<<
>>

1. Вопрос о происхождении человека — один из основных в истории философии.

В древних китайской, греческой, индийской философиях мы отмечаем удивительное единодушие о путях происхождения человека, его связи с космосом.

На первый взгляд, этому единодушию есть простое объяснение.

С одной стороны, мыслители тогда обладали ограниченным объемом информации. Поэтому самым логичным для них представлялось утверждение о появлении человека наряду с другими биологическими организмами из космоса, об участии в его рождении сверхъестественных сил. С другой стороны, навязчиво проводимая мысль о связи человека с космосом носила и суто утилитарный характер. Происходящая тогда организация социальной структуры общества нуждалась в силе, способной обуздать творческую энергию человека, подчинить его поведение определенным канонам. И такой силой был образ Вселенной, довлеющий над воображе­нием человека и сковывающий его творческий потенциал. Призна­вая себя творением сверхъестественной силы, человек практически отрицал свою индивидуальность, закрепощал свое внутреннее активное начало.
В сравнении с масштабами космоса он чувствовал себя раздавленным и ничтожным. И эта самоунижающая позиция на протяжении нескольких тысячелетий закрепощала человечество, останавливала полет его мысли.

Именно эти две основные причины лежали в основании античных и последующих философских концепций, в основании формирования связи между человеком и космосом.

2. Но, на мой взгляд, этого, казалось бы, ясного объяснения указанному единодушию в трактовании связи между человеком и космосом, недостаточно. Несмотря на свой прагматизм, я уверен в существовании третьей причины, лежащей в основании попыток человека как можно основательнее связать себя со Вселенной. И эта третья причина находится в плоскости развивающейся психики.

Третья причина неустанного обращения человечества к просторам Вселенной обусловлена существованием действенной связи между человеком и космосом на уровне нейронных комплексов подсознания и сознания, которые в совокупности и образуют работу психики.

Эта третья причина, по моему мнению, является первопричиной, так как, согласно нашей концепции, в основании всех социально-исторических проявлений лежат процессы, происходящие на уровне психики. Упрощенно это выглядит следующим образом (схема 1):

психика * ® социум ® Вселенная

3. Сильное впечатление на меня произвела концепция Алана Элфорда о непосредственном вмешательстве инопланетян, богов во плоти, в процесс формирования Человека Примитивного [109]. Согласно его концепции, переход от приматов к стадии Человека Примитивного произошел не естественным путем. Прилетевшие на Землю высокоразвитые разумные существа вмешались в генетику древесных обезьян, произведя в ней крупное структурное изменение. Они удалили две хромосомы в клетке. Как установили ученые, в клетке человека содержится 46 хромосом, а в клетке шимпанзе и гориллы — 48. И, считает А. Элфорд, именно в результате этого около 200 тыс. лет назад стала возможной реорганизация организма древесных обезьян в переходную форму — Человека Примитивного.

Действительно, это предположение позволяет снять многие вопросы с повестки дня, решить неподдающиеся пониманию ребусы. Например, считает Элфорд, учеными точно установлено, что первая цивилизация возникла с уже развитыми математикой, астрономией и другими науками. Никто не может объяснить, как люди получили эти знания. Или вот еще другие вопросы. Первый. Великая пирамида была построена с помощью передовой техники. Никто не может объяснить, каким образом древние египтяне приобрели такую технику, и никто не может объяснить, почему для них была так важна конфигурация пирамиды. Второй вопрос, в древности умели вырубать камни весом в сотни тонн, непонятным способом перевозить их и устанавливать в нужном положении и подгонять друг к другу с такой точностью, что невозможно просунуть между ними тонкое лезвие. Некоторые из таких сооружений было бы очень трудно построить даже с применением техники конца ХХ в. Третий вопрос, передовая цивилизация ольмеков внезапно, как будто из ничего, возникла в Центральной Америке.

Никто не может объяснить, каким образом какой‑то негроидный народ 3500 лет назад смог пересечь океан, проделав путь в тысячи миль. Никто не может понять сущность их культуры и объяснить их загадочное поведение [109].

В своей книге Элфорд сформулировал 15 подобных вопросов, которые якобы ставят в тупик современных ученых и на которые находятся ответы в случае принятия за основу концепции Элфорда о вмешательстве в развитие жизни на Земле высокоразвитой цивилизации из космоса.

Элфорд собрал весомый фактический материал, внушительно аргументировал свою концепцию, но вне поля его зрения остался наиболее важный для нас вопрос. Даже если допустить, что в развитие живого вещества на Земле вмешалась внеземная высокоразвитая цивилизация, то как произошло формирование и развитие этой цивилизации? Мы можем согласиться с его доводами и принять за основу его концепцию. Но кто нам ответит, как сформировалась та высокоразвитая цивилизация, которая повлияла на развитие жизни на нашей планете? Что послужило причиной ее появления?

И вот здесь мы вынуждены вернуться к естественному характеру эволюции материального мира, к закономерному характеру появления разумного вещества — психического начала Вселенной. Именно эта мысль лежит в основании предложенной автором в цикле “Философия будущего” концепции.

4. Связь между психикой в целом и космосом является органической (а не сверхъестественной, как предлагает А. Элфорд). На мой взгляд, работы пионеров в этой области, выдающихся ученых В. Вернадского (1863—1945) и А. Чижевского (1897—1964) достаточно убедительно раскрывают степень влияния космоса и на живое вещество, и на разумное вещество. Далее я перечислю основные формы связи между космосом и психикой вообще, но прежде мне хотелось бы подчеркнуть следующую мысль. Влияние космоса на разумное и живое вещество осуществляется по многим направлениям. Так, относительно живого вещества это влияние распространяется на все его уровни: молекулярный, организменный, популяционный, экосистемный.

Существование каждого из этих уровней органически связано с деятельностью космоса, ведь космос — это система косного вещества во всей своей много­образной структуре. Это первичная система во Вселенной, следовательно, определяющая эволюционное развитие и живого, и разумного веществ.

5. Данная мысль станет понятной, когда мы рассмотрим структуру материального мира (рис. 1). Структура мира образовалась в процессе развития вытекающих друг из друга его состояний. В основании структуры лежит косное вещество. Это первичное состоя­ние материи, эволюция которого привела к появлению биокосного вещества. В процессе эволюции биокосного вещества произошла организация нового состояния — живого вещества.

Живое вещество — это вторичное состояние материи. Для него система косного вещества является “материнской” системой. Эволюция живого вещества привела к появлению подсознания (условно-рефлекторной работы головного мозга). Именно на основе последнего произошла организация следующего состояния материи — разумного вещества. В структуре материального мира разумное вещество занимает третью ступеньку. Материн­ской системой для него является система живого вещества. Автор предполагает, что в мире существуют и другие, более развитые, состояния материи, которые продолжают “лестницу” структуры материального мира.

6. Структура материального мира очевидна. Одно состояние материи зарождается в недрах другого. Любые изменения, происходящие в космосе, в системе косного вещества, непременно сказываются на тех многообразных связях, которые существуют между косным и живым веществами. По большому счету, мы должны воспринимать филогенез системы живого вещества как результат влияния космоса. И ни в коем случае не ограничиваться при этом масштабами нашей планеты.

Далее, несмотря на то, что влияние космоса осуществляется по всем существующим энергетическим уровням системы живого вещества, акцент этого влияния, его наибольшее проявление отмечается на фундаментальном уровне живого вещества — на молекулярно-генетическом уровне.

В книге “Разумное вещество” [5] мы уже писали об этом, но здесь я еще раз хочу заострить Ваше внимание, уважаемый читатель, на упомянутой связи. Рассмотрим ее комплексно.

