<<
>>

Социальная гармония как основа духовного рассвета в обществе

Чтобы возникла реальность наступления духовного века в России и других странах необходимо сделать очень многое. Не претендуя на исчерпывающий анализ этой проблемы, хочу только обозначить следующие методологические аспекты значения закона социальной гармонии в решении сложнейших проблем общественного развития в третьем тысячелетии.

Гармония как форма организации социальных отношений есть онтологический способ достижения соответствия человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости, являющейся фундаментом строения и функционирования всего существующего.

Поэтому при исследовании социальных проблем необходим решительный отказ от былых стереотипов, один из которых заключается в утверждении, что борьба классов и насильственные революции – основные законы развития общества, его истории. Применение этого закона в практике «строительства социализма» привело к тому, что были уничтожены или репрессированы десятки миллионов лучших людей из всех бывших советских республик. Но признаем, что уничтожали преимущественно не врагов, а лишь подозреваемых в якобы враждебных мыслях и делах. В 20 веке было развязано множество войн, дополнительно унесших десятки миллионов человеческих жизней. Такие действия возможны лишь на уровне рассудка, чуждого элементарной человечности, то есть разума, но, главным образом, лишенного совести и мудрости. С аксиологических и гносеологических позиций такие взгляды являются проявлением абсолютизации интеллекта и рационализма чиновников, с их узко эгоистическими жизненными мотивациями, которые представляют себя в качестве господ, а других членов общества как глупое стадо людей, ими ведомое, как винтики чудовищно разросшейся бюрократической машины.

В софиогонии в качестве центральной проблемы учения мудрости выдвигается представление о человеке, о его духовном возрождении как главной исторической цели поступательной эволюции общества. В ней обосновывается идея, что исторические этапы развития общества, типы цивилизаций зависят от преобладания и господства определенного типа человека. Тип же человека порождается тремя его субстанциями, его главными элементами, из которых он состоит: руки, голова и сердце. От преобладания свойств, качеств этих субстанций в разных людях, в свою очередь, зависит, какой модус целостной человеческой природы в нас преобладает: телесный, ментальный или духовный. Качество человека, ценность конкретной личности зависит от гармонии дел, мыслей (слов) и любви (разума сердца), то есть мудрости людей.

Вот почему главным инструментом успешного решения проблемы возникновения гармоничного общества будет использование знания о достижении гармонии в «триединой» и целостной природе человека, обретение им согласованности, единства всех трех сторон, аспектов или модусов этой природы. В восточных культурах уровней человеческой природы насчитывают значительно больше, но мы ограничимся пока тремя названными.

Модусы человека можно представить себе и как определенные этапы в эволюции человеческой природы, а также как основу формирования соответствующих социальных слоев людей в обществе: к, примеру, слой людей умельцев, мастеровых, работающих, главным образом, руками. Вместе с ними, но, может быть, и чуть позднее, возникает слой людей торговых, экономических, обслуживающих жизнь общества способностями своей головы в торговле, в организации производственных процессов и в управлении экономикой.

На каком-то этапе возникают люди преимущественно «умственного труда». Среди людей всегда были и те, кто жил по законам высших человеческих ценностей, то есть люди Духа. Во все времена и до сих пор таких людей было немного, но они оказывали на общество определенное влияние. В книге высказывается прогноз, что при условии, если человечество не пожелает погибнуть, в будущем этот слой людей – Homo animabilis, будет составлять большинство.

Схематично исторические типы человека и социальные слои общества, а также типы цивилизаций, выделенные на основе принципа трехмодусной, но единой природы человека, можно очень кратко представить следующим образом.

