ТЕМА 9. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В течение индустриальной эпохи люди верили в то, что близко время
материального изобилия, максимального благополучия большинства и не-
ограниченной свободы личности. Но в рамках капитализма экономический
аспект был вынесен за рамки этических, культурных, национальных и т.д.
ценностей. Хозяйственный механизм перестал зависеть от человеческих по-
требностей и воли, превратился в систему, живущую по собственным зако-
нам. Обнищание рабочих и кризис мелкого бизнеса вследствие роста ТН К
стали рассматриваться как естественный закон природы. И развитие эконо-
мики стало определяться не вопросом: что лучше для человека, а вопросом:
что лучше для системы? От личности требовалось развитие таких качеств,
как эгоизм и страсть к накопительству. Отношения человека с природой
стали глубоко враждебными. Но постепенно все больше людей приходит к
пониманию того, что:
• счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем
безграничного удовлетворения всех потребностей;
• эгоизм, себялюбие и жадность ведут к дисгармонии общества.
Покакаждый хочет иметь больше, неизбежно будут возникать классы, одни го-
сударства будут богаче других, в мире будут вспыхивать войны. Жажда об-
ладания и мирная жизнь исключают друг друга;
• мечта о свободе и благоденствии исчезает, стоит лишь осознать, что
все мы – лишь колесики в бюрократической машине;
• наши мысли, привязанности и чувства являются объектом манипули-
рования со стороны средств массовой коммуникации;
• экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв меж-
ду богатыми и бедными становится все больше;
• технический прогресс принес с собой экологическую проблему и
угрозу атомной войны;
• каждое из перечисленного может привести к гибели цивилизации,
если не самой жизни на земле.
Хотя во всем мире продолжается активный поиск путей преодоления
глобальных проблем, опасность, которую они представляют, продолжает
возрастать. К тому же пока не найдено достаточно эффективных, выхо-
дящих на практику решений, не достигнута и согласованность действий,
совершенно
необходимая в данном случае. Усилия, порой значительные,
114
предпринимаемые отдельными или несколькими государствами, не всегда
дают желаемый
результат и, в лучшем случае, лишь ослабляют проблемы,
ставшие бедой человечества. Политики чаще делают вид, что знают, как
действовать в сложившейся ситуации, а на самом деле лишь усыпляют свое
желание выжить, создавая видимость деятельности. Свой успех они ставят
выше общего дела и проводят в жизнь такие решения, которые служат лич-
ной выгоде и опасны для общества. Рядовые граждане успокаивают себя
мыслями, что их разумное поведение якобы не изменит общей ситуации.
Они предпочитают жить в страхе смертельной угрозы, чем в корне менять
свой образ жизни и идти на жертвы, необходимые для этих перемен.
Мыслители, ищущие выход из тупика, все больше убеждаются,
что решение глобальных проблем в итоге сводится к
человеческим качествам и путям их усовершенствования.
Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических
возможностей общества. В связи с этим необходимо решить следующие
задачи:
• сформировать новые человеческие качества: глобальность мышле-
ния, любовь к справедливости, отвращение к насилию;
• осуществить критику техногенно-потребительской цивилизации;
• сформировать духовно богатую личность;
• развивать творческий потенциал людей;
• сохранять культурное наследие;
• правильно использовать ресурсы природы;
• развивать внутренние (интеллектуальных), сенсетивные (чувственных)
и соматические (телесных) способности человека;
• получать знания о других культурах и формировать терпимое отноше-
ние к ним и т.д.
Нетрудно заметить, что эти задачи наиболее успешно можно решить в
сфере образования.
Именно в системе образования закладывается тот ре-сурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно,
от качества образования зависит, как люди будут представлять свое ме-
сто в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования
же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового
развития, либо ориентация на сиюминутность. Именно там закладываются
115
основы, в том числе и нравственные, будущей жизни. Ощущение полноты
бытия во многом зависит от богатства внутреннего мира. Духовно богатый
человек будет стремиться преумножить свои богатства – это стимулирует
творческую активность. Широкие знания о других культурах предшествуют
их пониманию, да и сама готовность принять новый взгляд появляется в
процессе образования. Кроме того, творческий потенциал человека должен
быть на что-то направлен. Каковы цели человечества? Каково место челове-
ка в современном мире? Каковы перспективы человечества? На эти и другие
вопросы призвана ответить система образования.
Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом
свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные рас-
ходы бюджетных средств на образование; качество образования; не-
полная реализация творческого потенциала человека в процессе обуче-
ния; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Кроме того,
трудно научить тому, чего сам не знаешь. Человечество по-прежнему живет
сегодняшним днем, не может видеть исторических перспектив и соотносить
с ними свое поведение.
Необходимым условием дальнейшего существования человечества
Э. Фромм считает преодоление «модуса обладания» и утверждение «мо-
дуса бытия». «Быть» означает давать выражение всем задаткам, талантам
и дарованиям, которыми наделен каждый. Это значит преодолевать узкие
рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом
проявлять интерес к другим. Приблизиться к этому можно лишь расстав-
шись с «модусом обладания», перестав искать в собственности надежность
и удовлетворение, прекратив держаться за свое имущество.
В религиях этоназывается освободить душу от суеты и материального богатства. Бытие
предполагает активность, которая не обязательно связана с созданием про-
изведений искусства, научного труда, или чего-то вещественного. Это ори-
ентация личности, которая оживляет, наполняет смыслом все, к чему бы ни
прикоснулась (См. подробнее в 5).
Кроме того, глобальные проблемы современности вынуждают челове-
чество преодолевать узкий горизонт локальных, групповых, относительных
ценностей и обратиться к ценностям общечеловеческим.
Казалось бы, говоря о глобальных проблемах, о трудностях и катастрофах,
которые грозят человечеству в целом, следовало бы в качестве такой основы
116
принять «общечеловеческие интересы», а не «общечеловеческие ценности».
Избежать планетарной гибели, сохранить планету как общий дом, пригодный
для человеческого обитания, — все это, разумеется, отвечает общечеловече-
ским интересам. Беда в том, что не только каждый отдельный человек не в
состоянии в своей повседневной жизни руководствоваться общечеловечески-
ми интересами. Любая организация — правительственная, общественная или
даже преступная — так или иначе исходит из собственных интересов.
Вот почему надо ставить вопрос об «общечеловеческих ценностях». Наибо-
лее фундаментальные из них стоят выше любых осознаваемых или деклари-
руемых интересов не только отдельных людей, но и тех или иных социальных
групп. Иначе они не могут служить незыблемыми ориентирами, с которыми
можно соразмерять любые человеческие действия или намерения.
Обще-
человеческие ценности не конструируются, но открываются в историческом
процессе развития человечества, встраиваясь в культуру. Общечеловеческие
ценности тесно связаны с породившими их духовными источниками, поэтому
их содержание в глубине своей постигается интуитивно и не всегда выразимо
во всем рационально. Практически любой человек способен интуитивно от-
личать доброе поведение от дурного.
Проблема состоит не в выборе обще-человеческих ценностей. Мы их не выбираем, ибо они есть. Проблема состоит
в том, сколь адекватно эти ценности воплощены в человеческих культурах.
Впервые некоторые из этих ценностей были сформулированы мировыми
религиями. Замечено, что определенные добродетели — вера, надежда,
любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность —
совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее
будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реаль-
ностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем
патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к
ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воз-
держание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовос-
питания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее
человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. Со-
борность – осознание единства на основе веры. Именно на духовной осно-
ве должна строиться вся материальная сфера жизни общества.
В более поздние эпохи исходной точкой построения системы общечело-
веческих ценностей становится конкретный человек. Во множестве вариан-
117
тов обыгрывается и к разным ситуациям применяется «золотое правило»
нравственности. В изложении Вольтера оно звучит так: «Обращайся с дру-
гими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». В XVII в. Д. Локк
заявил о священной неприкосновенности неотъемлемых прав каждого че-
ловека: на жизнь, на свободу, на собственность и т.д. В 1948 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой
закреплялись права каждого человека.
В настоящее время все большую ценность планетарного масштаба приоб-
ретают уникальные объекты культуры и природного мира: генофонд плане-
ты, невозобновимые ресурсы, чистая атмосфера, леса Сибири и Амазонки,
озеро Байкал, Великая китайская стена и т.д.
