<<
>>

2.2. Идеологические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

Национальная идея, государственная идеология выполняют интегративную функцию, объединяя людей, заставляя их забыть на некоторое время или отложить собственную выгоду, «шкурный интерес» во имя общего блага. Особенно важным является такое единство в условиях кризисов и катастроф, включая военное время, чрезвычайные положения. Однако не только в таких случаях необходимы идеи верховенства общего блага. Любое организованное единство людей предполагает наличие общих целей у членов социальной группы.

В противном случае не будет взаимопонимания между людьми, а также будет отсутствовать мотив совместной деятельности.

Государственная идеология, вольно или невольно, формирует систему государственного управления. Органы государства имеют юридически закрепленную иерархию, которая неизбежно основана на том или ином идеологическом принципе. Например, либеральная идеология генерирует систему «демократического управления», где доминирующей является власть экономических субъектов, крупных игроков рынка, интересы которых лоббируются различными политическими силами. Если государство основано на иной идее развития, то и аппарат государства будет выстроен на иных принципах. Например, идея православного государства предполагает либо монархический принцип самодержавия, либо соборную демократическую организацию.

Основой государственного управления являются управленческие кадры. В государстве без идеологии трудно провести границу между государственной службой и предпринимательской деятельностью или работой в частной организации. Государственная служба предполагает систему духовных ориентиров, необходимых для жертвенного служения общественным интересам.

В конце XX столетия впервые в истории России на смену государственному идеалу пришла программа модернизации, конечная цель которой – построение либо «общества потребления», либо «государства всеобщего благоденствия». Построение общества потребления предлагается в качестве идеала прозападными неолиберальными или радикал-либеральными силами, господствовавшими в России в эпоху ельцинизма и пытающимимся вернуться во власть с помощью западных политических технологий. Формирование государства всеобщего благоденствия является целью патриотически и прогосударственно настроенных умеренных либералов, пришедших к власти в 2000-е годы.

С точки зрения национальной безопасности конечные цели радикал-либеральных реформаторов крайне опасны, так как они нацелены на построение общества потребления. Это проект глобалистский, предполагающий исчезновение национальных границ и государств, в то время как второй – «государство всеобщего благоденствия» – представляет собой проект национально-патриотический, антиглобалистский по своей сути. Однако ни тот, ни другой нельзя рассматривать в качестве цели и смысла государственной деятельности, так как сущность государства не может быть связана с достижением некоторой переменной, ведь понятия благоденствия, благополучия, экономического счастья и прочее весьма различаются в разные эпохи, времена, у разных народов и цивилизаций. Кроме того, есть некоторые сферы государственной жизни, где экономическое процветание не может служить в качестве причины человеческих действий. Например, в военный период особенно четко проявляется потребность в более высоких смыслах государственного бытия, жизни государства, чем достижение экономического рая, процветания торговли, потребительской корзины, рынка, спроса, предложения, высоких технологий и т.п.

Поэтому любое государство нуждается в мечте, высшей идее, вечных ценностях, ради которых человек может отдать жизнь, как это делают военнослужащие или сотрудники правоохранительных ведомств, «не щадя живота своего», пренебрегая «неотъемлемым и неприкосновенным правом на жизнь и здоровье». Подобно тому, как человек не может жить без смысла, высшей цели, не превратившись в двуногое животное, государство без объединяющей всех нематериалистической мечты превращается в акционерное общество, могущее расползтись по швам, образованным индивидуальностями, отзывающими свой вклад в случае опасности капиталу. Государственная идея и учение о ней, идеал к которому стремится государство, – обязательная, неотъемлемая часть механизма государства, его система управления, столь же естественная и важная, как и армия, полиция, судебная власть, законы. Особенно актуальной идея государства является в России, где всегда человек жил высшими смыслами и ценностями.

Государственная идея, или идеология, является учением о базовых ценностях. Вопрос о базовых ценностях крайне важен для современного российского общества, теряющего прежние ценностные ориентиры и напоминающего слепца, который может вот-вот упасть в яму, потянув за собой еще немало подобных слепцов: от судьбы русского народа зависят судьбы иных народов, этносов, населяющих пространства Евразии. Дискурс относительно базовых ценностей уже представляет собой важный шаг по формированию, а точнее, по «ремонту» фундамента русской государственности, традиционно основанному на православной духовно-нравственной вертикали ценностей.

При формировании идеологии следует учесть, что базовой ценностью является исторический опыт нашего народа, его беспримерное законопослушание и правосознание. Однако современные политики и некоторые ангажированные исследователи разрушают эту ценность, убеждая в обратном: якобы русскому народу присущ правовой нигилизм. Исторический анализ показывает: русский народ – один из самых реформируемых в последние три столетия, это самый терпеливый народ, который последние триста лет претерпевает бесконечные модернизации и реформы. Все реформы осуществляются через право, поэтому законопослушность русского человека беспримерна, но не бесконечна, как убеждает в этом опыт Октябрьского переворота 1917 года. Мелкие же правонарушения вызваны катастрофическим расхождением нужд народа и «оторванных» от реальной жизни законов. Требуется «расчистить» историю народа от ложных, русофобских взглядов.

