<<
>>

Толпа и вождь

Масса людей при некоторых условиях может превращаться в толпу. Как мы уже отмечали, это быстрая, обычно открытая (реже закрытая) масса, заряженная некоторой сильной эмоцией и достигшая состояния "горячей" массы.

Широко известно такое явление массового сознания и поведения как паника (см.: 126, 293-298). Само слово произошло от имени древнегреческого бога Пана, который мог, разгневавшись, наслать безумие на стадо овец или коз и погнать их в пропасть. Подобное явление возникает в массе в результате получения неожиданного известия, эмоционального взаимозаражения в условиях дефицита информации по животрепещущим вопросам. Например, крики "пожар" в кинотеатре. Что такое толпа?

В работах социологов и психологов конца XIX века Г.Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда, С. Сигеле и других описаны характерные черты толпы, зараженной и возбужденной сильным аффектом, эмоциональным потенциалом. С.Сигеле определяет толпу тая: "...Толпа представляет из себя человеческий агрегат, разнородный по преимуществу, так как она составлена из индивидов обоего пола, всех возрастов, классов, социальных состояний, всех степеней нравственности и культуры, и по преимуществу же неорганический, так как ока образуется без предварительного соглашения, произвольно, неожиданно" (118, 17).

Одна из интересных и непонятных особенностей толп - это ее внезапная организация, хотя как будто бы не было никакого предварительного стремления у общей цели» Коллективное сознание толпы Сигеле называет "душой толпы" (118, 23).

По характеру доминирующего поведения различают четыре вида толпы: I) случайную(любопытные, собравшиеся поглазеть на какое-либо происшествие); 2) экспрессивную (масса, сплоченная сильной эмоциональной реакцией); 3) конвенциональную (болельщики на стадионе); 4) действующую (среди которых можно выделить толпу, охваченную бунтом, агрессивными настроениями, поисками спасения или экстатическую) (см.: 126, 289-290).

По наблюдению Лебона, толпа может быть жестокой, но

85

она в то же время альтруистична. Отдельный человек монет быть альтруистом или эгоистом, но толпа обычно руководствуется идеями высшего и общего блага (см.: 73, 53).

Несколько иначе трактует эту черту толпы Сигеле: "Толпа - это субстрат, в котором микроб зла развивается очень легко, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не найдя подходящих условий жизни" (118, 42). Пытаясь понять причины этого, он пишет далее: "Злоба - качество более активное, чем добродушие, ибо класс злых состоит из тех, кто желает нанести другим вред, тогда как класс добрых составляют люди, не желающие другим зла (люди пассивные) и затем, вообще, такие, которые не только никогда не причинили другим зла, но которые желают делать добро и делают его, но легко понять, что пассивная доброта не может влиять на толпу и руководить ею: эти отрицательные качества делают пассивно добрых людей слепыми орудиями тех, кто сумеет одержать верх.

Что же касается до активно добрых, то их влияние встречает массу затруднений, так как если они попытаются вмешаться, реагировать против влияния злых, если они захотят восстановить спокойствие, то очень часто наткнутся на превратное толкование своих мыслей, на обвинения в трусости или в чем-нибудь еще более худшем" (118, 46).

Теория "подражания-внушения", развитая Г. Тар-дом, помогает понять, что же происходит с человеком в толпе. Сигеле писал, что толпу, изначально состоявшую из порядочных людей, развращают хулиганы и подонки, которые примешиваются к толпе и толкают ее на преступные действия (118, 65). Анализируя причины внушения я заражения, наиболее ярко проявляющиеся в толпе и превращающие ее в единое целое, Сигеле ссылается на книгу Эспинаса "Социальная жизнь животных". Один вид возбужденного какой-то эмоцией животного оказывает заражающее влияние на других животных этого вида, это заражение происходит инстинктивно (118, 36-37).

Существует психологический закон, утверждает Сигеле, согласно которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время и в одном и том же месте (118, 53).

Поэ-

86

тому, по словам Лебона, "...индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать свои инстинкты, что толпа анонимна и поэтому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе" (71, 168). Особенно если толпа состоит из людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, которое, как известно, снимает социальные тормоза и снижает чувство ответственности за свои действия. Об этом говорил в своих устных рассказах известный кинорежиссер М.Ромм: "В отдельности пчела представляет собой совсем иное существо, чем пчелиная семья: пчелиная семья мудра, а единая пчела - глупа как пробка. А у человека иной раз получается наоборот. В отдельности человек интересен и умен, а в толпе появляется огромная многоголовая свинья или огромное многоголовое животное, зверь".

Продолжим мысль Лебона: становясь частью толпы, человек как бы спускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации. Сам по себе он может быть культурным человеком, в толпе он - варвар, некое инстинктивное существо. Он легко проявляет склонность к произволу, буйству, свирепости, но одновременно и к энтузиазму, и героизму, как это свойственно первобытному человеку (см.: 71, 170). Эмоциональная напряженность приводит к блокированию нормативно-контролирующих функций сознания, и человек переходит на инстинктивные программы поведения. Как писал З.Фрейд, толпа легко поддается внушению, она легковерна, не способна к самокритике, невероятное обычно для нее не существует. Она мыслит воображаемыми картинами, логика которых сравнима с логикой сновидений (что мы назвали аксиологикой), которая "не замечает* противоречий. Чувства толпы очень просты и сильны, поэтому она не знает ни сомнений, ни колебаний. Толпа немедленно переходит к самым решительным действиям, "высказанное подозрение превращается у нее тотчас в неопровержимую истину, зародыш антипатии - в дикую ненависть" (143, 107).

Однако Сигеле, они-

87

раясь на опыт гипноза, считает, что внушение может заставить человека в толпе совершать не любые действия, но лишь те, которые не встречают со стороны человека сильного сопротивления, обусловленного его опытом, его нравственными принципами (см.: 118, 94).

Поскольку толпа тяготеет к крайностям, то она возбуждается только чрезмерными стимулами. Тот, кто хочет влиять на нее, не должен стремится к логической обоснованности своих аргументов; ему необходимо изображать самые яркие картины, преувеличивать их и повторять все время одно и то же (см.: 143, 107). Это интуитивно чувствовал Сталин, который свои выступления и статьи всегда писал предельно просто, доступно и понятно для людей с невысоким интеллектуальным развитием. Ленин часто в своих выступлениях в разных вариантах повторял одну и ту же мысль, стремясь сделать ее более доходчивой. "Так как масса не сомневается в истинности или ложности своих аргументов и имеет при этом сознание своей силы, то она столь же нетерпима, как и доверчива к авторитету. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от своих героев силы и даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели, чтобы ее подавляли. Она хочет бояться своего властелина. Будучи в основе чрезвычайно консервативна, она питает глубокое отвращение ко всем новшествам и успехам - и безграничное благоговение перед традициями" (143, 107).

На толпу производят огромное впечатление некоторые слова, символизирующие общие ценности, вроде "правды", "справедливости" или некоторые имена, ставшие символами каких-то национальных или социальных движений, добродетелей и надежд. Толпе не нужна истина, она требует иллюзий (см.: 143, 108). У толпа сильна жажда, потребность повиноваться вождю, вожаку, который должен сам горячо верить в некую идею и зажигать этой верой массы, должен обладать сильной волей, передающейся от него безвольной толпе. Такие требования предъявлялись в свое время к шаману.

Он должен был уметь управлять толпой. Как пишет В.Бейлис, функции колдуна - "не только в р а з р е ш е н и и конфликтной ситуации (которая сама по себе

88

сложилась без его участия), но и в создании конфликта (когда таковой необходим для изживания воинственных настроений)" (II, 580-582).

