<<
>>

Закон управления собой и событиями во времени

Следующий принцип мудрости может быть назван законом активного достижения успеха. С. Кови формулирует этот принцип или навык так: «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала».

Формулировка закона трудна для неискушенного читателя. Я предлагаю обозначить этот навык как закон эффективного управления собой и событиями во времени.

Первый закон, о котором мы говорили вначале, гласит: «Создай надежную и мудрую личную философию, ведущую тебя к благополучию и счастью». Второй навык или закон исходит из того, что ты свободен, ты творец, но одновременно ты за все в ответе. Свобода выбора одновременно требует обязательной оплаты счетов за результаты такой свободы. Есть такая притча: «Господь Бог даровал людям свободу воли, и потому они свободны в выборе своих действий. Только потом пусть не забудут заплатить за свою свободу». Базируется этот закон свободы выбора на четырех уникальных свойствах человека, его способности к воображению, на совести, независимой воле, но особенно на самосознании, являющемся результатом самопознания.

Этот закон дает нам возможность утверждать, что программа, которую каждый из нас с детства получил с помощью системы обучения и воздействия социальной среды, никуда не годится и следовать этому сценарию не стоит.

Третий закон говорит о необратимости времени, о необходимости его ценить и эффективно использовать каждым из нас посредством жесткой программы: делать вначале то, что нужно делать вначале. Он является материальной, физической формой проявления ментального, духовного плана реализации поставленной цели. Для этого надо понимать, что в каждом из нас заложена частица божественной природы, сакрального предназначения. В сущности, это тренировка независимой воли и активной свободы, с целью осознать свое человеческое предназначение, в основе которого лежит самореализация на основе постижения мудрости, а через нее и Высшей Реальности.

Первый и второй законы являются совершенно необходимыми предварительными условиями реализации третьего закона мудрости. Надо осознать, что я не смогу ориентироваться на гуманные принципы, прежде чем не пойму глубинный, софийный смысл своей жизни. Я не смогу развить свою личную активность, не опираясь на свободу выбора, при которой будут совпадать идеалы цели и соответствующих действий. Я не могу стать личностью, ориентированной на принципы нравственности, не определив своей духовной парадигмы и не поняв, как эти принципы можно сдвигать и выстраивать в соответствии со своими ценностями и жизненными целями. Я не могу ориентироваться на эти ценности, не представляя себе их, не концентрируясь на том уникальном вкладе в жизнь, который только мне суждено внести. Выстраивание приоритетов ценностей происходит во мне на основе моего проникновения в природу Космической Мудрости и отражения ее принципов и законов в моем субъективном их понимании.

При наличии таких основ я смогу опираться на принцип планирования и расписать час за часом, день за днем, то есть воплощать в жизнь закон эффективного самоуправления собой и событиями во времени. Здесь надо подчеркнуть, что такое управление, явным образом, отличается от лидерства. Лидерство – это, прежде всего, энергичная деятельность, основанная на активной жизненной философии. Лидер должен задавать программы и решать свои основные вопросы бытия, определять их для других людей, быть среди них первым.

Управление собой и событиями во времени – это расчленение жизненной ситуации на части, анализ и определение последовательности действий, конкретной их реализации. Это, привязанный ко времени, аспект эффективности, относящийся, прежде всего, к левому полушарию. Но ценностный аспект наших действий заложен в правом полушарии, в нашем сердце, в чувствах любви и добра. Поэтому девиз персональной эффективности может быть таков: “Управляй слева, а лидируй справа.”

В реализации эффективного самоуправления временем большую роль играет (кроме самосознания, воображения и совести) четвертая способность человека: иметь и использовать независимую волю, то есть способность принимать решения, делать выбор и действовать в соответствии с этими решениями и с этим выбором.

Это способность действовать самому, а не попадать под чье-то воздействие, способность выполнять программу, разработанную благодаря трем предыдущим свойствам человека: самосознанию, воображению, совести.

