Заключение
В диссертационной работе мы уделили большее внимание книге Франкля В. "Человек в поисках смысла". Хотели бы еще раз обратиться к некоторым его высказываниям.
Но почему именно Франклю? Ответ прост - Франкл близок нам по духу, по своему подходу к решению проблемы смысла жизни. В отделе "Духовность, свобода и ответственность" /127, с. 93-129/ он сделал все то, что в равной мере исходило из наших намерений. Однако Франкл не смог идти до конца и открыть то, что казалось бы так очевидно. Приводим цитату из его книги: "Ведь по меньшей мере столь же часто, что и вопреки своим влечениям, вопреки своей наследственности и вопреки своей среде, человек утверждает себя также благодаря своим влечениям, благодаря своей наследственности и благодаря своей среде...И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!" /127, с. 111/. Казалось бы, основное сказано, однако нет завершающего аккорда. Итак, что же сделали мы? Давайте еще раз проанализируем наши выводы (полученные отчасти в наших первых двух работах /25/ и отчасти в первой главе настоящей темы). Начнем с известных истин. Всем известно, что у высших организмов существуют инстинкты. Тривиальный вопрос - для чего необходимы инстинкты? - ответ: чтобы самосохранить организм. И сексуальные отношения (либидо по Фрейду), и голод, и жажда и все другие потребности ведут лишь к одной цели - к самосохранению организма, а значит, и вида. Например, если бы наука не заговорила об инстинктах, о бессознательном, то психологии, как одной из важных отраслей науки, пришлось бы туго. А ведь психологи лечат душевно больных людей. Иначе говоря, инстинкты, рефлексы существовали всегда, но были открыты и изучены недавно. Изученность этих вопросов - залог лечения неврозов. Одним словом, все изначальные потребности организма предназначены для самосохранения и индивида, и вида. Но разве самосохранение - привилегия высших животных? Конечно, нет. Всем хорошо известно, что любой организм биосферы самосохраняется. Даже дрожжи почкуются и делятся, чтобы сохранить свой вид. Это означает, что живые организмы изначально наделены принципом самосохранения. Для каждого организма характерен свой способ самосохранения. Инстинкты - это способ самосохранения животных и человека. Мы интенциональны изначально именно потому, что обладаем инстинктами.Психическая энергия /по Юнгу; 148, с. 12/, по требованию наших инстинктов, производит движения тела, направленные на удовлетворение потребностей организма. Следует отметить, что психическая энергия человека имеет две формы проявления: бессознательное и сознательное. Соответственно, интенциональность проявляется бессознательно и сознательно. В данном случае мы рассматриваем сознательную форму психической энергии. Например, человек ощущает потребность в яблоке, видит его на столе и производит действие. Теперь, рассмотрим весь процесс изнутри. Существует принцип самосохранения. Исходя из этого принципа инстинкты человека заставляют функционировать рассудок - как познавательную способность - по достижению конкретных целей. В нашем случае инстинкты, по принципу самосохранения, используя силу психической энергии (претворяющей в жизнь все интенциональные устремления человека) - через церебральный аппарат - заставляют субъекта производить движение тела, - с целью взять яблоко со стола.
То, что мы так пространно описали, в действительности происходит естественно и необходимо, и подчас не сознательно, а бессознательно. Суть нашего высказывания в том, что принцип самосохранения, используя психическую энергию души заставляет рассудочную способность сознания функционировать для удовлетворения актуальных потребностей человека. А это означает, что рассудок является "слугой" принципа самосохранения (в данном случае это высказывание относится ко всем неосознанным действиям человека). Но ведь разум такая же познавательная способность, как и рассудок, но более высокого порядка. И самое интересное то, что все известные нам философы и в том числе Франкл говорят о разуме так, как будто эта сфера духа может заставить человека, чтобы он произвел действие. Способность разума - чисто регулятивная, направленная на теоретическую и практическую рефлексии (мы учитываем деление разума по Канту), но не актуальная, а точнее, двигательная. С помощью разума мы познаем мир, приобретаем ценности, формируемся как личности и т.п. Но как рассудок не может действовать сам по себе, а тем более, производить движения тела, так и разум не способен функционировать без причин, без мотивов, без принципа, и тем более, производить поступки. Возникает вопрос - когда человек не производит движение и находится в состоянии созерцания, разве и тогда необходимы причины для функционирования разума? Мы отвечаем - да, и в этом случае человек созерцает по причине, например, по эстетической потребности души, которая таким образом снимает накопившееся напряжение от действия двух силовых принципов - самосохранения и самоутверждения /25, с.100/. А в целом, наши познавательные способности ориентированы на определенные цели, служат для осуществления конкретного действия. Мы думаем бессознательно или сознательно, но всегда по причине. Иными словами, разум и рассудок не функционируют сами по себе, а исходят из определенных потребностей и намерений человека. А потребности человека, как мы уже писали об этом во второй работе (и как это сделал Франкл в упомянутой главе) бывают психофизические и духовные /254, с.103-111/. Так вот, психофизические потребности исходят из действия принципа самосохранения. А рассудок всего лишь способствует тому, чтобы претворить в жизнь требования инстинктов. После продолжительных рассуждений задаем вопрос - а у разума, как у познавательной способности, не должен быть свой руководящий принцип? Ведь основная задача разума - это формирование нравственного существа. А что обязывает разум функционировать по этому направлению? Мы говорим - у слона есть интеллект, а значит, рассудок. Он - неразумное существо. Тем не менее, интеллект слона достаточен для его биологического и видового предназначения. И его рассудок полностью подвластен принципу самосохранения. А когда рассматриваем человека и говорим, он обладает разумом, то почему же мы не думаем о том же самом? Ведь по естеству вещей, если рассудок исходит из принципа самосохранения, то и разум - как познавательная способность - для своего функционирования, для своей целенаправленной деятельности должен руководствоваться соответствующим принципом. И в течении всей первой главы, решая проблему смысла жизни, мы старались показать и обосновать, что есть принцип, который отвечает за все нравственные вопросы жизнедеятельности человека, а в частности, решает проблему смысла жизни. Этим принципом является принцип самоутверждения. Мы выделяем две формы проявления принципа самоутверждения. Первая форма регулятивная, которая проявляется в течении всей жизни и имеет две стадии: до самосознания (когда принцип самоутверждения действует латентно) и после самосознания (когда начинается сам процесс самоутверждения). А вот вторая форма конститутивная, когда производятся осознанные действия и в процессе актуализации самоутверждается личность человека. Другими словами, конститутивная форма обязывает человека произвести осознанные действия, т.е. сделать выбор исходя из своей нравственности. Об этом более подробно было изложено в первых двух работах /25, с.133/ и в первой главе настоящей темы. Без этого принципа такие понятия как "совесть", "нравственность", "мораль" потеряли бы свою силу, действенность и свое право на существование. Именно эту трудность (т.