<<
>>

Дорийское завоевание: начало нового строя.

На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в.

до н. э., окончательно раздавило клонившуюся к упадку ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру, основанную в том числе на раннерабовладельческих отношениях. Дорийцы подчинили себе большинство прежних племен либо вытеснили их в отдельные области прежней Эллады. Именно дорийцы стали основателями новой греческой цивилизации и государственности.

Дорийские племена не составляли внутри себя ни языкового, ни национального, ни религиозного единства. Разные группы племен по-разному осваивали области прежней ахейской цивилизации, по-разному взаимодействовали с прежним населением. Это определило различные пути формирования нового общества и новых государственно-политических укладов.

Дорийцы объединялись в племена. Их ячейки составляли семьи патриархальные, находившиеся под властью главы семейства. Племена во главе с вождями группировались вокруг городов, большинство из которых было основано еще во времена ахейцев; город-поселение подразделялся, как правило, на 3 филы-племени.

Ассимилируя прежнее ахейское население, дорийцы стали оседлым земледельческим обществом, приверженным городской цивилизации. Город постепенно делался религиозным центром-святилищем (прежний бог доминирующего племени признавался общим, но сохранялось почитание других, которые образовали своего рода священную иерархию во главе с Зевсом, Аполлоном или Афиной). Правил в таком городе басилей – жрец, который означал главу и патриархальной семьи, и племени. Власть его обрела священный характер: он носил особые царские знаки – скипетр, пурпурные одеяния, корону, восседал на троне, решая общие дела. Его слово становилось как бы живым законом в городе. