<<
>>

О структурности души

Мы очень часто говорим – душа человека. Но что это означает? Что включает в себя понятие «человеческая душа»? Должен сказать, что вопрос о ее структуре и составных элементах часто даже не ставится и до сих пор до конца остается невыясненным.

Пока науки о человеке находятся только на подступах к этой проблеме, к познанию структурного внутреннего, «душевного» мира человека. Попытаемся обрисовать строение души с точки зрения ее «составных частей», её «секторов», «отделов» или «секций», отталкиваясь при этом от ряда исследований, в частности, от наработок в книгах Н. Хилла и современной психологии.

Прежде всего, видимо, можно, и в какой-то мере нужно говорить о тождестве понятия «душа» с понятиями «ум», «разум», «сознание», «менталитет» человека. Остановимся на относительно новом понятии «менталитет». Надо подчеркнуть, что термины «менталитет, ментальность» возникли в ХХ веке на Западе, как попытка противодействовать тенденции отождествления понятий «сознание», «душа», «ум» и «разум».

Новые термины дают понять, что в реальном человековедении и в мировоззрении людей возникает некое целостное единство картины «себя в мире» и «мира в себе». В них сливаются философские, научные, религиозные, художественные взгляды, а также образы чувственного и абстрактно-логического мышления, импульсы бессознательного и сознательного, добытые человеком информация и знания концептуального и ценностного характера. Другими словами, в менталитете отдельной личности, целых народов, в их ментальности сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные и духовные, а также праксеологические аспекты постижения действительности. Поэтому, понятия «ментальность» и «менталитет» развести очень трудно, В первом приближении их можно определить как целостную, устойчивую систему настроенности психики человека, внутреннего, душевного мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности на основе некоторого единства определенных типов взглядов, ценностей, особенностей мышления и действия.
Ментальность же означает конкретные формы проявленности менталитета как совокупности основополагающих взглядов, психологических установок и качеств индивида, личности, а также коллектива, социально-демографической группы, этноса и т.п. Менталитет – это душа, сознание человека или народа, ведающие, главным образом, их социальным модусом. В менталитете проявляется глубинный источник особенностей их мышления, человеко- и мировоззрения, идеологии, веры, эмоций, психологии.

В структуре души, как целостной духовно-психической и социальной характеристики личности, условно можно выделить следующие взаимопроникающие секторы или отделы.

Первый «сектор» – это ум или разум, выражающие высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, понятиями (абстрактное мышление) и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). К первому сектору души следует отнести и рассудок (ум) – низший пласт разума. Под умом (рассудком) следует понимать способность понимать производить относительно простые умственные операции мышления в пределах жесткой схемы, как правильно строить свои мысли. В известном смысле разум совпадает и дополняется рассудком, но стоит по отношению к нему на порядок выше.

Второй «сектор» или «отдел» – мудрость. Разум человека может быть и духовным, когда включает в себя не только абстрактно-логическое, но и ценностное постижение явлений, например, с помощью любви, добра и т.п. Тогда такой духовный разум можно понимать и как разум сердца. В традициях западной философии стремление противопоставлять разум и сердце, понятийное мышление и ценностное познание. Следует отметить, что в софиогонии используется термин духовный разум, в котором соединяются оба аспекта познания. Духовный разум можно также употреблять в значении мудрости. Мудрость, как гармония любви, знаний и совести есть высшая форма познания и целостного знания. В то же время мудрость есть великая и главная общечеловеческая ценность, на базе которой формируется подлинное понимание сокровенного смысла нашей жизни.

Кроме того, мудрость есть фундамент культуры всех народов. К постижению мудрости и преодолению бытийного невежества человека ведет софийная парадигма души человека: «Amo et cogito ergo sum» (Люблю и мыслю, потому и живу). Руководство ею ведет к укоренению мудрости во всех сферах человеческой жизни и постижению духа как главного кормчего человека при духовном возрождении личности.

Третий «отдел» – воля. Воля в душе – это стержень жизненных устремлений человеческой личности, ее духа, ее характера. Личность реализует себя в зависимости от наличия воли, ее силы и умения сосредоточить свои действия на осуществлении какой-либо цели. Воля – это не только способность человека концентрировать усилия, но и контроль над своим умом, разумом и чувствами, эмоциональной сферой. Поэтому воля под водительством духа способна изменить направленность, содержание мыслей разума, способы их вербального выражения, характер и силу чувств эмоционального настроя.

