<<
>>

Стань личностью: характерные черты и тенденции становления

Все вопросы процесса самореализации человек может решить тогда, когда становится личностью. Что же делает человека личностью? Какие черты присущи человеку как личности? Личность (лат.– маска, роль актера) можно определить как целостного человека в единстве с его индивидуальностью и ответственно выполняемых им духовных и социальных функций.

Это особый тип характера человека со своими неповторимо выраженными качествами – духовными, интеллектуальными, волевыми, социальными, эмоциональными. В своем первоначальном значении термин «личность» обозначал маску, роль, которая исполнялась актером в греческом театре. И сегодня ролевой подход в понимании личности значительно распространен. Представление о личности, ее индивидуальности возникло в эпоху Возрождения. В это время, в связи с разрушением сословных ограничений, возникновением рыночных отношений, где люди выступали в качестве отдельных товаропроизводителей, человек осознал себя в качестве суверенной, обладающей особыми, специфическими чертами автономной личности.

Проблема духовной самореализации личности оказалась актуальной для начала третьего тысячелетия, поскольку в этот период глобальный кризис вызвал обвал духовно-нравственных ценностей, обострение многих противоречий и тенденции варваризации, угасания человеческой культуры. В этих условиях качества личности, ее творческий потенциал в своем духовном возрождении могут сыграть особую роль в приостановке негативных тенденций в развитии культуры в различных странах и в первую очередь в России, где традиции софийности менталитета народа были всегда весомы.

В психологии личность – это некоторое ядро, объединяющее начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида. Личностные свойства сообщают поведению человека необходимую последовательность и устойчивость.

Проявляются они в духовном и социальном облике человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность ролей, которые личность играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и образ жизни, которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью, и образуют ее характер и место в системе общественных отношений.

Можно с большой достоверностью предположить, что в процессе осуществления становления себя как личности, большую эвристическую роль может сыграть развиваемая в книге концепция триединой человеческой природы. В соответствии с тремя модусами, у человека есть три стороны, три аспекта жизни, три формы проявления нашего «Я» (ЭГО). Первая сторона подчинена удовлетворению телесно-витальных потребностей. Здесь мы отождествляем свое «Я» с телом и во многом подобны животным или заведенным автоматам. Вторая сторона жизни – это наше бытие в социуме, в обществе. В нем сегодня мы заняты, как правило, утверждением своего ego, путем удовлетворения своих социальных интересов и потребностей. Свое «Я» мы, кроме отождествления его с телом, определяем еще своим социальным статусом: Я – преподаватель, Я – предприниматель и т.п. В модусе духовности в повседневном бытии мы живем в те редкие минуты или дни, когда заняты творчеством, когда любим и любимы, когда делаем добро, когда мы стремимся жить по принципам своей сущности – духовности, в соответствии с законами Мудрости.

Осознав себя как целостную личность, определив свое место в обществе и направленность жизненного пути (потребности, интересы, идеалы, т.е. судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает то неповторимое, несводимое к отдельным качествам своеобразие, достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любого другого человека, выделить его среди прочих. Развитая личность не может быть только средством социальных действий, она всегда и самоцель, а потому и к другим личностям тоже относится как к достаточной самоценности.

Внутренне свободная личность всегда сможет сказать «нет!» обстоятельствам, которые для других могут оказаться непреложными, роковыми. Человека как живое существо можно убить, но как исполненную достоинства индивидуальности личность сломить невозможно. В то же время свобода как характеристика личности, если она оказывается сродни полной бесконтрольности и анархическому произволу, отчуждению от общества, от мира и самого себя, может стать причиной нравственного падения человека, его духовной деградации и даже гибели, поскольку его нравственная гибель ничем и никогда не может быть искуплена.

Мы помним из предыдущего параграфа, что личностью человека делает его самосознание как могучая творческая сила человеческой индивидуальной рефлексии. Поэтому самосознание на основе самопознания – наипервейший признак, что человек становится личностью. Но ни сам процесс простого познания, ни овладение научными знаниями, ни многознание, ни такое качество, как умение технологически что-то произвести, не создают личности. Личность начинает формироваться на базе самоосознания, на уровне социальности, в процессе сравнения себя с другими людьми. Но полностью человек становится личностью лишь на уровне модуса духовности, в процессе духовной самореализации. Духовность есть сущность человека, и, в то же время, духовность есть главное качество личности. Проявляется она в ориентации сознания личности на высшие человеческие ценности, в стремлении их реализовать в своей практической жизни. На основе этих ценностей, становящихся чертами характера, проявляются основные качества личности.

Характерная черта человека как личности – ее стремление к свободе, как одной из высших человеческих ценностей. Свобода – это самостоятельность в активном выборе твоей жизненной дороги и в принятии решений.

Ещё одна черта личности – ответственность за свои поступки, за свои действия. Личность – это человек ответственный, который осознает то, что делает, и отвечает за то, что думает, потому что действие начинается с мысли.

Очень важно единство и совпадение мыслей, слов и действий. Обращайтесь со всеми одинаково, с любовью и уважением, независимо от социального статуса.

Для личности характерны также высокая степень осознания интересов своего народа, отношение любви к земле, где ты родился как к святыне. Не думай и не отзывайся о других нациях и религиях неодобрительно и будь патриотом своей страны. Старайся достигнуть высокой степени вовлеченности в процесс сотворения истории своей Родины, духовного возрождения ее народа.

Важной чертой человека, как личности, является способность к творчеству, к творческому мышлению. Творческое мышление, в свою очередь, возникает на основе проблемно-рефлексивного мышления, что можно назвать еще одной характерной чертой личности.

Очень важна и такая черта личности, как формирование в человеке персонального, ценностного кодекса или экософии, поскольку это проявление духа человека, в ориентации его к добру, любви, мудрости и другим общечеловеческим ценностям. Обретение духовного богатства, духовного равновесия, гармонии, мира в душе – необычайно важные качества для человека как личности.

И, наконец, еще один из важнейших аспектов личности – это постижение ею смысла жизни («Кто Я; зачем Я?»). Настойчивая, страстная потребность ответить на эти смысложизненные вопросы, осуществить духовное возрождение изначально заложены в человеческой природе как духовно-религиозный инстинкт. Проанализировать Путь, каким образом каждый из нас осуществляет свое духовное восхождение, стремясь постигнуть Космическую Мудрость и жить по ее законам, – задача для каждого из нас невероятно трудная. Это и обусловливает огромную значимость анализа данной проблемы. Особую практическую ценность представляют собой поиски путей приобщения к великой тайне Духа в своем бытии как проявления Высшей Реальности. Восхождение к Мудрости означает постепенное, все более отчетливое понимание бытия Бога. Осознание его бытия возможно лишь через личный индивидуальный опыт.

Важна и такая смысложизненная проблема – как человеку умирать, когда наступит его час.

Восточная, в частности тибетская культура, еще в древности пытались решить эту проблему. Тибетские мудрецы, в частности, детально описывают процесс умирания человека (Бардо)[11], какие изменения происходят в его сознании. Указывается, что, во-первых, человек может выбрать путь, как умирать, а во-вторых, определить дальнейший путь своего сознания, которое покидает смертное тело. Эти выводы древнейшей культуры для человека при подготовке его к смерти очень важны и подтверждают гипотезу, что сознание существует и за пределами человеческого тела (трансперсональное сознание) и что после наступления физической смерти оно возвращается в океан Космического сознания или Космической Мудрости.

Возвращаясь к сказанному о путях самосотворения личности, сделаем интересный вывод: мудрость есть главный и надежный путь духовной самореализации человека В свою очередь, любовь и мудрость позволяют достичь успеха и крепкого здоровья, отыскать пути гармонии между стремлением к материальному богатству с одновременным обретением высокой духовности, и, тем самым, обрести полноту жизненного счастья. Мудрость и позитивные духовные качества личности, опирающейся на софиогонию, помогут сформировать человеку оптимистическое человековоззрение, понимание того, что ты появился в этой жизни, здесь на Земле, не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Стань личностью: характерные черты и тенденции становления:

  1. Характерные черты культурного ландшафта
  2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСЇОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
  3. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И EE ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
  4. Открытая экономика и её характерные черты
  5. § 3. Правовое государство и его характерные черты
  6. § 160. Характерные черты частных деликтов
  7. а) ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И МЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ
  8. В данной главе мы рассмотрим характерные черты того, что появляется на стыках между мыслительными подсистемами.
  9. 2.3. Научно - техническая революция, ее сущность, характерные черты и противоречия. Влияние НТР на положение человека в системе общественного производства
  10. 14. В чем характерные черты Средневекового городского ремесла? Что представляли собой экономические основы и формы организации?
  11. Тенденции становления софиосферы
  12. Обозримые тенденции становления философии в начале ХХI века
  13. § 3. Психологические черты личности преступника
  14. 4. Основные черты криминологической характеристики личности преступника