Человеческая воля – явление поразительное. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интересов, постановку целей и принятие решений, их осуществление. Воля – продуманная и сознательная деятельность, сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет значительную ценность. Волевой акт – это не спонтанное проявление желания; он предполагает размышление и взятие на себя ответственности: именно поэтому воля соответствует не только сильнейшему желанию, но, поскольку она возникает в результате рефлексии, – рациональному действию. Следовательно, воля означает способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Иной раз воля действительно совершает чудеса. Примером могут служить слепоглухонемые, которые учатся в одной из московских школ. Они живут полноценной жизнью, а некоторые даже диссертации защищают. Это поистине поразительное проявление возможностей воли человека, ее ценности для жизни человека. Овладение этим великим даром происходит, когда мы учимся его использовать в решениях, принимаемых ежедневно. Степень, до которой мы развили нашу независимую волю в своей повседневной жизни, определяется цельностью характера нашей личности. Цельность личности – это, по сути дела, ценностная основа бытия человека как личности, это наша способность держать слово, брать на себя и выполнять обязательства перед самим собой, перед другими, это гордость за самого себя, это часть нравственной сути человека и его активной свободы выбора.

Эффективное управление временем, делами и событиями состоит в том, чтобы научиться сначала делать то, что необходимо делать сначала. Кажется, это парадокс, но в нем глубокая мудрость.

И так надо поступать изо дня в день. Эта удивительная способность человека есть проявление его дисциплинированности, исполнительности, следование установленному порядку. «Дисциплина» в переводе с латинского языка означает порядок, учение. Тогда быть дисциплинированным означает быть стойким сторонником какого-то учения, определенной философии, системы принципов, системы ценностей, последователем высокой цели, с которой ассоциируется наша жизнь. Следовательно, моя воля и цельность моей личности необходимы для того, чтобы подчинить этим ценностям все свои чувства, мысли, импульсы, настроения, действия и... даже время!

Удачливые люди сильны стойким навыком делать то, что неудачники делать не любят. Это то качество, которое как бы затмевает все остальные, поскольку является сущностью третьего закона мудрости: “Сначала делай то, что необходимо делать сначала.” Удачливым людям совсем не обязательно может нравиться делать это, но они подчиняют свои чувства силе своей воли. Такое подчинение нуждается в мощной всепоглощающей цели, в понимании своей миссии, в четком определении системы ценностей, свойственных закону личной философии. Такое подчинение требует, чтобы внутри всегда горело яркое “Да”, которое дает возможность сказать “Нет” всему прочему. Эта сила действует в гармонии с законами свободной воли и реализацией своей жизненной миссии, своего жизненного назначения на основе притягательной цели.

В третьем законе мудрости мы имеем дело с вопросами, касающимися управления жизнью и временем. Их идея в сфере управления временем может быть передана в одной фразе – организация и действие на основе приоритетов. Эта мысль отражает эволюцию трех поколений теории управления временем. Эффективной реализации идеи, заложенной в этой фразе, посвящено множество многообразных подходов и средств. Существует несколько волн новизны в управлении. Они последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя что-то новое, жизненно важное. Каждая волна привносит качественное изменение в развитие общества и личности, в образ жизни людей.

Можно предположить, что воплощение мудрости, ее укоренение как парадигмы человеческой жизни может привести со временем к поступательной эволюции, которая обеспечит переход всечеловечества к цивилизации мудрости и установлению на Земле софиосферы. Этим проблемам посвящена одна из глав этой книги.

Управление временем, а точнее управление собой и событиями во времени, дело необычайно нужное, важное, и каждая новая волна в управлении временем создается на основе предшествующей и продвигает нас все к большей возможности управлять своей жизнью.

Первая волна, или первое поколение управления временем, может быть охарактеризована внедрением в практику управленцев и деловых людей записок, памяток, попытками как-то упорядочить, систематизировать все, что требует от нас затрат времени. Вторую волну можно охарактеризовать появлением календарей и деловых дневников. Это отражало попытку смотреть вперед, планировать события на будущее.