Несмотря на то, что либерально-демократическая государственно-правовая идеология закреплена в Конституции РФ, дальнейшее развитие нашей страны по пути либерального конституционализма требует корректировки, так как обеспечение экономической и энергетической безопасности страны предполагает национализацию стратегических ресурсов, неравенство форм собственности, ограниченность частной собственности на природные ресурсы задачами оптимального использования их для государства и мн.др. Идеология государства должна соответствовать вызовам времени, но ориентироваться необходимо на высшие или базовые ценности. При этом следует принимать во внимание, во-первых, реалии современного мира, стоящего на пороге мировой войны за ресурсы и политическое господство; во-вторых, тупиковость спекулятивного капитализма; в-третьих, культурно-исторические особенности развития нашего государства, его самобытности.

У каждого народа есть неповторимые и уникальные черты, диктующие необходимость учета коллективной психологии в государственном управлении. Право понимается в России не как личное правомочие, механизм согласования интересов, свобода или рациональный инструмент построения общественного порядка, но, скорее, как «правда», «социальная справедливость», нравственный идеал. Такие черты характера россиян, сформированные православной культурой идеалами, как терпеливость и терпимость к недостаткам других, самокритичность, жалость к оступившимся, альтруизм, великодушие, слабо приспособлены к жизни в условиях западной традиции права. Правоведы и политики, симпатизирующие евроамериканской модели правового государства, высокомерно оценивают как отсталые, примитивные, архаичные такие особенности правосознания и правовой культуры россиян, как пассивность по отношению к защите своих прав; апелляцию к высшей правде и справедливости в конфликтах и спорах, а не к формальным предписаниям закона; требование судить по правде, а не по закону; упование на милость и высшую справедливость. Западное правопонимание и основывающаяся на нем модель правового государства предполагает юридическую активность граждан, постоянно готовых к сутяжничеству и индивидуальной судебной защите своих прав, в то время как правосознание русского человека ждет от государства юридической защиты и в этом плане является прямо противоположным, патерналистским. Ценность государства занимает совершенно иное место в правовой ментальности россиян, чем то, какое отводится ему либеральной моделью общественного устройства.

Современная идеологическая основа национальной безопасности России должна учитывать три основных для нашей страны проблемы, которые спровоцированы либерализмом: а) духовно-нравственный кризис общества; б) сложность и нерешенность национального вопроса в некоторых регионах; в) социальное расслоение и несправедливость постсоветского общества. Рецепт решения этих проблем содержится в самобытной модели государственного развития России, «привязанной» к ее истории, традициям, самобытности, уникальному этнокультурному ландшафту и отвечающей требованию гармоничного и мирного сосуществования самых разных народов и национальностей, объединенных общей судьбой, историей, ценностями в рамках единого государства.

В отличие от либерального проекта в национальной государственной идеологии «право на внутреннее духовное развитие, духовную свободу, культурное развитие» предполагает активную позицию государства по отношению к культурно-исторической идентичности, духовно-нравственному здоровью нации. В таком случае право духовной свободы понимается не в негативном, а в позитивном контексте. Существует сложившаяся веками система ценностей русского народа и отечественной православной культуры, и государство не должно оставаться безразличным к тому, что ценности этой культуры грубо разрушаются массовой культурой. Наличие соборной идеологии с гармоничным сочетанием общих и индивидуальных ценностей есть единственный, исторически проверенный выход сохранить традиционный духовно-культурный, национально-религиозный уклад России, что очевидно на неудачном опыте построения как коллективистско-коммунистической системы ценностей, так и либерально-индивидуалистической. Если индивидуализм либерального толка предполагает «отрыв» человека от его корней, превращение в универсально-всеобщего, лишенного каких бы то ни было связей со своей культурно-исторической общностью рационально-прагматичного субъекта, то индивидуализм русский предполагает уникальность и неповторимость человека именно ввиду его духовной идентичности, принадлежности к определенной культуре и миропониманию.

Целью Российского государства традиционно является не прагматичное согласование интересов и не политическая свобода, а высокая и духовная задача сбережения уникального этноконфессионального и культурного ландшафта России и Евразии, традиционных нравственных ценностей. Такие ценности должны быть закреплены в Конституции РФ. Поэтому государственная идеология России в XXI веке должна включать в себя идею не правового государства, а государства нравственно-правового, «государства правды», государства, взявшего на себя защиту культурно-нравственной идентичности своего народа в условиях глобализации.

<< | >>
Источник: НЕИЗВЕСТНЫЙ. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. 2016

Еще по теме 2.2. Идеологические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

  1. Тема 2. Идеологические основы безопасности государства и общества
  2. 2.3. Идеологическая основа переходного государства
  3. Юридические препятствия в обеспечении информационной безопасности личности
  4. Тема 1. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности
  5. ТЕМА 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  6. Правовое государство, основные признаки. Соотношение государства правового и полицейского, тоталитарного - авторитарного и m.n. Гражданское общество, его свойства, структура. Личность, ее правовой статус. Общество рыночное - общество традиционное.
  7. Возможность обеспечения стратегического аспекта энергетической безопасности Российской Федерации на основе традиционных решений
  8. 2. Юридический статус личности в государстве. Юридические обязанности и ответственность личности перед государством и обществом.
  9. 15.1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
  10. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
  11. 15.4 Преступления против основ экономической безопасности государства
  12. 9.2. Идеологическая основа переходной правовой системы
  13. Гражданская и политическая свобода. Важную роль в обеспечении свободы личности призвано сыграть государство. Однако, будучи своеобразным «страховым полисом» нации, государство не должно чрезмерн
  14. 1. соотношение интересов личности, общества и государства
  15. 9.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ
  16. глава 21. лиЧнОсть, ОБществО и гОсуДарствО
  17. РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГО­СУДАРСТВО ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО