<<
>>

Трансформация ноосферного менталитета в софиосферный

В начале этого раздела уже говорилось, что в науке и философии для обозначения нового этапа в развитии биосферы было выработано понятие «ноосфера». Однако глубокий экологический кризис второй половины XX века, продолжающийся и в XXI веке, показал, что рано говорить о возможностях разумного, а тем более софийного управления природой.

Технократическая гордыня человечества и гордыня его ума доказывают, что ему пока чужды мудрость и нравственно-ответственное отношение к природе. Поэтому в современных условиях, видимо, лучше говорить о необходимости использования достоинств чувств и ума в становлении софиосферного сознания, о возможности постепенной смены парадигм его менталитета. Новые приоритеты софиосферного сознания или софиосферного менталитета позволят со временем преодолеть технократические болезни нашего ума и, порожденное ими варварское отношение к биосфере, к природе в целом.

Напомню, что, по словам Марка Аврелия, наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли. Поэтому изменение наших мыслей, нашего сознания есть главный магистральный путь выхода из духовного тупика и порожденного им экологического кризиса.

В решающей степени это зависит от смены идеала нашего сознания или его парадигмы. Ранее уже говорилось, что идеалом общества, или своего рода картой движения в неведомое будущее, являются или могут стать идеи, ценности, установки, создающие определенное видение реальности, и потому направляющие деятельность людей, процесс самоорганизации какой-либо сферы общества или даже общества в целом. В 17 веке возникла парадигма, что лишь знание является главной силой человека. Не преуменьшая значение знаний, надо сделать вывод, что сегодня такой парадигмой свободного мышления свободной личности может стать мудрость. При этом условии философия мудрости, софиогония, сможет принять активное участие в духовной самореализации человечества и в формировании его софиосферного менталитета.

Понятие «менталитет» означает совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса или социальной группы. Оно выработано в связи с тем, что термин «сознание» не охватывает полноты понимания этого феномена. В менталитете дополнительно можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б) склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического. Менталитет, ментальность выражают , таким образом, устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности, а также совокупность установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия. Другими словами, как более широкое понятие, менталитет выражает глубинный источник мышления, идеологии, веры, эмоций и практических установок к действию.

В этой связи, с помощью термина «менталитет», нами предпринимается попытка обосновать контуры нового понимания во взаимодействии человека и природы. Посредством понятий «софиосфера», «софиосферное сознание», «софиосферный менталитет», как более отвечающих перспективам поступательной эволюции самого человека и природы, можно будет обозначить тенденции гармонизации их взаимодействия.

Ядро софиосферного менталитета составит осмысление экологических проблем как законов и условий совместимости общества с природной средой с помощью Космической Мудрости. Тогда духовные, миро- и человековоззренческие и нравственные взгляды людей на отношение к природе будут анализироваться через призму мудрости. Поэтому софиосферный менталитет можно определить как совокупность софийных взглядов, теорий, нравственных норм, эмоций и ценностей, отражающих проблемы взаимодействия общества и природы в плане оптимального, софийного их решения и гармонической коэволюции.

Это система мировоззренческих, духовных и нравственных взглядов людей на отношение к природе на основе принципов У-Вей (не навреди), любви и благоговения перед природой.

Управление взаимодействием человеческого общества и природы на основе законов Космической Мудрости возможно лишь с помощью софиосферного сознания, софиосферного менталитета, в которых в качестве парадигмы заложен идеал мудрости. В дальнейшем изложении следует иметь ввиду, что понятия «софиосферное» и «экологическое» сознание, «софиосферный менталитет» будут употребляться нами как идентичные, как синонимы.

Софиосферное сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов Космической Мудрости, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут возникнуть в голове человека даже в том случае, если он имеет высокий уровень образования и культуры. Требуются специальная подготовка и обучение, соответственно профессиональным и возрастным особенностям людей на базе парадигмы «Мудрость». В книге не раз говорится о необходимости специальной реформы на этой основе системы образования. Сложность заключается в том, что процесс формирования софийного сознания должен охватить все категории населения, которым свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия экологических, софиосферных знаний. Поэтому необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов в деятельности школы, вузов и средств массовой информации: от преимущественно образной и наглядной формы сообщения знаний до концептуально-теоретической, проблемно-рефлексивной формы. Но, главное в софийной системе образования – ее нацеленность на новые, духовные, ценностные ориентации людей, на укоренение мудрости и любви, других общечеловеческих ценностей в отношениях друг с другом и во взаимодействии с природой.

Кроме того, усвоенные в процессе обучения софийные экологические знания, станут действенными лишь в том случае, если процесс обучения и воспитания охватит как мыслительную, так и эмоциональную сферы психики человека, его ценностные установки, его подсознание и интуицию, его экософию.

Тогда научные и ценностные доводы будут восприняты как личное убеждение и осознанная необходимость, как насущная задача практически изменить отношение к природе в соответствии с софийными принципами законами бытия.

