<<
>>

Субстанция и акциденция

Эти категории в современном дискурсе практически не употребляются. Но философы иногда ими кокетничают. Поэтому стоит сказать о них несколько слов.

Вещественные имена существительные в грамматике — это имена, обозначающие однородные делимые массы С этой точки зрения, “субстанция” и “материя” — веществен­ные имена существительные.

Но если “материя” выступает в паре с “формой”, то “субстанция” — в паре с “акциденци­ей”. Понятие “материя” возникло в процессе разложения предметов на части, части этих частей и т.д. Движение к понятию “субстанция” началось с естественного, почти детского вопроса, который мы, взрослые, отметаем: к чему крепятся в вещах их признаки, акциденции: цвета, формы, твердости и т.п. Представлялось очевидным, что предмет — это не простой набор признаков. Должно существовать нечто, чему они присущи — sub-stantia — под-лежащее, ле­жащее под акциденциями, в основе акциденций. Это чисто умозрительное рассуждение и породило представление о субстанции. В его границах акциденции понимались как находящиеся вне субстанции.
Возникает естественный воп­рос: а сама субстанция обладает внутренне присущими ей признаками, или она так же лишена их, как и первоматерия — формы? На этот вопрос отвечают по-разному.

Одни мыслители наделяют субстанцию предмета внут­ренне присущими ей признаками: Они называли их ат­рибутами, а те признаки предмета, которые не являются атрибутами, т.е. не входят во внутреннее содержание суб­станции, — модусами. Те философы, которые понимают субстанцию, по аналогии с первоматерией, как лишенную внутренне присущих ей определенностей, Делят акциденции на неотделимые и отделимые от субстанции; первые также называют атрибутами, вторые — модусами.

Ещё один вопрос: может ли субстанция существовать самостоятельно? Если понимать её как субстрат, из которого образованы предметы и которая является носителем акци-

56

денций, то наделять её самостоятельным существованием в пространстве и времени так же неверно, как и акциденции. Поэтому, когда утверждают, что субстанция существует самостоятельно, её понимают ещё в одном смысле — как индивидуальный предмет.

Модусы иногда также трактуют не как признаки пред­метов, а как сами предметы. В общем, хотя эти термины вышли из употребления, вопрос, чем предмет, обладающий свойствами, отличается от набора этих свойств, по-прежне­му остается нерешённым.

<< | >>
Источник: Левин Г. Д.. Философские категории в современном дискурсе. 2007

Еще по теме Субстанция и акциденция:

  1. СУБСТАНЦИЯ
  2. 3 Учение о субстанции В. Спинозы и Г.В. Лейбница
  3. 5.3 Монизм учения Спинозы о субстанции
  4. XIII. ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУБСТАНЦИИ
  5. Раздел 1. МУДРОСТЬ КАК СУБСТАНЦИЯ ЖИЗНИ
  6. 1. Отношения управления и собственности - субстанция общества.
  7. Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом
  8. Субстанциальное отношение
  9. Привходящим, или случайным, называется то, что чему-то присуще и о чем может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью...2
  10. 10.4.1. Субстанциальное отношение
  11. 10.4.1. Субстанциальное отношение
  12. Причинное отношение
  13. § 25. Категории диалектики, их методологическое значение
  14. Взаимодействие
  15. Статья 6.18. Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним Комментарий к статье 6.18
  16. 7. Растворение расширения в достижение.
  17. Допинг-контроль и его организаиионно-правовые основы
  18. С у б с т а н ц и я
  19. Глоссарий
  20. § 2. Онтологические основы объективности времени как метризованной длительности