Первый исторический этап. Преобладает воздействие потребностей телесно-витальной природы человека в пище, сне, сексе, в отдыхе и благоприятной среде. Идет освоение материальных возможностей в способах и методах удовлетворения очеловечивающихся инстинктов и инстинктоподобных влечений. Происходит постоянный, интенсивный процесс познания своего «Я», других людей, форм отношений между людьми, постижение внешнего мира и своего места в нем. Постепенно формируется традиционное общество как первая цивилизация в истории человечества. Возрастает проявленность духовно-религиозного инстинкта, возникают первичные религиозные представления и виды верований, формируются культовые ритуалы. Одновременно и постоянно дает о себе знать инстинкт мудрости. На его базе закладываются основы софийной жизни в культуре древних обществ, в образе жизни, в обрядах и традициях, в ритуалах и табу, в зарождающемся искусстве людей того времени.

Основная цель на этом этапе – удовлетворение физиологических, витальных потребностей, духовно-религиозных инстинктоподобных влечений и зарождающихся на их базе представлений. Главное качество человеческой природы на этом уровне можно обозначить латинскими словами как Homo faber, – человек умелый, мастеровой. Постепенно он начинает оправдывать свое имя Homo scientis – человек познающий, знающий. Но до сих пор, на мой взгляд, это имя является только авансом под процесс все большего познания себя в будущем.

Второй этап генезиса истории человечества можно охарактеризовать как становление экономического человека («хомо экономикс»). Происходит совершенствование способов социального выживания, разума, развитие и оптимизация форм общежития, языка общения и т.п.. На этом этапе идут поиски путей улучшения отношений между людьми и народами, между религиозными традициями, способов нейтрализации конфликтов и противоречий. Делается это с помощью традиций, обычаев и законов, этических норм, которые возникают для регулирования отношений между людьми, в формах удовлетворения потребностей в питании, в жилище, одежде, в безопасности, в любви и уважении друг к другу, в достижении экономического богатства, справедливости и др. Основная задача людей на этом этапе – достижение материального благополучия и удовлетворение базовых социальных и телесных потребностей, другими словами, обретение индивидуального социального благополучия и здоровья за счет удовлетворения своих эгоистических интересов и ущемления интересов других людей. Главные качества экономического человека на втором этапе истории можно обозначить понятием Homo fortunatus, то есть человек, стремящийся к успеху, удаче, к богатству, счастью за счет других людей. Чрезмерные аппетиты людей в достижении эгоистических интересов общество регулирует с помощью особых нравственных и социальных законов и многих других способов. Разрешение указанных дисгармоний на этапе технократического общества и индивидуалистического века невозможно.

Следует подчеркнуть, что сегодняшние надежды обездоленных на становление открытого общества с социальным государством, которое может лишь смягчить противоречия в неравенстве удовлетворения базовых витальных, социальных и духовных потребностей.

Третий этап. С достижением относительного удовлетворения базовых телесных, а также и социальных потребностей человеку открывается путь к удовлетворению духовных потребностей. Реализация в жизни высших человеческих ценностей создаст условия для перехода к веку духовному и существенному увеличению численности таких людей, улучшению качества их духовных свойств. Такой тип хомо сапиенс можно обозначить как человек духовный (Homo animabilis – от лат. слова «animus» – дух, мысль, душа, духовное жизненное начало). Следует отметить, базовые качества всех трех исторических типов людей (человека умелого, экономического, духовного) взаимопроникают, на мой взгляд, друг в друга во все времена, но в различных количественных пропорциях. Были всегда у людей и задатки духовных качеств на основе религиозно-нравственного инстинкта, зарождавшихся верований, искусства и морали.

В наше время появляются условия и возможности для возникновения нового типа человека, который жизнь свою и других людей будет стремиться строить по законам мудрости. Этот тип духовного человека в процессе личностной самореализации научится со временем совершенствовать в себе все лучшее от позитивных качеств людей первого и второго этапов и формировать жизнь на базе высших духовных ценностей.

В разные стадии истории развития человеческого общества разные качества, свойства модусов человеческой природы присутствовали в людях в разной пропорции, что обусловливало преемственность в навыках и образа жизни различных исторических типов человека и их культур.