Коль скоро толпа руководствуется иррациональными импульсами, то взывать к разуму толпы - малоэффективный способ ее образумить. Не благоразумие, а высшие идеалы - вот что ведет толпу. Жертвенность во имя высшей цели. Толпе нужен идеал и вера в него, но эту веру нужно зажечь. Если созрели соответствующие условия, то вдохновенный оратор сыграет роль спички, которая воспламенит толпу огнем фанатичной веры. Толпа может поддерживать самые реакционные, одиозные режимы, тиранов и диктаторов, если они сумели ей понравиться, угодить толпе (см.: 73, 150). Чтобы воздействовать на толпу, нужно уметь влиять на ее чувства, особенно чувства бессознательные, и никогда не обращаться к разуму (см.: 73, 148).

Сигеле приводит случай, происшедший в Париже во время холеры 1832 г.: "...Двое неблагоразумных пустились бежать, преследуемые тысячами взбешенных людей, обвинявших их в том, что они дали детям отравленную тартинку. Оба преследуемые второпях бросились на гауптвахту, где и укрылись; но караульная в одно мгновение была окружена толпой; посыпались угрозы, и никто тогда не был бы в силах остановить убийство двух несчастных, если бы полицейскому комиссару Жакмену и старому гражданскому чиновнику Генрики, находившемуся там, не пришла в голову счастливая мысль разделить между собой тартинку и съесть ее на глазах всей толпы. Это присутствие духа возбудило тотчас же в толпе смех, взамен ярости. Так мало подчас нужно, чтобы довести ее до бешенства, или... успокоить" (118, 75).

Фрейд, ссылаясь на Мак-Доугала, характеризует толпу в целом: "она чрезвычайно возбудима, импульсивна, страстна, непостоянна, непоследовательна, нерешительна и при этом очень легко переходит к крайностям; ей доступны только более грубые страсти и более простые чувствования; она чрезвычайно внушаема, легкомысленна в своих рассуждениях, стремительна в своих мнениях, восприимчива только к простейшим и несовершеннейшим выводам и аргументам.

Ее легко направлять и устрашать,

89

у нее нет сознания виновности, самоуважения и чувства ответственности, но она готова перейти от сознания своей силы ко всяким преступлениям, которых мы можем ожидать лишь от абсолютной и безответственной силы. Итак, она ведет себя скорее как невоспитанный ребенок или как страстный, вырвавшийся на свободу дикарь в чуждой ему ситуации; в худших случаях поведение массы похоже всего на поведение стада диких зверей, чем на толпу людей" (143, 109-110).

Если пытаться свести все эти характеристики вместе, то можно сделать такие выводы. Толпа имеет следующие социально-психологические черты: анонимность; подчинение индивида единому целому; безответственность и иллюзия безнаказанности; иллюзия силы; заразительность оценок и их упрощение до примитива; снижение уровня культуры индивида в толпе; догматизм и нетерпимость; фанатизм и экстремизм; склонность к мифотворчеству; доверчивость; несамокритичность, склонность к лести в свой адрес; готовность подчиняться вожаку, угадавшему настроение толпы, сумевшему овладеть ею, понравиться; благородство, альтруизм, деяния во благо общества, но и легкая возможность подмены идеалов.

<< | >>
Источник: Пивоев В.М.. Философия и психология политики. 1991

Еще по теме Толпа и вождь:

  1. II. Преступная толпа и индивид
  2. Габриэль Тард .. Преступник и толпа (сборник) Человек преступный. Классика криминальной психологии ., 2016
  3. Масса и вождь
  4. Аттила, вождь гуннов
  5. Рицимер, вождь свевов
  6. Одоакр, вождь герулов
  7. ГЛАВА IX. Вождь и любимец народов...
  8. 12. Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе
  9. 16. Военная демократия как черта перехода к государству
  10. Переправа у Тель‑Хассула (Иерихона)
  11. Воссоединение фрагментов
  12. ПТОЛЕМЕЙ XI СОТЕР
  13. Сталин заявляет, вслед за Лениным, что «теория может превратиться в величайшую силу рабочего движения
  14. ВОССТАНИЕ B РИМЕ