Разумеется, одни лишь знания, какими бы актуальными и экологичными они ни были, вряд ли могут создать такое состояние менталитета, сознания, что бы можно было говорить о превращении софиосферных знаний в убеждения. Для этого должны в самом бытии человека возникнуть софийные навыки характера человека, которые превратят его софийное сознание в «живое, бытийное» знание, в традиции и обычаи повседневной культуры поведения по отношению к природе, в экологически обоснованные технологии производства. Наверное, читатель не забыл формулу, что Мудрость есть гармоничное взаимопроникновение Любви, Глубоких Знаний и Совести, их укоренение в повседневной жизни. Главная трудность в формировании софиосферного сознания будет заключаться в создании отношений между людьми и по отношению к природе, базирующихся на Любви и Совести, их практическом воплощении.

Экологическая ситуация имеет разную степень остроты в различных регионах планеты, и там, где природная среда пока еще незначительно нарушена деятельностью людей, здравый смысл может быть даже настроен негативно к восприятию экологических идей, идей мудрости, зачастую противостоящих идеологии безграничного потребительства и стереотипа «человек – властелин природы». Эмпирическая очевидность в таком случае приходит в противоречие с данными науки. К тому же экологические процессы, будучи интегральными по своему характеру, не обладают такой наглядностью, как процессы отдельных фрагментов природного целого (механические, физические, химические, биологические, социальные и т. д.). Все это осложняет в ряде случаев задачу формирования софиосферного менталитета людей.

Вопреки обманчивой видимости, свидетельствующей, казалось бы, о благополучии в окружающей среде, экологическая наука призвана помочь человеку увидеть признаки опасных тенденций разрушения природных комплексов и вооружить его знанием способов преодоления этих тенденций.

Следовательно, спецификой экологических знаний является то, что они отражают не только сущее, но и показывают должное, т. е. устремлены в будущее, давая опережающую ориентацию действиям людей в использовании природных условий развития общества. Тем самым экологические знания способствуют формированию прогнозного аспекта сознания, столь важного в условиях сознательно, софийно регулируемого социального прогресса.

Однако экологический прогноз очень сложен, так как особенностью экологических процессов является комплексный характер взаимодействия разнокачественных явлений. Цепи взаимозависимостей содержат подчас столь большое количество промежуточных звеньев, что очень трудно оказывается предвидеть отдаленные последствия изменений при воздействии на одно из многих звеньев. Кроме того, динамика экологических процессов сильно варьируется в зависимости от конкретных условий, в которых происходит взаимодействие факторов экосистемы. Многоступенчатость воздействий, усложненная петлями обратных связей, приводит к тому, что происходит значительное запаздывание следствий по отношению к вызвавшим их причинам, а это затрудняет прогнозирование событий в экосистеме.[28]

Эту особенность важно учитывать при изучении взаимодействия общества и природы сегодня, когда в условиях современной научно-технической революции происходит настолько основательное изменение влияющих друг на друга сторон системы, что становится невозможным достаточно полно понять эволюцию природных явлений без учета антропогенного влияния и духовных качеств людей. И, наоборот, понимание социальных явлений требует всестороннего учета природных факторов и познания тенденций софийной коэволюции природы и социума. Эти тенденции, видимо, можно характеризовать понятием софиосфера.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Трансформация ноосферного менталитета в софиосферный:

  1. ПОНЯТИЕ «ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ» И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОСОЗНАНИЕМ
  2. Тема 1. Світогляд і ноосферне мислення
  3. Сучасний світогляд і ноосферне мислення
  4. §3. Правовая культура и юридический менталитет
  5. Тема 9. Теоретичні проблеми ноосферних досліджень
  6. 2. Формирование менталитета народов индийской цивилизации. Живая этика
  7. ГЛАВА 4. СМЕРТЬ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ИЗМЕРЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА ЗАПАДНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
  8. Передумови ноосферного мислення в античній культурі
  9. Історична трансформація раціонального знання та ноосферний дискурс
  10. ВЕЛИЧКО МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ. ЕФИМОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ.. ЭКОНОМИКА И НООСФЕРА. Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации Ноосферный (этико-экологический) подход. 2012, 2012
  11. 9.7. Этико-ноосферно обусловленное целеполагание в отношении социально-экономического развития
  12. Тема 39 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВОСОЗНАНИЕ», «ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ» И «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
  13. 9. Этико-ноосферная экономика — государство-суперконцерн: принципы организации рыночной саморегуляции в русле плана социально-экономического развития
  14. Трансформация энергии в ландшафте
  15. 13. Метаморфозы и трансформации понятия преступности
  16. Страны Востока и факторы трансформации
  17. Сопротивление трансформации
  18. Трансформация чжоуской структуры
  19. Факторы и обстоятельства, влиявшие на процесс трансформации