Преобладание качеств разных типов людей в различные исторические времена приводило к возникновению и смене основных исторических цивилизаций. Человек умелый, мастеровой, породил на заре истории традиционное общество или аграрную цивилизация. Внутри этого общества зарождается «хомо экономикс», люди торговые, с развитием которых возникает рыночное общество, капитализм, а затем индустриальное общество, или технократическая цивилизация. Во все времена существовал вначале как единичное явление, «хомо анимабилис» – человек духовный. Сегодня возникает историческая перспектива возможного наступления духовного века или, по терминологии автора книги, цивилизация мудрости. Разумеется, что разделение типов человека и цивилизаций не обладает абсолютной чистотой, и они переходят, переливаются друг в друга в разных пропорциях.

Очевидно, что достичь гармонии в социальных отношениях таких разных типов людей и цивилизаций возможно лишь при условии, если человек хорошо знает свою человеческую природу и умело пользуется этими знаниями для преобразования себя, для установления «нормы или меры функционирования» себя. Это важно знать и уметь на уровнях всех трех модусов: телесном, социально-ментальном и духовном, а также владеть искусством достижения гармонии между модусами. Возвращаясь к ключевому понятию этого параграфа «социальная гармония», о котором ранее говорилось не раз, можно предположить, что это сложнейший жизненный процесс достижения человеком меры, нормы, согласия между качествами человека внутри и между элементами каждого модуса. Но не менее важна гармония (мера, норма) между тремя модусами: телесностью, ментальностью-социальностью и духовностью внутри каждого человека и, соответственно, между аналогичными качествами разных людей и их слоев внутри общества. Для практического достижения такой степени социальной гармонии крайне необходимо еще признание приоритета духовности внутри целостной человеческой природы, а также в системе разных сфер общества, поскольку Дух – это главный управитель по отношению к двум другим модусам целостного человека, по отношению к разным типам и социальным слоям общества. Крайне важно также признание первенства социального слоя духовных людей, а также духовной сферы общества по отношению к социально-экономической, демографической и материально-производственной сферам.

Жизнь за счет попрания интересов и потребностей других людей, то есть отклонений от норм социального согласия и гармонии с другими людьми может стать серьезным индикатором индивидуального социального заболевания индивидов и нездоровья общества в целом. Достижение гармонии в социальной жизни может быть осуществлено основе Любви как онтологического принципа человеческого бытия путем реализации великого Духовного Закона, Закона Мудрости как способа по преодолению своего эгоизма: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»! (Конфуций). Полная реализация этого закона возможна лишь в перспективе при духовном возрождении не только отдельных людей, но и большей части человечества в целом.

Сегодня человечество переживает глобальный кризис, главная причина которого в утрате людьми духовности и в ориентации их преимущественно на утилитарные, эгоистические интересы. Вот почему необходимо осмыслить, понять всем нам сложнейшую проблему взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения духовности, мудрости, в наш ум, в способы функционирования тела, путей достижения социальной гармонии в повседневного человеческого бытия, как жизни по правилам и требованиям Космической Мудрости. Это процесс живого повседневного бытия личности на основе Любви и других позитивных ценностей. Но не только. Одновременно это есть и ограждение себя, других людей от влияния негативных ценностей. Причем многие ученые и философы утверждают, что мудрость уже заложена в природе человека при рождении и он о ней знает на уровне инстинкта, интуиции. В процессе воспитания и обучения просто надо помочь открыть людям Пути постижения Духа с помощью мудрости и продвижения его с уровня чувств, на уровень ума, интеллекта, разума сердца и его реализация в эмоциях, мыслях, словах и делах, осуществлении гармонии между ними.

Наверное, многие из читателей прогнозы возрождения духовности, формирование на основе постижения законов гармонии социального устройства общества народами свободного всечеловечества посчитают утопией, несбыточной мечтой. Позволю не согласиться с таким подходом. Исторический опыт ряда стран и регионов (например, Татарстана в России, Казахстана и др.) говорит о возможности достижения единения, согласия и дружбы людей многих национальностей и религиозных конфессий, нейтрализации противоречий, дисгармоний между людьми, принадлежащими к различным культурным, социально-классовым, этническим слоям общества. Конечно, и в России, как во всех других странах, социальных дисгармоний предостаточно. Тем не менее, на мой взгляд, постепенное движение к духовному веку возможно при наличии мудрости и могучей политической воли публичной власти, при пассионарной мудрости президентов различных стран мира, в России особенно, а также, в случае, если вся правящая элита, а также безмерно разросшаяся армия коррумпированного чиновничества постигнет в будущем мудрость. Но необходимо еще одно важнейшее условие: активная опора системы власти на возрожденную, «предками данную мудрость народную» (из текста Государственного гимна России). Народная мудрость пока еще жива и хранится в глубине бытийного существования культур народов России, Казахстана, других стран планеты Земля. Задача возрождения онтологических аспектов мудрости в культурах народов, их формирования всеединства и гармонии как принципов организации жизни общества, вполне решаема с помощью всемирной софийной системы образования, обучения и воспитания. Возможно также, на мой взгляд, в масштабах всего мира постепенное становление «всечеловечества» (Вл. Соловьев). Займет этот процесс немало времени, видимо, несколько сотен лет. Однако реальность решения задачи и ее всемирная значимость стоят и времени, и усилий, ибо только духовное возвышение с помощью мудрости может решить проблемы выживания рода людей, сохранение биосферы, а также прогресс человеческой цивилизации в направлении бытийного укоренения принципов и законов мудрости.

Внешнее принуждение к выполнению правил человеческого общежития со стороны этического критерия и правовых законов, а также показное благочестие не ведут человека и общество к спасению. Внешние показатели показной духовности загоняют социальные болезни в сферу мнимого благополучия. Такая стратегия не выведет общество из всестороннего кризиса и удушающей тяжести атмосферы, порожденной стремлениями элиты к безудержной пышности материальной жизни и почти полного отсутствия духовности. Народным массам, правящей экономической и бюрократической элите необходимо постигнуть сущностную тайну человека, роль Духа в его жизни в гармоническом взаимодействии всех трех уровней человеческой природы. Верующие и религиозные деятели могут сказать, что эту тайну, эту истину давно открыла религия. Но религия искала и ищет до сих пор пути полного духовного возрождения людей за земными пределами их жизни. Однако, бесспорен тот факт, о котором говорится в одной древней египетской рукописи, «никто из умерших не возвращался в этот мир и не может подтвердить факт жизни в загробном мире». В индийских священных писаниях также встречается утверждение, что нет достоверных доказательств реинкарнации (перерождения) человека, то есть существования колеса сансары.

Само же общество, науки о человеке и другие социальные институты пока всерьез не занимались раскрытием тайны Духа в человеческой жизни. Мировые религии не в индивидуальном, а в социальном аспекте наименее использовали свои духовные элементы и возможности, стремясь преимущественно узаконить свои земные привилегии и множество земных традиций, в частности, утвердить свою ведущую социальную роль, вплоть до создания теократических государств.

Общество, его социальные институты вполне устраивало не полное использование религиями своих духовных возможностей, поскольку само общество еще не готово к реализации человеческого и Божественного духовного начала. «Общество, – утверждает Ш. Ауробиндо, – превратило их в завесу тайны, опущенную перед пытливым человеческим умом, и стену мрака, воздвигнутую перед носителем новых идей. Поскольку оно видело в религии средство спасения и совершенствования людей, то сразу же захватило власть над ней с целью механизировать ее, уловить человеческую душу и намертво привязать ее к шестерням социально-религиозного механизма, навязать ей ярмо и железные оковы деспотизма вместо того, чтобы даровать духовную свободу. На религиозную жизнь человека оно взвалило Церковь, священство и массу ритуалов и натра­вило на нее свору сторожевых псов под именем вероучений и догма­тов — догматов, которые человек должен был принять и которым дол­жен подчиняться под страхом осуждения на вечные муки вечным небесным судьей точно так же, как он должен был принимать законы общества и подчиняться им под страхом осуждения на временное зак­лючение или смерть смертным земным судьей. Эта неправомерная социализация религии всегда являлась главной причиной того, почему ее попытки преобразовать человечество заканчивались неудачей».[14]