Третья волна отражает современные этапы управления временем. К предыдущим поколениям добавляется важная идея постановки приоритетов, прояснение иерархии ценностей и сравнение на этой основе относительной значимости различных дел. Кроме того, третье поколение сосредотачивается на постановке конкретных целей, долгосрочных, промежуточных, краткосрочных, для достижения которых в гармонии с ценностями должны быть направлены время и энергия человека. Еще прибавляется понятие ежедневного планирования, то есть определение конкретного достижения каких-либо целей, или выполнение действия, которое ожидается и должно в этот день принести наибольший успех, или приблизить нас к успеху. При всем значительном вкладе третьего поколения в эффективность управления, люди начали осознавать, что планирование и управление временем, нацеленным на производительность труда, часто является контрпроизводительным. Нацеленность на производительность порождает ожидание, которое приводит к столкновению с возможностью развивать плодотворные человеческие отношения, удовлетворять многообразие человеческих потребностей и наслаждаться спонтанными радостями повседневной жизни.

В результате многие люди отворачиваются от управления временем, которое слишком ограничивает их жизнь, устанавливая ее жесткую схему. Стремясь сохранить человеческие взаимоотношения, они вместе с водой выплескивают и младенца, возвращаясь к методам управления времен первого и второго поколения.

Сегодня возникает четвертое поколение управления собой и событиями во времени, совсем иное. Теперь стало понятным, что управление временем на самом деле термин неверный, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самим собой и событиями в определенный промежуток времени. Это цель направлять свои действия и воздействовать на других людей, реализуя данный закон в практической жизни в условиях необратимого времени.

Удовлетворенность – это функция не только достижения результата, но и ожидания. А ожидание так же, как и удовлетворенность, находится в нашем круге влияния. Вместо того чтобы сосредоточиться на действиях и времени, четвертое поколение фокусирует ожидание, направленное на сохранение развития отношений, на достижение результатов в отношениях с людьми.

Если посмотреть на матрицу управления временем, нас захватывают одновременно и срочные и важные дела, что приносит значительные результаты, но требует немедленного внимания. Наши дела часто связаны с тем, что обычно называется кризисами или проблемами. Многие люди оказываются полностью ими поглощенными: проблемы накатываются, обрушиваются, сбивают с ног... Некоторые люди изо дня в день оказываются буквально бомбардируемыми срочными делами. Единственное облегчение они видят в бегстве – к неважным, к несрочным делам. Так и живут эти люди, жизнью которых управляют кризисные ситуации.

Есть другие люди, они значительную часть времени тратят на срочные, но не менее важные дела. Но в действительности срочность этих дел часто основана на приоритетах и ожиданиях других людей. Кроме того, эффективные люди проводят больше времени в среде эффективного персонального управления, которое является важным. Оно включает в себя такую деятельность, как строительство отношений, описание личной миссии, долгосрочное планирование, профилактика, подготовка дел, которые мы считаем нужными, но за которые редко заставляем себя взяться, так как они несрочные.

Смысл парадигмы управления собой и событиями во времени состоит в том, чтобы управлять своей жизнью эффективно, на основе весомых принципов, на основе понимания своей личной миссии, направляя свои усилия не только на срочность, но и на важность проблем, поддерживая баланс между увеличением результативности и увеличением ресурсов и средств. Одним из инструментов эффективного использования этого закона для нас должен стать органайзер. Органайзер – это специальный дневник, помогающий лучше организовать использование времени.

Уже говорилось выше, что одна из причин, из-за которой люди отказываются использовать инструменты третьего поколения управления временем, заключается в утрате ими человечности, непосредственности, спонтанности. Они становятся черствыми, негибкими. Для них расписание планов работы главенствует над людьми, поскольку парадигма производительности труда третьего поколения не соответствует принципу, гласящему, что люди важнее вещей, что человечность превыше всего.

