Введение
Настоящая работа затрагивает одну из основных, жизненноважных, сложных проблем мировой философской мысли и одну из актуальных задач современного человечества.
Тема исследования посвящена изучению проблемы смысла жизни человеческого существования, на основе ее историко-философского анализа.Определение смысла жизни, как правило, считается вечной проблемой и относится основным вопросам философии /20, т. I, с. 21/; более того, является актуальной и судьбоносной задачей в современную эпоху. Вышесказанные суждения более чем убедительно указывают на актуальность, на жизненноважность исследуемой темы. Наверное, не существует в философии другой проблемы, затрагивающей человеческую жизнь так глубоко и основательно, как вопрос о смысле жизни. Однако, как отмечает авторский коллектив учебника "философия", изучение этого вопроса в его предельном, абсолютном значении лишено смысла и не может привести к конкретному результату, так как эта задача не подлежит рациональному объяснению и постижению /123/.
А вот для судьбы отдельно взятого, конкретного человека исследуемая проблема может найти определенное решение.В контексте актуальности нашей темы вспоминаются слова Уайтхеда А.Н., сказанные по поводу значимости высших человеческих ценностей /118/. Действительно, научно-технический прогресс современной эпохи и исходящая от этого индустриализация человеческой жизнедеятельности приводят к тому, что высшие ценности (а конкретно, смысл жизни) нивелируются, а вместо них утверждаются ценности рыночного мира, становящиеся причиной возникновения экзистенциального вакуума, когда личность переживает фрустрацию, попадает в стрессовые ситуации, что в итоге приводит к распространению неврозов среди людей.
И не случайно, что поиск смысла жизни, являющийся главной исследовательской темой Франкла В. /127/, приобретает особую актуальность, выходит на первое место среди других философских проблем и становится задачей исключительной важности в современную эпоху, когда от невыносимости своего существования люди - подчас - решаются на крайние меры /вспомним проблему самоубийства, являющейся основным вопросом философии Камю А. /107, с.223//. Вот почему проблема смысла жизни требует своего неотлагательного решения.Настоящая проблема, несмотря на свою актуальность и значимость для жизни каждого человека, остается не решенной, а в целом, малоизученной философской темой, по мнению многих исследователей. Для убедительности нашего суждения приведем в качестве примера высказывания некоторых известных философов по изучаемой проблеме. Вот что пишет Капранов В.А.: "В последние годы понятие «смысл жизни» все чаще упоминается в философской литературе...и все же ему пока отводится эпизодическая роль даже в тех работах, которые посвящены исследованию соотношения этических категорий" /56, с. 130/. Аналогичного мнения придерживается и покойный профессор Уральского Государственного Университета Коган Л.Н.: "...проблема смысла жизни еще общо и противоречиво освещается в нашей философской литературе. Большинство работ о смысле жизни - это популярные брошюры, в которых смысл жизни раскрывается, как правило, на уровне общих слов и примеров" /59, с. 219-220/. А вот в аннотации книги Ивановой Н.Я. - философа из Киева - указывается: "В монографии осуществлен философский анализ проблемы смысла бытия человека, малоразработанной в нашей стране" /47/. Как известно, причина такого положения заключалась в том, что в закрытых обществах, каковым являлся бывший Советский Союз, индивидуальное начало подавлялось общественным.
И поэтому смыслосодержащие проблемы человеческой личности отходили на второй план. Таким образом, даже в тех редких работах, где рассматривалась поднятая нами проблема, преобладала общественно-идеологическая направленность исследовательской деятельности. Вместе с тем, в приводимых в качестве примера и в работах таких авторов, как Анисимов С.Ф. /8/, Гурев Г.А. /34/, Дилигенский Г.Г. /38/, Капранов В.А. /55/, Корнева М.Н. /63/, Майорова Е.Ф. /71/, Согомонов Ю.В. /102/, Тугаринов В.П. /116/, Харламенкова Н.Е. и Бабанова И.В. /136/, Шердаков В.М. /140/ имеются ценные мысли и суждения, способствующие раскрытию рассматриваемой проблемы. Следует отметить, что в первой главе мы подвергнем анализу воззрения современных мыслителей и исследователей, занимавшихся изучением проблемы смысла жизни. Среди русскоязычных авторов, исследующих проблему смысла жизни в западной философии, следует выделить работы Ивановой Н.Я. /47/ и Капранова В.А. /56/. В брошюре Назаровой О.Н. /79/ из Ашхабада на эпизодическом уровне затрагивается философия абсурда А.Камю.По мнению Ивановой Н.Я., коренной проблемой решения вопроса смысла жизни на Западе является отношение личности и общества. Приводим слова Ивановой Н.Я.: "Решение проблемы индивидуального и социального в плане высших целей бытия человека в домарксистской философии приняло вид антиномии: общество /родовой человек/ выступает целью, а индивид - средством или напротив, абсолютно автономная личность как цель противостоит внешнему ей социальному целому, определенному только в качестве средства. Решение проблемы в первом аспекте мы находим у большинства представителей немецкой классической философии /Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель/, а во втором - у ранних немецких романтиков, Шопенгауэра, Ницше, экзистенциалистов и т.д." /47, с.
135/. По мнению Ивановой Н.Я., идеи субъективно-идеалистического волюнтаризма были взяты на вооружение многими представителями буржуазной философии - неогегелянцами, неокантианцами, экзистенциалистами и другими. Далее идет критика мыслителей экзистенциалистского толка. Это в первую очередь касается известного русского философа Бердяева. "Личность, по Бердяеву, обременена гигантскими организациями. Она подчинена нечеловеческим установкам и правилам. От нее требуют, чтобы она отдавалась без остатка обществу, государству, расе, нации, классу. Все это для Бердяева - симптомы опасной болезни - социализации личности, против которой он ведет решительную борьбу" /47, с. 142/. Затем подвергается критике концепция абсурдной жизни А.Камю и дается заключение: "Открытое воспевание абсурда идеологами капиталистического мира, отрицание позитивных перспектив в жизни человека - все это духовное выражение объективного обессмысливания бытия буржуазного общества, неспособного справиться с социальными противоречиями и обеспечить личности подлинно человеческую жизнь" /47, с. 151/. Далее критикуется личностная свобода Э.Фромма, который не анализирует действительных причин отчуждения личности - частной собственности и эксплуатации, господства монополистического капитала, которые приводят к крайнему сужению и деформации самодеятельности человека, к его деперсонализации. Критическому анализу религиозно-идеалистических учений о смысле жизни посвящена третья глава монографии Капранова В.А. /56, с.117-148/, где дается такое заключение: "Момент отрицания познаваемости смысла жизни заложен в том, как идеалисты трактуют эту познаваемость, ибо смысл жизни выносится ими за пределы самой жизни либо усматривается в "чистой" субъективности человека. Таким образом они упираются, решая проблему, в веру, трансцендентное или что-либо другое, не имеющее объективного критерия" /56, с.88/. После критической части изложения своих мыслей, Капранов В.А. решается дать весьма емкую дефиницию смысла жизни человека в духе своего времени и определить как "философскую категорию для отражения места человека в мире и социальной значимости жизнедеятельности людей, для обозначения социально обусловленной способности человека подвергать свои жизненные проявления и общественные процессы оценке и строить свою жизнь в соответствии с осмысленными целями, имеющими общественную и индивидуальную ценность" /56, с. 130/.В процессе исследования мы изучили множество работ, относящихся к философской антропологии, так как проблема смысла жизни входит составным элементом в общефилософскую проблему человека, рассматриваемая такими авторами, как Ананьев Б.Г. /7/, Каган М.С. /51/, Корнеев П.В. /64/, Крутова О.Н. /66/, Мысливченко А.Г. /78/, Слободянук С.С. /100/, Тартаковский М.С. /110/, Тугаринов В.П. /117/, Шишкин А.Ф. /143/, а также в книгах «Жизненный путь личности» /44/, «Проблема человека в современной философии» /93/, «Проблема человека в западной философии» /94/, «Критика современной буржуазной философской антропологии» /65/, «Фридман и Хайек о свободе» /130/, «Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии» /137/. Однако существенных доводов, проливающих дополнительный свет на решение изучаемой проблемы, мы не обнаружили. В основном, выдвигаемые положения и заключения не выходили за пределы уже представленных нами цитат и обобщений. Поэтому, на основе наших суждений и приводимых цитат проведем критический анализ степени разработанности проблемы со стороны некоторых вышеотмечанных исследователей.
В первую очередь бросается в глаза то, что многие исследователи пытаются найти путь к решению вопроса через подчинение индивидуального общему, т.е. решить проблему через соотнесенность человека к обществу. Тем самым, основной компонент смысла жизни, каким является свобода выбора человека, рассматривается в спектре общественно-полезной значимости. Такой подход ограничивает, обедняет личностный фактор и тем самым суживает перспективу действительного, реального решения проблемы смысла жизни. С другой стороны, западным мыслителям, и в особенности экзистенциалистам, свойственно сугубо личностное решение проблемы, что является другой крайностью, обедняющей целостное видение исследуемого вопроса. Следующая особенность, проявляющаяся в некоторых работах, заключается в том, что решение проблемы стараются найти не в конкретных поступках людей, а в отвлеченных понятиях, таких как "будущее", "прогресс", "конечная цель", "счастье" и т.д., тогда как истинная жизнь представляет из себя переживаемое настоящее, когда возможное будущее осуществляясь в актуальности данной ситуации становится прошедшим, т.е. достоянием истории. В этом и кроется причина многих заблуждений, когда действительная, реальная и актуальная жизнь вытесняется выдуманным будущим, трансцендентным воздаянием, а в целом, заменяется абстрактным толкованием. Другой особенностью, существенно влияющей на действительное решение изучаемой проблемы является то, что многие исследователи склонны рассматривать жизнь человека не в целостности бытия, т.е. исходя из длительности жизни, а в расчленении ее на многие компоненты /57; 115/. При этом проводимый анализ, как правило, не завершается единым синтезом, интегрированием всех компонентов, а в лучшем случае лишь арифметическим суммированием разложенных составляющих бытия человека. Иначе говоря, такие компоненты, составляющие основу смысла жизни, как свобода выбора, цель, направленность, нравственность и другие, не интегрируются в актуальной данности индивидуальной жизни, когда непрерывное и нерасчленяемое человеческое бытие исходит из длительности всей биосферы, а рассматриваются как важные составляющие личностного существования и не более того /56, с.128/. В результате, поиск смысла жизни теряется в разных пространных дефинициях, в абстрактных категориях и популярных суждениях. В работе Когана Л.Н. дается такое определение: "Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности" /59, с.233/. А вот еще одно суждение: "Смысл и цель жизни человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей /59, с.221/. В завершении анализа подходов некоторых исследователей по решению изучаемой нами проблемы хотелось бы особо отметить двух крупных русских мыслителей, а именно, Толстого Л.Н. /114/ и Достоевского Ф.М. /40/, которые высказали ценные мысли по поводу смысла человеческой жизни. Их мысли, а также высказывания других философов, таких как Дильтей В. /39/, Коган Л.Н. /60/, Пригожин И. и Стенгерс И. /92/, Фролов И.Т. /131/, Фромм Э. /133/, Шестов Л.Н. /141/, Сартр Ж-П. /157/ во многом способствовали изучению поднятой проблемы.После подробного обсуждения степени разработанности темы следует отметить, что основной целью настоящей монографии является решение проблемы смысла жизни на основе произведений европейских философов ХIХ-ХХ вв., в творчестве которых исследуемый вопрос более разработан. С этой целью, первоначально, была рассмотрена обширная литература, способствующая исследованию поднятой проблемы в ее историко-философском освещении, в частности, изучены работы таких крупных авторов, как Бэкон Ф. /19/, Вебер М. /21/, Виндельбанд В. /23/, Джемс В. /36/, Конт О. /61/ и др. /10, 18, 68, 70, 95, 106, 108, 152/. Затем уже подверглись обстоятельному анализу произведения современных западноевропейских мыслителей, таких как Аббаньяно Н. /2/, Бергсон А. /13/, Бохенский Ю.М. /16/, Камю А. /52/, Мунье Э. /76/, Сартр Ж-П. /99/, Фромм Э. /132/, Хайдеггер М. /134/. На основе проведенных исследований мы постарались показать, что проблема смысла жизни может найти свое решение через самоутверждение личности человека.