Воля – это динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой – от слабого желания до непоколебимой решительности в достижении поставленной цели. Воля проявляется как психическое переживание человека типа «Я должен», «Надо» и т.п. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интересов, постановку целей и принятие решений. Воля под водительством духа – это продуманная и сознательная деятельность, сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Согласно классической схеме, воля предполагает: 1) наличие мотивов; 2) размышление; 3) решение; 4) осуществление решения. Волевой акт – чаще всего это не спонтанное проявление желания; он предполагает размышление и взятие на себя ответственности. Именно поэтому воля соответствует не только сильнейшему желанию, но, поскольку она возникает в результате рефлексии – и рациональному действию в согласии с разумом. Следовательно, воля означает способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные мысли, чувства, поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Четвертый «сектор» – это отдел чувств, эмоций. С их помощью осуществляется связь человека с внешним миром и реакция на информацию, на события. Чувства – информационно-энергетическая основа поступления сведений о состоянии органов тела и о внешнем мире. У человека пять органов чувст: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Наибольшую информацию, примерно 80 %, человек получает через зрение. Возможно, что отделу чувств в реальной жизни «помогает» «шестое» чувство. Речь идет о духовной, интеллектуальной и эмоциональной интуициях, которые дают возможность человеку постигать истину Высшей Реальности или по терминологии софиогонии – Космической Мудрости.

Сферу чувств, эмоций обозначают еще как сферу сердца. Сердце – метафора особого течения в философии, особой сердечной метафизики, уходящей своими корнями в духовные культуры народов, во все мировые религии, в суфизм, во многие течения индийской, тюркской, арабской, славянской, казахской философии. Философия Сердца, философия Любви составляет ядро концепции софиогонии как современной трактовки философии мудрости. Сердце есть средоточие духовной, душев­ной, эмоциональной, социально-ментальной и телесной жизни человека. Любовь или не любовь (гнев, ненависть, равнодушие) есть призма, сквозь которую происходит формирование нашего отношения к людям, к себе, к миру, к природе. Любовь – основа и сущность понимания Бога, преклонения перед ним. В Сердце сливается в единый поток разнообразие духовных ценностей, душевных чувств, волнений и страстей, мыслей: оно радуется, печалит­ся, болит, испытывает смущение и смятение, чувство стыда и т.д. Одно­временно оно и центр нравственной жизни, в нем коре­нится Совесть, если она есть у данного конкретного человека. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни чело­века. Метафора Сердца объединяет духовное ценностное, идеальное и материально заземленное, Земное и Небесное, чувственное и рацио­нальное, природное и культурное, мужское и женс­кое.

Оно как источник любви и духовности представляет собой Путь к Мудрости. А мудрость составляет основу славянской, евразийской ментальности, что обусловливает возможность зарождения в России в будущем цивилизации мудрости. В отличие от Запада, опирающегося, главным образом, на ум и технократическое мышление, в народе России большое значение придают мудрости, сердцу. Для «сердца» – приоритет имеют любовь, душевность, сострадание. Люди с западным менталитетом считают сердце ненадежным союзником, особенно в бизнесе. Они полагают, что не надо поддаваться эмоциям. Хитрый, холодный, расчётливый и изощрённый ум, сильная воля – вот что составляет для них залог успеха. В отличие от людей западного менталитета, представители славянской, евразийской ментальности полагают отдавать надо предпочтение сердцу, поскольку именно «сердце человека не обманывает». Вспомним Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять…». Сердце берёт в расчет не только холодные выкладки ума, но и обязательно эмоциональное отношение к людям – любовь, доброту, сострадание. Холодный расчетливый ум, жесткая воля могут привести к успеху человека, но едва ли сделать его добрым, душевным, счастливым. Жесткость, холодность, расчётливость, технократический менталитет принесли нам много проблем в жизни в ХХ веке, а также в начале ХХI века, когда началась по сути дела, мировая война против международного терроризма. В третьем тысячелетии человечеству надо развивать в себе духовность, любовь, человечность, сердечность, толерантность и мудрость. Иначе его культура и оно само может погибнуть.

Пятый «отдел» души – воображение. Это архитектор человеческой души. Проявляется оно в способности представлять отсутствующие объекты. В воображении сочетается фантазия с реальностью, и человек без воображения приземлён, духовно беден. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что-то новое в развитии своей жизни, или же в искусстве, в науке и технике.

Развитое воображение человека – очень мощный способ изменения, совершенствования жизни и проявления его творческих способностей. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода, фантазия, мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию и реализации практических целей человека в его духовной самореализации.

Шестой «сектор» души – самосознание, самопознание. Оно представляет собой осознание и оценку человеком самого себя как субъекта духовной, познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т.д. деятельности. Развитое самосознание – важнейший показатель степени саморазвития личности, поскольку означает осознание духовного бытия своего Я, своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Самосознание всегда личностно и критично. Является одним из необходимых этапов и составных компонентов развития человеческого сознания в процессе его саморазвития к высшим ступеням, в ходе духовной самореализации. Часто говорят о самосознании социальной группы, целого народа, нации, этноса.