После появления Вселенной и появления жизни переход от животного состояния к появлению человека был великим скачком в творении и развитии живой природы Космической Мудростью, или по терминологии верующих – Богом. На начальном этапе эволюции первого исторического типа человека господствовало тело, его инстинкты, полубессознательные, инстинктоподобные импульсы и желания. Они почти всецело замыкались на стремлении к физическому обладанию, к удовлетворению базовых физиологических телесных наслаждений и потребностей.

Появление социальных форм жизни и разума ознаменовало второй великий скачок в развитии исторического типа человека «хомо экономикс» с его интеллектом, индивидуализмом и развитием материального производства. Ментальность такого человека ознаменовала, по мнению Шри Ауробиндо, появление, кроме основной жизненной воли, еще воли преобразующей. Преобразующая воля может исходить из идей, порожденных умом. В соответствии с ними, преобразующая воля может придавать основной жизненной воле сознательную ориентацию. Другими словами, разум выдвигает идеи, которые сегодня мы называем парадигмами, в соответствии с которыми индивиды, нации, человечество в целом могут сознательно изменять и направлять свою жизнь.

Для этого разум человека, на основе господства эгоизма, самосознания и договоренности между людьми, создает и закрепляет в их жизни различные принципы и законы: этические, правовые, эстетические и другие, ограничивающие проявления свободы в сфере желаний и отправлений телесного и социального модусов. Цель ментально-социального модуса (Ш. Ауробиндо называет его полубожественной частью человеческой природы) также состоит в увеличении обладания и наслаждений, но относительно разумных, достигаемых с помощью ума, рассудка, а не инстинктами тела. Обладание и наслаждение осуществляется не столько реализацией этих процессов в физической, материальной форме, сколько в превращенной, в виде ценностей: постижения истины, правды, поклонения перед красотой и т.д. Возникают соответствующие формы отношения к Природе, способность заставить свою природу преобразовать окружающую жизнь в соответствии с понимаемой истиной, а также представлениями о красоте, благе, этических критериях. В этом некотором своем подобии Богу, в познании принципов и законов Космической Мудрости человек начинает видеть смысл жизни, свое призвание и жизненное счастье. «Если человек,- говорит Ш. Ауробиндо, – терпит неудачу в таком преобразовании, значит, он терпит неудачу в осуществлении цели своей природы и своего существа, и ему приходится все начинать сначала, пока он не найдет верный путь и не достигнет критической точки своего развития, решающего момента трансформации. Именно это не удавалось сделать человеку до настоя­щего времени. У него есть определенные достижения, он прошел некоторую часть своего пути. Он подчинил определенным интеллекту­альным, этическим и эстетическим правилам витальные, физические и социальные части своей природы и сделал для себя невозможным удовлетворяться простым животным существованием и жить согласно потребностям такого существования. Но достичь большего он не сумел. Преобразова­ние его жизни по образу истины, блага и красоты представляется делом отдаленного будущего, как и всегда. Всякий раз, когда человек пытается осуществить подобное преобразование в какой-нибудь несо­вершенной форме – и даже тогда оно совершается усилием одного класса или группы индивидов, имеющим косвенное воздействие на жизнь масс, – он вскоре сдает позиции. Это ведет к общему упадку жизни, или же сворачиванию в сторону и производит какой-нибудь не­ожиданный социальный переворот, из которого выходит, безусловно, с новыми достижениями, но также и с серьезными потерями. Человек никогда еще не достигал великого поворотного пункта своего разви­тия, не подходил к решающему моменту духовной трансформации.[15]