е. отсутствие изначального и руководящего принципа, каким является принцип самоутверждения) переживает Франкл, когда хочет и старается показать, что духовность человека нечто большее, чем биологизм, психологизм и социологизм - вместе взятые. Мы, безусловно на его стороне и считаем так же. Однако понятие "духовность" - слишком емкое понятие, и поэтому расплывчатое, которое не дает возможность понять - каким путем человек может одолеть инстинкты и всякие социальные условности жизни. В психоанализе Фрейда выступают влечения, т.е. либидо, что и дает прочное основание его учению. Именно поэтому чувствуется уверенность Фрейда, т.к. он полагается на человеческие инстинкты. Социология, в свою очередь, опирается на человеческие взаимоотношения, что так уже убедительно, т.к. очевидно, т.е. мы все - члены общества, где существует коммуникабельность, которая является основой любого общества. А вот для представителей этических учений и духовных предназначений (в лице религиозных деятелей) до сих пор существовали лишь спекулятивные основы, а именно, разум, совесть, мораль, нравственность, долг и т.п. Но разум (как и другие общественные атрибуты человеческих взаимоотношений) неубедителен, более того, бессилен перед инстинктами (чем прекрасно воспользовался Ницше в своих произведениях), т.к. последние являются изначальными и естественными потребностями, против которых спекулятивными доводами так просто не выйдешь. Разум, как и рассудок, является "слугой" у наших влечений и намерений. Однако, все становится на свои места, как только принимается во внимание фактическая данность, т.е. другой изначальный принцип, называемый принципом самоутверждения.Итак, что же есть принцип самоутверждения? Принцип самоутверждения - есть духовный "инстинкт" человека! Этот принцип является априорным, как и все инстинкты человека, и проявляется с того момента, как появился вид "Нomo saрiens". Для своего проявления у принципа самоутверждения существует орган, который называется разумом. Для принципа самосохранения таким органом является рассудок, если рассматриваются высшие животные и человек. Но если принцип самосохранения проявляется в разных формах (в зависимости от биологического вида), т.к. является универсальным принципом биосферы, то принцип самоутверждения актуально действует лишь тогда, когда выступает личность. Кроме того, у человека, лишившегося своей личности, своего самосознания и своего разума, принцип самоутверждения будет бездействовать. Именно поэтому, сумасшедший не самоутверждается, т.к. он лишился своей личности, а значит, он превращается лишь в существо, которое руководствуется только принципом самосохранения, т.е. все его производимые действия будут направлены на самосохраняемость. Разум - это особая сфера духовного начала. Разум создает возможность для абстрагирования. Разум служит - прежде всего - для познания. Тем самым мы получаем возможность анализировать, обобщать, рассуждать и т.д. Именно через познание мы приобретаем свое самосознание. Это происходит в определенной стадии филогенеза и онтогенеза. Разум - как познавательная способность - для своей целенаправленной деятельности руководствуется принципом самоутверждения. Индивид обладает разумом не для того, чтобы стать ученым или философом, а для того, чтобы стать человеком, т.е. личностью, осознающей свою нравственность. И только после, исходя из своей наклонности и способности, личность становится тем, кем она хотела бы быть. Поэтому, принцип самоутверждения является не только тем руководящим принципом, который направляет разум на формирование личности и для ее целенаправленной деятельности, но и тем фактором, который придает осмысленность человеческой жизни. Именно к этому выводу мы и пришли в конце первой главы настоящей темы. Каждый раз, когда самоутверждается человек, он становится таким, каким показывает себя на тот момент. Если вы помните, то именно об этом говорил Франкл, мысли которого были приведены в первой главе /127, с.114/.
