3. Сущность массовой культуры.
Итак, вернемся к тому, что массовая культура – это товар. Именно так.
Она построена по принципу «продажа-потребление». Шоу-бизнес – вот
основа этой культуры. Все, что создается в рамках массовой культуры, на-
правлено на продажу и получение прибыли.
В случае с массовой культуройискусство оказывается неразрывно связанным с коммерцией, деньгами и
товарными отношениями.
Современная массовая культура расширяется в двух направлениях: 1) на
размывание границ между субкультурами внутри национальной культуры,
т.е. на разрушение ее системной целостности; 2) на создание транснацио-
нальной культуры. Поэтому в контексте глобализации массовая культура
воспринимается, с одной стороны, как прообраз транснациональной
культуры, а, с другой стороны, как культура, противопоставленная этническим
ценностям и этнокультурной самобытности.
Целью массовой культуры
является не столько заполнение досуга и
снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустри-
ального общества, сколько стимулирование
потребительского сознания у
реципиента (т.
е. у зрителя, слушателя, читателя), что, в свою очередь, фор-71
мирует особый тип — пассивного, некритического
восприятия этой культуры
у человека.
Все это и создает личность, которая
достаточно легко поддается ма-
нипулированию. Другими словами, происходит
манипулирование человече-
ской психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов
подсознательной сферы
чувств человека, и прежде всего чувств одиночества,
вины, враждебности,
страха, самосохранения.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует
реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом
обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании.
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в
своем проявлении.
Однако, оно отличается консервативностью, инертностью,ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии,
во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры мас-
совое сознание
имеет специфические средства выражения.
Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистиче-
ские образы, а на искусственно создаваемые
образы (имидж) и стереотипы.
Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные
«звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных по-
клонников, чем старые боги и богини.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические
социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-
компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и не-
сбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой
господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью от-
влечение масс от социальной
активности, приспособления людей к суще-
ствующим условиям, конформизм.
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства,
как детектив, вестерн, мелодрама, приключения и т.д. Именно в рамках
этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят
социальное зло к психологическим
и моральным факторам. Этому служат
и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда
вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».
XX век войдет в историю человечества, как век страха. В реализации
инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, произ-
72
водящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов, фильмы-
катастрофы, триллеры. Катастрофы находят отклик в душах людей потому,
что все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно про-
исходят реальные катастрофы.
В условиях экономического и экологического
кризиса, локальных войн, национальных столкновений, гарантий от жизненных
катастроф не существует.
Так постепенно тема «катастрофы», «страха», порой
даже не всегда осознанно, овладевает людьми. В результате психика человека,
натренированная
фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувстви-
тельной к происходящему в реальной жизни. И вместо того, чтобы предосте-
речь человечество от возможного
разрушения цивилизации, подобные произ-
ведения массовой культуры просто
готовят нас к этой перспективе.
С экрана активно демонстрируется насилие, запрещенные культурой
сцены, создается мода, стереотипы, имиджи и кумиры. Посредством мас-
совой культуры формируется образ жизни в целом, мировоззренческие
установки.
«Хлеба и зрелищ» требовал римский плебс. Поскольку «хлеб» сегодня
есть почти у всех, потребность в зрелищах увеличивается, так же как и
усиливается страсть к различным теле- и иным играм. Развлекаться, на-
слаждаться, пожить для себя («оттянуться со вкусом» и «поймать кайф»), ни
в коем случае не пропустить удовольствие и т. п. гедонистические призывы
становятся все более и более правильными с точки зрения современной
морали (1).
Однако, стоит заметить, что в настоящее время в мире наметилась тен-
денция приспособления современных технологий – телевидения, компью-
тера, Интернета – для образовательных целей, для «гуманизации» ау-
дитории. Предпочтение и «сверху» (со стороны продюсеров и т.п.) и со
стороны «потребителей» не отдаётся лишь развлечениям и всему тому, что
принято считать отрицательными аспектами массовой культуры. В целом,
массовая культура сама по себе не только формирует ценности общества,
она еще и является зеркалом этих ценностей, она отражает уровень раз-
вития человека.
Список использованной литературы
1. Гобозов И.А. Глобализация, стандартизация и шоу // Философия и
общество, 2003. – № 3.
73
2. Гришин Л.Е. Феномен информационного общества: «Люди известно-
сти» //Философия и общество, 2004. – № 2.
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / http://public.otstrel:ru/
omen/public/Books.
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ http://business.polbu.ru/
karamurza_manipul/ch13_vi.html
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ http://www. x-libri. ru/
elib/krmrz000/00000138.htp
6. Киященко Н.И. Массовая культура и массовое искусство как глобаль-
ная проблема XXI в. // Философия и общество, 2003. – С. 47-72.
7. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности// Ломоносов-
ские чтения 2004 г. Сборник статей преподавателей «Россия и социальные
изменения в современном мире». Том № 2.
8. Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании мас-
сового сознания //Философия и общество, 2004. – № 3.
9. Культурология. Составитель и ответственный редактор Радугин А.А.
– М.: «Центр», 1996. – 400 С.
10. Лем С. Тридцать лет спустя //Молох. – М.: АСТ: Транзит-книга, 2005.
– 781 С.
11. Н ауменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на
аудиторию // Философия и общество. – № 1.
12. Современные Соединенные Штаты Америки: Энцикл. справочник –
М.: Политиздат, 1988. – 542 С.
13. Флиер А.Я. Массовая культура // http://culture.niv.ru/doc/culture/
encyclopedia-xx-vek/322.htm
74
Еще по теме 3. Сущность массовой культуры.:
- Функция «массовой культуры»
- 1. Экономические предпосылки и проявления массовой культуры.
- 2. Массовая культура и телевидение.
- ТЕМА 6. ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
- Глава V «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И EE СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
- Розов Н.С.. Война всегда рядом: сущность и происхождение массового организованного насилия. 2003, 2003
- § 1. Представление о культуре, её предназначение и сущность
- § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
- Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ)
- «Массовый человек»
- Криминология массовых коммуникаций
- Тема 7. Социальный контроль и массовое сознание
- Человек и культура: введение в философию культуры
- Тема 15. Экспертиза изделий массового производства
- 4-7. Дуализм мышления в массовом сознании
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
- § 1. Понятие массовой информации и условия ее обращения
- 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?