Бережное отношение к ним неоставляет человечеству иного выбора, как, преодолевая разногласия, идти к
своему единству, сохраняя по возможности самобытность культур. Культур-
ность предполагает преданность высшим интеллектуальным, нравственным
и эстетическим ценностям. Жизненную необходимость приобретает реше-
ние проблем экологии и мирного существования.
Философия создает проекты будущего развития культуры. Культура, как
и любая сложная развивающаяся система, должна содержать информацию,
обеспечивающую ее устойчивость. Общечеловеческие ценности выполняют
в культуре ту же функцию, что гены в организме человека. Не все из бога-
тейшего человеческого опыта будет вечно актуально. В культуре происходит
отбор того, что подлежит передаче последующим поколениям и того, что
не будет играть важной роли для будущего. В информационном обществе
субъективные факторы играют существенно более важную роль, чем рань-
ше. Поэтому важно создавать проекты будущего, к которым будет стре-
миться общество. Развитие информационного общества порождает пробле-
мы, которые нужно не просто констатировать, а рационально философски
осмыслять, видеть перспективы, ставить цели и выбирать пути к ним.
Можно назвать некоторые процессы, которые будут определять будущее,
в случае благоприятного развития событий:
• ближайшие перспективы человечества связаны с информационным
обществом, его потенциалом и его опасностями;
• производство должно встать на службу человеку и его требованиям,
а не системе;
• не максимальное потребление, а лишь разумное потребление, не свя-
118
занное с представлениями о максимальной выгоде, служит здоровью и бла-
гополучию человека и к нему надо стремиться;
• каждый человек должен быть заинтересован в активной обществен-
ной деятельности и вовлечен в нее;
• цивилизационные процессы требуют развития, утверждения идеоло-
гии ненасилия;
• необходим поиск общих моментов между различными типами миро-
воззрения: религиозным, научным, философским, художественным;
• во взаимоотношениях общества и природы должен утвердиться
коэволюционный путь – дальнейшее совместное беступиковое
развитие
общества и природы;
• требуется межкультурная и межцивилизационная интеграция при со-
хранении уникальности культурной жизни;
• первоочередное значение будут иметь успехи гуманитарного образования;
• необходимо конструировать глобальную этику, универсальные нрав-
ственные принципы, укрепляющие всечеловеческую солидарность.
При этом важно понимать специфику современной ситуации выбора.
Раньше человечество совершало ошибки в рамках локальных цивилизаций,
и гибель одной цивилизации не означала конца человечества в целом. Те-
перь единство цивилизации возрастает, и исторический выбор определит
судьбу человечества в целом. Выбор необходимо совершить, ясно осозна-
вая ситуацию, и максимально ответственно.
Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы по-
гружены.
Список использованной литературы
1. Афанасьева М.Н., Зимина Н.С., Панин Д.А. Кризис духовных ценно-
стей и пути его решения //http://anthropology.ru/ru/texts/afanasjeva_mn/
modphil02_14.html
2. Б учило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. – Спб.: Питер, 2004.
3. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: про-
блемы и перспективы //Вопросы философии, 2006. – № 12. – С. 52-60.
4. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопро-
сы философии, 2006. – № 12. – С. 16-26.
5. Фромм Э. «Иметь» или «быть» – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.
Еще по теме ТЕМА 9. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
- Уладив споры между собой, Великие Аннунаки занялись будущим человечества.
- Тема 30. Право, государство и глобальные проблемы человечества
- Уилсон, Д.. История будущего .2007, 2007
- 5.4.2. Философия миссии человечества
- 1.1.3. Ноогенез человечества
- 5). ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ.
- Глава 36. Устремленность в будущее
- Древнее человечество
- 5.3. К ПРОГНОЗАМ ЗДОРОВЬЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Образ человека будущего.
- Образ будущего: критика основных подходов к определению понятия.
- Образ будущего - понятие и основные черты.
- 3.5.8 Проблема прошлого, настоящего и будущего.
- § 3. Смерть как главное зло человечества
- 12.3. Будущее науки
- Человечество обрело сознание
- 20.3 Преступления против безопасности человечества
- Время: прошлое - настоящее - будущее
- Будущее может также функционировать как источник страха
- Смена человечества