Для осуществления этой цели следовало определить то время, тот возрастной период, после которого у индивида начинает проявлять себя стремление к поиску смысла своей жизни. В связи с этим был исследован процесс онтогенеза, в результате которого удалось выяснить, что, начиная с подросткового периода, т.е. после 12-ти лет, в сознании индивида проявляются первые раздумья о смысле своей жизни, которые к концу подросткового периода все более усиливаются. Далее необходимо было приступить к изучению динамики проблемы смысла жизни в эволюционном развитии человечества с тем, чтобы определить исторический период зарождения этой проблемы. С этой целью была подвергнута обстоятельному анализу концепция осевого времени Ясперса К. /150/. В процессе исследования, с применением методов аналогии и сравнения, нам удалось выяснить, что имеет место возрастной дифференциации и для филогенеза вида “Homo sapiens”, наподобие онтогенезу индивида.
Таким образом, в настоящей монографии был проведен полноценный историко-философский анализ проблемы смысла жизни. На этой основе впервые в философии осуществлена следующая исследовательская работа:
1. Проблема смысла жизни была изучена на основе принципа самоутверждения – как основополагающего принципа жизнедеятельности личности.
2. Выявлено отличие понятий “самореализация” и “самоактуализация” от понятия “самоутверждение”. В результате было установлено, что самоутверждение, проявляющее себя в осознанных действиях, поступках людей и предстающее как осуществление свободного выбора личности, выступает – только лишь – как акт долженствования.
3. Изучена динамика проблемы смысла жизни в эволюционном развитии человечества.
4. Проведена возрастная периодизация филогенеза ‘’Homo sapiens’’, в результате которой определена эпоха зарождения проблемы смысла жизни.
В конце выскажем свое мнение касательно методологии работы. Как известно, существуют определенные подходы, методы, пути решения как научного, так и философского вопроса, которые были рассмотрены такими мыслителями как Гадамер Х. /24/, Дьюи Д. /41/, Дюркгейм Э. /42/, Пуанкаре А. /97/, Шпенглер О. /146/, а также нашими учеными /1, 3/. Сложность изучения настоящей проблемы заключается в том, что мы исследуем не объект и не предмет, а жизнь, которая длится /12, с.82-110/. Иначе говоря, вопросы, касающиеся человеческой жизни, экзистенции качественно отличны от изучаемых проблем физического мира, т.е. от чисто научных изысканий. В вопросах экзистенциального характера следует исходить из того, что каждая человеческая жизнь переживается сугубо индивидуально; она неповторима, уникальна и поэтому не может служить правилом, т.е. не подлежит исчислению, сравнению и обобщению, хотя может быть объектом подражания, как об этом утверждал французский социолог Тард Ж. /109/. Исходя из вышеизложенных суждений следует, по всей видимости, определить и методы исследования. Для настоящей исследовательской работы мы исходили из комплексного подхода /26, с. 72-74/. Вкратце это означает, что наравне с рационалистическими методами исследования необходимо было воспользоваться возможностями иррационального способа познания, а именно, привлечь интуицию и видение. По нашему мнению, именно с помощью комплексного подхода можно уловить суть рассматриваемой проблемы и успешно ее изучить. Отметим, что о познавательных возможностях интуиции и видения высказывались такие гранды европейской философии как Кант, Фихте, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон и многие другие. Кроме того, именно исходя из характера изучаемой проблемы, которая содержит в себе идею длительности, мы применили такие научные методы как аналогия и сравнение, т.е. исходили из компаративистского подхода /50/. По мнению авторского коллектива книги "История современной зарубежной философии", для эффективного решения историко-философских проблем следует исходить именно из компаративистского подхода /50, с.9-33/.
Остается отметить, что основные идеи и положения работы нашли свое отражение в двух монографиях автора, а именно, "Смысл жизни или эссе о самоутверждении" и "Психическая личность и случайная необходимость, или судьба человека", опубликованные издательством "Элм", в книге под названием "О принципе самоутверждения" /25/, а также в статьях /26, 155/.
Еще по теме Введение:
- Декрет 23 вантоза II г. (13 марта 1794 г.) О новых мерах против врагов революции
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Список литературы
- Список использованной литературы
- Категории “возможность” и “действительность”
- РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Ю. ВИТТЕ
- Революция 1848 r. в Пруссии.
- Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
- Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
- Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
- Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
- Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
- Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016
- Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015, 2015
- Близкий Р.С., Бедрачук И.А., Лебединская Ю.С.. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ [Текст]: учебное пособие / Р.С. Близкий. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015, 2015