Инструменты четвертого поколения управления собой во времени признают принцип важности людей в сравнении с вещами. Они также признают, что первым человеком, к которому нужно относиться с позиции человечной эффективности, а не с орудийной, технократической позиции, являешься ты сам. Новые подходы четвертого поколения управления побуждают расходовать время, понимать свою жизнь, поддерживать гуманные принципы, четко определяя приоритет ценностей в целях, которые будут направлять твои ежедневные решения. Они помогают обрести сбалансированность в жизни, преодолеть технократические ограниченности планирования на каждый день. Эта форма позволяет подняться до планирования дел на неделю. А если события высшей ценности приводят к противоречию с запланированными делами, тогда я прибегаю к власти и умению воспользоваться своим сознанием, совестью, чтобы поддержать верность принципам, которые каждый считает наиболее важными. Вместо того, чтобы пользоваться дорожной картой, пользуешься компасом.

Четвертое поколение самоуправления собой и событиями во времени продвинулось значительно дальше третьего по пяти важнейшим направлениям. Во-первых, оно основано на принципах и ценностях в соответствии с парадигмой, которая побуждает рассматривать свое время в контексте того, что на самом деле очень важно и эффективно, то есть на важности человека и хороших отношений с ним. Во-вторых, оно направляется нашей совестью, оно дает тебе возможность организовать свою жизнь лучшим образом и в гармонии с твоими глубинными софийными человеческими ценностями. В то же время оно предоставляет тебе свободу без особых и драматических конфликтов с людьми, подчинять свои планы высшим ценностям в соответствии с человеческой мудростью. В-третьих, четвертое поколение взглядов на управление определяет уникальную миссию приоритетного значения философии мудрости, включающую основные общечеловеческие ценности и долгосрочные цели, что придает высокую гуманистическую направленность и осмысленность тому, что делаешь каждый день и как этот день проводишь. В-четвертых, последнее поколение самоуправления собой во времени, помогает сбалансировать жизнь путем определения своих ролей, а также установления целей планирования дел в каждой из ключевых ролей, на каждую неделю. В-пятых, оно придает большой смысл делам посредством еженедельного планирования с ежедневной адаптацией, если это необходимо. Эта форма позволяет подниматься над ограниченной перспективой планирования на один день и приводит тебя в контакт с глубинными ценностями, посредством обзора твоих ключевых ролей, сверкой их с персональным ценностным кодексом (экософией). Через все эти пять прогрессивных свойств подхода проходит общая красная нить: в первую очередь внимание уделяется человеческим отношениям, гуманистическим результатам, а уж во вторую очередь – времени и производительности труда.

Таково вкратце содержание первых трех законов мудрости, которые соотносятся с самопознанием личности, с ее самореализацией и совершенствованием ее характера. Они связаны с удивительной технологией наработок по укоренению общечеловеческих ценностей и принципов в нашей конкретной жизни, с выработкой привычек и навыков, моделей поведения по возрождению и поддержанию в человеке духовности, по отысканию технологических путей ее реализации в повседневной жизни. В то же время они смогут обеспечить достижение успеха в предпринимательской деятельности.

<< | >>
Источник: ВИСЛАВИЙ ЗОРИН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУДРОСТИ. 2006

Еще по теме Закон управления собой и событиями во времени:

  1. Действующие ныне основные законы признают наличие существования двух видов управления: управления Верховного и управления подчиненного.
  2. § 2. Природа физического времени и характер соотношения равномерности времени и закона сохранения энергии.
  3. А теперь выясним, что собой представляет метрика времени.
  4. Раздел VII Обеспечение законности в государственном управлении Глава 29 Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления)
  5. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО B ИСКУССТВЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ
  6. Диалектика русских социалистов 60-х годов раскрывается также в их сознательном применении закона единства и борьбы противоположностей к анализу исторических событий.
  7. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией
  8. Запреты, установленные законом о банкротстве в отношении кредиторов в процедуре внешнего управления (ст. 79,81 закона о банкротстве):
  9. Статья 3. Действие гражданского процессуального закона во времени
  10. Соотношение влияния законов возрастающей и убывающей отдачи в контексте времени
  11. 2.1 Соотношение влияния законов возрастающей и убывающей отдачи в контексте времени
  12. Глава 22 Дление времени. Чувство времени. Сознание времени
  13. Раздел 7. Административное право и законность в государственном управлении
  14. Органы контроля за законностью в государственном управлении
  15. Контроль за законностью в сфере государственного управления