Итак, имеет ли жизнь смысл? Мы отвечаем - да, имеет; но лишь в регулятивном значении. Почему же не в реальном, в действительном значении? - потому, что жизнь переживается не интеллектуально, а экзистенциально, не виртуально, а актуально; говоря проще - смысл не в мыслях, а в поступках. Реальная, действительная жизнь состоит из настоящего, когда личность сдает экзамен на человеческое cуществование. Когда мы спрашиваем – в чем смысл жизни? - то уходим из действительности, из актуальности существования и погружаемся в рефлексию, в спекулятивную обстановку. А так как все действия совершаются в настоящем, т.е. актуально, то и смысл жизни может быть найден только лишь в осуществляющейся жизни. А мы в своих первых работах и в течении первой главы постарались показать и обосновать, что все осознанные действия человека производятся под действием принципа самоутверждения. А это означает, что во всех своих поступках человек необходимо самоутверждается, и тем самым, придает смысл своей жизни. Личность самоутверждается не потому, что хочет этого или же желает. Точно так же мы укрываемся от холода не потому, что думаем об этом или хотим, а просто обязаны беречь свой организм - от всего, что представляет опасность. Однако, во время самоутверждения - как уже не раз говорили - мы исходим из своей нравственности, которая формируется на основе моральных ценностей общества. Поэтому, если своими поступками мы нарушаем общечеловеческие ценности, которые составляют основа нашей нравственности, то в таком случае мы самоутверждаемся отрицательно. А это означает, что если в первом случае (т.е. когда мы не бережем себя) мы погибаем телесно, то во втором случае мы погибаем духовно. Иначе говоря, если я нарушаю общечеловеческие нравственные нормы, то я, тем самым, теряю свое достоинство - какая бы ни была выгода, мотивировавшая мое самоутверждение. А как это происходит? Оказывается, что чем явственнее осознаешь свою личность - как свободного существа, зависящего от самого себя, тем больше держишь ответственность перед самим собой; ибо тогда понимаешь, что самое страшное в этой жизни происходит тогда, когда человек теряет свое достоинство, именно, перед самим собой. В этом контексте можно отметить, что в онтогенезе ребенок или ранний подросток боится своего отца или же старших над ним, а в филогенезе люди боятся сверхъестественного или бога. Но это со временем проходит и в филогенезе, и в онтогенезе, как только личность осознает свою свободу. Именно это соображение является причиной падения религиозных догм, которое, по нашему видению, в процессе эволюции нашего вида будет расти... Нам можно возразить - а сколько в мире подлостей и недостойных поведений, и вы говорите о гуманизме?! По поводу человечности со стороны великих мыслителей даны все необходимые ответы. Но и мы, со своей стороны, выскажем свое мнение. Дело в том, что в установившимся прагматическом мире - в настоящее время - все подчинено удовольствиям. Но можете нам поверить, что это обыкновенное заблуждение нынешней эпохи, которое со временем - в процессе эволюции - просто уйдет со сцены, под давлением единственного фактора, который есть гуманизм. Нынешнее состояние человечества должно напоминать того капризного мальчика, который хочет, чтобы все его желания исполнились, и который, став подростком все еще не может отделаться от своих капризов. Ведь нельзя же требовать у 12-летнего подростка, чтобы он скорее повзрослел. Как было показано во второй главе, человечество еще очень молодо и поэтому невозможно требовать от него того, что приходит со временем. Как говорится в народной пословице - время все рассудит. Однако как бы там ни было, все люди стараются жить (по возможности) на разумных основаниях, т.к. все они нравственны. Некоторые личности опережают своими гуманными действиями эволюционный процесс, т.е. стадию филогенеза, и поэтому становятся пророками, философами, мудрецами. Используем аналогию. Ведь и в классе дети бывают разные. Находятся единицы, которые опережают остальных по многим показателям. А теперь вернемся к вышепоставленным вопросам. Нет в мире такого общества, где не существовали бы общечеловеческие ценности, т.к. иначе человечество исчезло бы с лица земли как вид. Перечислим некоторые из них: не хорошо обижать маленьких, старых людей; не хорошо врать - как минимум - родителям; нельзя убивать людей и т.д. Этим ценностям приучают всех людей с малых лет. Даже в самых плохих обществах эти ценности сохраняют свою силу. Именно поэтому человек, нарушающий общечеловеческие ценности, даже если об этом никто не знает, теряет свое достоинство в собственных глазах. Возможно, нарушение ценностей войдет в привычку и дойдет до конца его дней. Но в любом случае, если человек не больной, т.