Проблемы духовного возрождения людей, наступление духовного века в масштабах всей планеты потребуют специального, глубокого изучения и разработки целой системы программ реформирования главных сфер социальной жизни человеческого сообщества. Сделать это возможно и нужно с помощью Организации Объединенных Наций в рамках специально созданных ею подразделений. Пока же люди хорошо научились использовать дисгармонии, борьбу, то есть все разделять: на людей богатых и бедных, искать различия в религиозных верованиях, организовывать террористические акты, столкновение между группами, принадлежащих к различным расам и этносам, развязывать войны между народами. Мы молимся разным Богам, разделены различными культурами, и якобы непримиримыми взглядами, идеологиями, языковыми барьерами... и многим, многим другим. Но пришло время учиться синергии, то есть гармоничному соединению энергии, сложению усилий при сомыслии в поисках, согласия, сотрудничества, содружества и взаимопонимания в мыслях, словах и делах. Нужно научиться способам реализации в практику своей индивидуальной и социальной жизни принципов Космической Мудрости как всеобщих законов бытия. Надо, наконец-то, понять всем, что есть только одна истинная религия – это Религия Любви; И потому существует только один Бог, который находится во всем и в каждом из нас; На Земле есть только одна раса, имя ей всечеловечество; Есть только язык взаимопонимания – язык Сердца, язык Мудрости как реализация в человеке Гармонии Любви, Разума и Совести, как единство мыслей, слов и дел.

Воплотить эти великие истины в реальность человеческого бытия в третьем тысячелетии стало технологически возможным, благодаря достижениям глобального информационного обмена. Реальной стала удивительная возможность осуществлять прямую, почти мгновенную информационную взаимосвязь людей доброй воли в их поисках согласия, толерантности, гармонии духовности, а, следовательно, находить пути взаимопонимания людей без посредничества государственных структур. Открытое социальное общество, правовое социальное государство с приоритетом прав личности перед государством превратились сегодня в реальную возможность. Развивается почти во всех странах институт гражданского общества, способного нейтрализовать многочисленные формы противоречий и находить пути согласия между людьми для наступления духовного века. Для использования современных возможностей коммуникации в поиске путей соединения усилий разных социальных и духовных институтов в деле ускорения движения к цивилизации мудрости мной создан Проект «Всемирный Форум Мудрости» (См. сайт: www.forummudrosti.narod.ru). В нем выдвигаются следующие вопросы для обсуждения.

· Мудрость, ее природа, формы бытия, способы социального наследования в культуре, а также пути постижения мудрости человечеством.

· Мудрость как следствие Гармонии Любви, Разума, Совести и основной Путь к Высшей Реальности.

· Мудрость народная и пути её возрождения в России, у других народов Земли. Народная мудрость как единственная «национальная идея» российского народа.

· Божественная мудрость, Пути ее постижения в основных мировых конфессиях и традиционных религиях. Религия Любви – единственно истинная Религия.

· Мудрость практическая как искусство достижения благополучия и счастья. Множество других ликов мудрости.

· Совместима ли Мудрость c рыночными отношениями? Если да, то каковы пути укоренения мудрости в бизнесе? Если нет, то почему?

· Возможно ли участие государств мира, их региональных союзов, социально-культурных организаций ООН в возрождении мудрости народов нашей планеты? Каковы причины угасания мудрости и нарастания насилия?

· Существует ли совпадение феноменов обретения человеком сакрального, софийного смысла своей жизни и социального назначения философии как поиска мудрости?

· Ренессанс философии как Любви к Мудрости. Пути соединения усилий мировой философии с возможностями основных религиозных конфессий, систем образования, СМИ, гуманитарных наук и аналогичных социальных институтов по возрождению мудрости и духовности всех землян.

