение понятий "учредитель", "промоутер", "инкорпоратор"
  2. "Качество и категории "вещь", "свойство", "отношение
  3. Качество и категории "вещь", "свойство", "отношение ”
  4. Глава 1. "Свежий" человек на дорогах истории и в науке: о культурно-антропологических предпосылках "новой науки"
  5. §4. "Благородный эксперимент": американская модель разделения властей. "Федералист": система сдержек и противовесов
  6. Критика чистого "общения": насколько гуманистична "гуманистическая психология"
  7. 3.3. "Реалии", "потенции" и "виртуальности"
  8. Знание-"что" и знание-"как"
  9. Техника "человек-поток", "человек-оборотень", "человек-сканер":
  10. 2. "Естественное" и "искусственное", природа и техника
  11. Говоря о новой физической парадигме, мы использовали термины "торсионное поле", "физический вакуум" и прочее, поскольку рассматривали физическую сторону явления.
  12. 5. "Искусственный интеллект" и теоретические вопросы психологии
  13. Статья 17.8.1. Незаконное использование слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний Комментарий к статье 17.8.1
  14. § 1. Некоторые вопросы формирования концепции "идеальной политии" в общественной мысли VII–V вв
  15. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА"
  16. Вряд ли будет большой ошибкой предположить, что словосоче­тание "христианская психология" вызовет у немалого числа читателей недоумение.