Изменения в любом из существующих состояний материи осуществляются прежде всего на его фундаментальном уровне. Лишь после изменения содержательной основы происходит трансформация форм. А так как система косного вещества является материнской системой для живого вещества, то, соответственно, ее трансформация сказывается на существовании живого вещества. Поскольку переход косной материи в живую, через биокосное вещество, произошел на уровне молекулярных биоструктур, то и изменения в системе косного вещества воздействуют прежде всего на этот уровень живого вещества. И уже через изменения этого уровня живого вещества воздействие косной материи сказывается на формах структурной организации живой материи. Так перед нами вырисовывается следующая блок-схема (рис. 2).

Как явствует из рис. 2, влияние косной материи нацелено прежде всего на изменение фундаментального уровня живого вещества, обозначенного цифрой 1. Между фундаментальными уровнями косной и живой материи нет прямой связи. Именно поэтому влия­ние косного вещества на живое вещество носит корреляционный характер.

Таким образом, мы обнаружили важную последовательность во взаимодействии материнской системы с дочерней системой. Материнское состояние материи воздействует на дочернее состояние через фундаментальный уровень дочерней системы.

Адекватная связь отмечается также между системами живого вещества и разумного вещества. В этом случае материнской системой выступает система живого вещества. Дочерней – система разумного вещества (рис. 3).

Последовательность влияния материнской системы на дочернюю является универсальной. Она отмечается между всеми материнскими и дочерними состояниями материи.

7. Приведенная последовательность влияния материнских систем на дочерние утверждает нас в мысли, которой, в принципе, и посвящены книги цикла “Философия будущего”, а именно: в любом состоянии материи особо важен ее фундаментальный уровень, его активность принципиально определяет содержательную сторону развития всего состояния материи.

При этом никто не умаляет значимости других уровней. Безусловно, материнская систе­ма влияет не только на основоопределяющий уровень дочерней системы. Этому влиянию подвержены все уровни дочерней системы. Но акцент влияния, приоритет все же отмечается на фундаментальном уровне дочернего состояния материи.

8. При этом обратная связь между материнской и дочерней системой имеет качественно иной характер (рис. 4). Мы видим, что дочерняя система воздействует на материнскую через свои конечные проявления, например, через биосферу, если это касается живого вещества. Причем это воздействие направлено не на фундаментальный уровень материнской системы, а на ее формы. Так, живое вещество через свои формы воздействует на формы материнской системы — формы косного вещества, при этом существенно не влияя на основоопределяющий уровень косной материи.

Указанная обратная связь между дочерним состоянием материи и материнским состоянием является универсальной, она характерна для любой другой связи между дочерними и материн­скими состояниями материи. Например, влияние разумного вещества на материнское состояние материи осуществляется через влияние человеческого общества на биосферу.

9. Подчеркнем очень важное положение, вытекающее из этой связи.

<< | >>
Источник: О.А. БАЗАЛУК.. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. 2002

Еще по теме 1. Вопрос о происхождении человека — один из основных в истории философии.:

  1. Тема 1. Философия, её происхождение, роль в жизни человека и общества Основное содержание темы
  2. Человек и история: введение в философию истории
  3. Сущность человека и смысл его жизни в истории философии
  4. 1. Основные подходы к изучению вопроса о происхождении государства и права
  5. Основной вопрос философии
  6. Вопрос 4. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права
  7. ГЛАВА 2. Один, один, совсем один. Экономическое положение изолированного индивида
  8. Три вопроса «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?», все без исключения представляющие интерес для Канта, он объединяет в один — «Что такое человек?».
  9. § 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
  10. 2. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
  11. ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  12. Вопрос 2. Понятие и система гарантий основных прав и свобод человека и гражданина
  13. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  14. Законность аналогизации истории философии к истории искусства не предопределена
  15. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  16. Имплементация положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституция РФ по вопросам исполнения решений по искам к казне Российской Федерации
  17. Н.Ф.МЕДУШЕВСКИЙ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ, 2011
  18. § 3. Происхождение человека
  19. человек субстанциально — один и тот же, но функционально он разный в зависимости от того, с каким уровнем собственного существа он себя отождествляет.