е. психически нормальный, то в глубине души всегда будет чувствовать, что живет не по людским правилам, а значит, не соответствует своему виду. А таких (имеется в виду выродки) - даже животные не подпускают близко. У такого человека, возможно, будет все: деньги, удобства и т.п., а вот душевного покоя не будет никогда. Как говорится в таких случаях - не важно сколько, а важно как! Человек может обмануть других, но только не себя. Поэтому, в современном мире, особенно в развитых старанах, люди – в большинстве своем - начинают понимать, что самая лучшая дружба - это искренняя дружба, самый лучший бизнес - это честный бизнес и т.д. И мы уверены, что рано или поздно, все придут к этой истине. Мы еще раз хотели бы обратиться к творчеству Франкля. В начале своей книги он рассказывает о письмах, где особенно студенты больших городов Америки или же многие богатые люди обращаются с просьбой о помощи по поводу нахождения смысла своей жизни и даже сообщают, что многие решаются на самоубийство /127, с.24-43/. Мы считаем, что дело не в возможностях логотерапии, а намного глубже. Когда общество все сводит к успеху, к деньгам (пресловутая американская мечта), а не объясняет, что это всего лишь средство, а не цель, то беда не за горами. Деньги необходимы для того, чтобы решить свои необходимые потребности, жить с удобством и даже с комфортом. Но этого не достаточно, чтобы жить достойно, чувствовать себя уважаемым, любимым и необходимым. С достоинством живется тогда, когда думают не только о личном успехе, а волнуются и о других, хотят, чтобы всем жилось хорошо, стараются, чтобы в этом мире не было униженных. Одним словом, достойно живется лишь в достойном обществе! Человек должен заботиться не только о себе, но и о других. Ибо, чтобы взять, надо - безусловно - отдать. Так вот, каждый акт самоутверждения это всегда еще один шанс для того, чтобы доказать свою причастность к духовному началу, к человечности. Не нарушая общечеловеческие ценности мы не только самоутверждаемся положительно, но этим актом утверждаем и будущее человечества. Мы все из одного вида - вида "Нomo saрiens". Так постараемся же во всех своих самоутверждениях действовать предельно нравственно, не нарушая общечеловеческие ценности эволюции.
В конце заключения выделим основные результаты, полученные на основе всей нашей исследовательской деятельности:
1. Существуют изначальные принципы сущности бытия природы (точнее, биосферы): а) принцип самосохранения; б) принцип самовыражения; в) принцип самоутверждения /25, с.51/.
2. Принцип самоутверждения является основополагающим принципом жизнедеятельности личности.
3. Регулятивное понятие "смысл жизни" находит свое разрешение только лишь в самоутверждении личности.
4. "Осевое время" - это эпоха зарождения проблемы смысла жизни.
5. Три тысяча лет - это "один год" жизни вида "Нomo saрiens".
6. В середине III тысячелетия нашей эры человечеству - как виду - исполнится "13 лет".
Еще по теме Заключение:
- ЗАКЛ Ю Ч E H И E
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- §2.2. Проблема смысла жизни и возрастная периодизация эволюции человечества
- Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
- Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
- Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
- Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
- Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
- Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016
- Т.А. Зайцева, Н.П. Милова, Т.А. Кравцова. Основы цветоведения. Учебное пособие. Владивосток, Издательство ВГУЭС - 2015, 2015
- Близкий Р.С., Бедрачук И.А., Лебединская Ю.С.. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ [Текст]: учебное пособие / Р.С. Близкий. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015, 2015
- В.А. Андреев, А.Л. Чернышова, Э.В. Королева. Государственный и муниципальный аудит. Учебное пособие., 2015
- Кох Л.В., Кох Ю.В.. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 280 с., 2006
- Е.В. Бочаров, И.В. Шульга. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Особенная часть): Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016, 2016
- Полещук Т.А.. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2006. - 108 с., 2006
- Саначёв И.Д.. ВВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: конспект лекций. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2008. - 116 с., 2008
- Стреленко Т.Г.. Развитие туризма в Приморском крае: хрестоматия: в 3 ч. Ч. 1: Современное состояние туристской отрасли Приморского края / Т.Г. Стреленко; науч. ред. Г.А. Гомилевская. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 316 с., 2015