<<
>>

Теория глобальной культуры построена Р.Робертсоном

с учетом культурно-исторических процессов развития межкультурных взаимодействий.[369] Он выделил пять исторических фаз формирования глобального контекста, начиная с ХУ в. Последнюю пятую фазу, начавшуюся, по его мнению, в третьей четверти ХХ в., он характеризует беспрецедентно быстрым развитием коммуникационных средств и консолидацией глобальной информационной системы.

Реальность глобализации, по Р.Роберсону, предстает в виде противоречивых процессов, глобальных по своим масштабам, но содержательно специфицированных в зависимости от локальной среды, в которой они протекают.

Робертсон утверждает, что развитие процесса глобализации зависит от взаимовлияния четырех компонент – национальных систем, систем международных отношений, отдельных индивидов и человечества в целом. Динамику глобализации культуры ученый предлагает интерпретировать с позиций так называемой «волюнтаристской теории» и формулирует три ее аналитических тезиса. Во-первых, он считает, что в качестве «глобальных игроков» выступают и отдельные индивиды и человечество в целом. Во-вторых, необходимо учитывать независимую от политики и экономики динамику становления глобальной культуры. В-третьих, глобальное поле, т.е. транснациональное культурное пространство пребывает в непрерывном преобразовании. Таким образом, по Р.Робертсону, движение и трансформация являются основными признаками этого динамично развивающегося пространства.

В связи с анализом теории глобальной культуры Робертсона следует рассмотреть социальные взаимосвязи, включающие язык, литературу, этику, искусство и т.п., проблему идентификации общества и личности относительно глобального контекста, интерпретировать явления мультикультурности, кросскультурности, полиэтничности и противоречия, связанные с возникновением новой – глобальной идентичности. С использованием концептуальных идей М.Кастеллса, определившего идентичность, как «источник смысла и жизненного опыта человека», по-новому выглядит и проблема социокультурного местничества. Действительно глобализация культуры способствует формированию таких идентичностей, которые противостоят логике доминирующих на уровне национального государства культурных и социальных моделей.

Перспективы развития глобальной культуры связываются в теории Робертсона с моделями возможного упорядочения транснационального культурного пространства в аспекте социальных взаимодействий. Эти модели, именуемые Робертсоном «образами мирового порядка», апеллируют к введенной немецким философом и социологом Ф.Тённисом (1887) дихотомии «община – общество». Робертсон предлагает четыре модели – два варианта мировой общины, «глобальной деревни», и два варианта мирового общества, «глобального города». Каждый из них выступает как тип социокультурной организации транснационального культурного пространства.

Соотношение частного и общего, проблема гомогенности и гетерогенности глобальной культуры раскрываются Робертсоном с помощью введенного им понятия «глокализация». Концептуальное содержание этого понятия указывает на нарастание в процессе исторического формирования мира как единого целого тенденций универсализации формата культуры и локализации её содержания. Кроме того, в концепции Р.Робертсона выявлен факт релятивизации различных культур в условиях глобальности, чем и обеспечивается множественность интерпретаций глобального контекста участниками межкультурных взаимодействий.

Таким образом, исходя из теории глобальной культуры Р.Робертсона, формирование транснационального культурного пространства рассматривается как длительный процесс, динамика которого определяются логикой поэтапной универсализации формата культуры и появлением разнообразных модусов ее локального содержания. Соответственно этому становятся все более разнообразными наборы идентичностей, групповых и индивидуальных, и ослабевает их связь с национальными культурными и социальными моделями.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Теория глобальной культуры построена Р.Робертсоном:

  1. Теория глобальной культуры американского антрополога А.Аппадурая
  2. 3.8. Топовые горнолыжные курорты, поля для гольфа и парки развлечений построят в Приморье
  3. Система гражданского права построена по пандектному принципу, в которой принято выделять:
  4. Тема 8. Региональные аспекты классической и современной теории международных отношений Н.В. Котляр[166] 1. Политический реализм и неореализм. Реализм трансграничных взаимодействий 2. Либерализм и неолиберализм. Коллективная безопасность: глобальный и региональный аспект 3.Социалистическая теория международных отношений. Мир-системные процессы в АТР
  5. 5.1. ФЕНОМЕНЫ НООГЕНЕЗА И РЕФЛЕКСИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ 5.1.1. Ноогенез глобальной популяции
  6. Глава 10 (xxiii) Религия Юлиана. — Всеобщая веротерпимость. — Он пытается восстановить и преобразовать языческое богослужение. — Он хочет вновь построить Иерусалимский храм. — Коварство, с которым он преследует христиан
  7. Волновая теория Тоффлера («Теория третьей волны»)
  8. Семинар 16. Глобальные проблемы современности
  9. Сущность глобальных экономических проблем
  10. Сущность глобальных экономических проблем.