· Софиогония – учение о природе Мудрости, способах ее познания человеком и преодоления его софийного экзистенциального невежества, о путях укоренения высших принципов Мудрости в человеческом бытии и самореализации целостной личности.

· Становление софиосферы и цивилизации Мудрости – реальная альтернатива апокалипсису?

Сайт будет поддерживаться до достижения позитивных результатов, если будет найдена возможность его «раскрутки», а идеи сайта найдут отклик у специалистов гуманитарных наук и знатоков мудрости, а также в социальных институтах, ответственных за развитие образования, культуры, за духовное возрождение человека. Полный текст «Обращения к знатокам мудрости» читатель может найти в конце книги, а на сайте еще и «Манифест мудрости».

Содержание текстов и вопросов составлены с учетом опыта развития человечества в последние два столетия. Он показывает, что у масс людей, а также у интеллектуальной, экономической и правящей политической элиты в представлениях о природе человеке существует такой изъян, который при сохранении «статус-кво» в понимании ими действительных, имманентных целей жизни, приведёт неизбежно человечество к деградации. Сегодня Космическая Мудрость – макрокосм и законы функционирования микрокосма не соответствуют друг другу. Поэтому Природа отказывается поддерживать методы движения человечества в том направлении, по которому идет технократическая цивилизация, порождающая проблем больше, чем в состоянии их решить. Она увеличила в несколько раз население планеты и неумеренные, часто искусственные потребности, для удовлетворения которых ей недостает культуры во всех сферах человеческого бытия.

Позитивное решение проблем поступательной духовной эволюции человечества зависит от того, перестанем ли мы сами и нынешняя цивилизация считать основными низшие части человеческой природы – тело и ум (рассудок), а также ЭГО человека, и принимать их совершенствование за главную и конечную цель индивидуального и социального прогресса. В таком подходе имеется сущностный изъян – непонимание определяющей роли Духа, духовного модуса в решении всех проблем индивидуальной, социальной, всечеловеческой жизни. Когда общество осознает жизненную необходимость перехода к духовному веку, оно будет подходить к человеку не только с точки зрения его инстинктов, ума и тела, его ЭГО, но как духовного существа. Тогда оно будет вынуждено мобилизовать свои ресурсы на постижение тайны человеческого Духа, познание разнообразных путей духовной самореализации человека, постижение того, как единичное духовное возрождение отдельных людей преобразовать в духовно-нравственное совершенствование наций, социальных групп, целых народов и всего человечества.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Социальная гармония как основа духовного рассвета в обществе:

  1. § 5.2. Конституционные основы духовной жизни общества
  2. Социальные и духовные основы правомерного поведения.
  3. Природные, социальные и духовные основы нравственности
  4. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  5. 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  6. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ИСТОЧНИК ПОЗИТИВНОГО ПРАВА. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ
  7. Идея гармонии интересов личности и общества - одна из центральных идей русской философии XIX в.
  8. Как назывались единые нерасчлененные нормы первобытного общества, являющиеся социальным регулятором в первобытном обществе?
  9. КРЕАТИВНЫЙ класс как основа развития РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА М. А. Гайдай
  10. Решение демографической проблемы как фундаментальная основа социального государства
  11. § 33. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания
  12. Тема 4. Общество как социальная система
  13. 3. Ценность как способ освоения мира человеком. Духовные ценности и их роль в жизни человека и общества
  14. Общество как особая реальность: введение в социальную философию
  15. ГЛАВА II ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА
  16. 2.2. Системная философия как новая концептуальная основа всеобщего синтеза знаний о природе, человекеи обществе
  17. Концепция суверенной демократии как основа модернизации российского государства на современном этапе социального развития страны
  18. Трансформация социально-экономической системы как основы конституционных реформ в СССР и странах Центральной и Восточной Европы в конце ХХ - начале ХХІ вв.