Седьмой «отдел» – память. Отдел или сектор памяти – это архив мозга, архив сознания человека, архив души. Память – это сохранность информации прошлого. Прошлое может сохраняться и в форме простых привычек; память же обозначает собственно представление о прошлом. Пять элементов памяти: 1) фиксация воспоминаний; 2) их сохранение; 3) припоминание; 4) узнавание; 5) локализация. Информационно-физичес-кая основа памяти – это особая проблема, которую предстоит исследовать. Нам важно понять, что память бесценное богатство человеческой души, которое надо использовать в полной мере. Есть точка зрения, что наш мозг, наше сознание архивирует всё, что поступает в него в качестве информации. Самое трудное – научиться извлекать эту информацию в нужный момент. Для этого надо овладевать специальными психотехническими приёмами активизации памяти. Всё в человеке поддаётся тренировке, и потому человек ответственен за надежность функционирования этого сектора души.

Восьмой «сектор» или «отдел» – интуиция (или шестое чувство). Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, как результат «непосредственного усмотрения» истины и сущности вещи без доказательства и логического обоснования. Трактуется и как специфическая способность, например, интуиция философская, художественная или научная, и как целостное схватывание условий проблемной ситуации (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая). Интуиция на самом деле – базисный, природный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия, интуиции. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки. Приобщиться к тайнам Вселенной можно не только путем размышления, анализа, эксперимента, но и посредством интуиции. Научное сознание – далеко не единственный прорыв к целостной истине. Возможно, что интуиция – это тот сектор души, который обеспечивает способность передачи информации от мозга к мозгу с помощью телепатии. Видимо, с этим отделом связана и наша способность внезапного озарения. Одним словом, очень многое еще предстоит постигнуть в механизме этого удивительного феномена – человеческой души и ее «отделов».

Девятый «сектор» – подсознание, или бессознательное. В этой сфере функционируют представления архетипические. Архетип – врожденная психическая структура, скрытая в коллективном бессознательном. Он фиксирует в себе олицетворение зародышей каких-то глубинных мифологических символов, религиозных представлений. Архетипы задают общую структуру личности, формируют последовательность образов, всплывающих в сознании, пробуждающих творческую активность. То, что заложено в архетипе, реализуется в процессе творческой активности. Поэтому духовная жизнь несёт в себе архетипичное начало, в котором Юнг видел формообразующие основы присущие психике человека.

В психологии на смену термину «подсознание», хотя и сохранившему свою популярность, пришел термин «бессознательное», исключающий в то же время ту часть подсознательного, которую мы не можем осознать. Тем не менее, следует различать физиологическое, или материальное бессознательное, которое никогда не сможет стать осознанным, и психологическое бессознательное, соответствующее подсознанию. В этом смысле психоанализ будет анализом подсознания. В сущности, это скрытая программа нашего биосоциального компьютера, через который сознательная секция души может связаться непосредственно с Космическим Сознанием, с Космической Мудростью. Утверждают, что подсознание будто бы откликается на всякую идею, план или задачу, о которой оно поставлено в известность, и не предпринимает никаких попыток сделать различие между позитивным и негативным, верным и ошибочным влияниями. Но оно реагирует быстрее и эффективнее на влияния, которые оказались высокоэмоциональными под воздействием страха, гнева, а также веры.

Подсознательный сектор души или менталитета подвержен влияниям сознания, которое нередко упрямо захлопывает дверь перед подсознанием из-за страхов, ограниченности и ложных убеждений. Чтобы пробиться сквозь эти нагромождения, возведенные сознательной секцией ума, и дать указания подсознанию, как лечить физические недуги, гипнологи нередко выжидают, пока индивид уснет (иной раз с помощью гипноза), а затем связываются непосредственно с подсознанием. Механизм, с помощью которого всякое указание может быть передано подсознанию, успешно действует, когда человек находится в состоянии сна.

Сегодня человечество оказалось в кризисной, драматичной ситуации. Нетрудно понять, что наряду с социально-политическими и экономическими факторами большая, во многом главная роль, в причинах такой ситуации принадлежит технократическому мышлению, духовно-нравственному регрессу в силу забвения софийных традиций нашей культуры, в которой на протяжении тысяч лет среди качеств человека на первое место выдвигалась его мудрость. Есть много причин социально-экономического порядка утраты нами духовности, мудрости. Но напрямую все это связано с системой образования и воспитания народа, с отсутствием в этой системе задачи сформировать у обучаемых высокую духовность. Человечеству для возрождения духовной культуры и поступательной эволюции необходима новая парадигма, особенно в сфере образования. Ею станет со временем Мудрость как способ реализации в жизни Гармонии Любви, Разума и Совести. Этот процесс приведет в перспективе к возрождению духовности.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме О структурности души:

  1. БЕССМЕРТНЫЕ ДУШИ?
  2. [Лучшие души.]
  3. Уважение души
  4. Намерение души
  5. Прощение души
  6. Раскрыть пыл души
  7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ.
  8. Интуиция: воля души
  9. Качества души
  10. Структурный детерминизм
  11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУШИ.
  12. Структурные кризисы
  13. Аспекты души: дух, ум и воля
  14. Прощение души ОЗНАЧАЕТ:
  15. Глава 1. Эволюция отношений души и личности
  16. Структурное сопряжение