<<

Законность аналогизации истории философии к истории искусства не предопределена

, хотя визуальное свидетельство более ярко, чем интеллектуальное — или, во всяком случае, так сегодня — по крайней мере, когда интеллектуальное свидетельство - современная философия. Но если философия - наука, или присоединилась к науке, подобная аналогизация не имеет никакого философского правомочия.

Наоборот, если философии соединяется с живописью, как это есть у Мерло-Понти, тогда аналогия получает философскую силу. У Мерло-Понти сама философия мыслит чувственным и конкретным образом, а это значит, представляет из себя настоящее эстетическое мышление. В любом случае, аналогизация несет определенную уместность в другом стечении обстоятельств. Несмотря на преобразования, которые имели место в науке в течение ХХ столетия, никто не говорит относительно конца науки. Можно просто подразумевать, что ученые более сдержанны, чем философы. Но было много разговоров относительно конца искусства, конца романа, смерти автора и т.п. Можно доказывать, что определенный ответ относительно конца искусства или романа менее заслуживает внимания, чем сравнения между традиционным и современным искусством или между традиционной и современной литературой. Возможно, подобное происходит и с философией.

Иллюстрируя общие проблемы истории философии через историю феноменологии, заметим, что никакая школа в истории философии не может выдать адекватную иллюстрацию всех уместных проблем. Чтобы ближе понять историю феноменологии, ее анализ должен формулироваться в терминах специфических для феноменологии, а не переводиться на любой другой этап истории философии. Однако, разрыв в отношении между Хайдеггером и Гуссерлем, возможно заслуживает особого внимания, потому что он вовлекает Хайдеггера в парадигмальную смену философии. А разрыв, расположение, очертание и объяснение разрывов, которые имели место в отношениях между философиями - общая, повторяющаяся время от времени проблема в истории философии. Действительно, в любой истории есть проблема относительно того, как акцентированные разрывы должны быть отрегулированы, как прерывы непрерывности, которую любой историк предполагает, когда он охватывает историю, что бы то ни было, он берет как его предмет. С другой стороны, феноменология сегодня предстает не только в пристрастной оценке ее основателя и его последователей, но и сама по себе «философией бесконечных задач», и в этом своем бесконечном замахе некоторой конечной, «последней» идиомой Европы и ХХ века как, может быть последнего века Европы.[673]

С одной стороны, преобладающим в разногласии между феноменологами - различия метода, которые вовлечены в продвижение других сдвигов. С другой стороны, Хайдеггер и Деррида аннулируют традиционное обязательство философии к методу, даже деконструкция не представлена как метод. Можно предложить принять этот отказ как установление границ конца классической философии, но это, кажется, наименее исследовано историками. Обязательство к философскому методу - особенная характеристика феноменологии, ибо различия по метода среди наших четырех феноменологов способствуют рассуждениям о их причастности наступления конца классической философии и прописывании некой линии – Декарт - Ницше – Гуссерль - Дьюи – Витгенштейн – Хайдеггер. Но конец – это начало пути. Верно то, что феноменология перестала помогать видеть, а превратилась в еще одну замысловатую конструкцию со своими правами на существование, эвристической силой и истиной. Кризис феноменологии остался мало замеченным, непроанализированным, непрожитым. А «феноменология феноменологии» необходима, заявляет Деррида, т.е. нужна глубокая проверка абсолютного историческим и исторического абсолютным, к которой взывает гуссерлевский Кризис.

<< |
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Законность аналогизации истории философии к истории искусства не предопределена:

  1. Человек и история: введение в философию истории
  2. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  3. 3. Философия и конец истории
  4. Философия истории
  5. Семинар 2. История философии
  6. Проблемы взаимосвязи истории философии и культуры
  7. Семинарское занятие 1 Европейская философия и её история
  8. История философии
  9. Агеева, Л.А.. Генезис и история философии .2010, 2010
  10. История философии
  11. История философии в семнадцатом столетии имела дело с рядом традиций.
  12. Всемирная история была история Запада»[382].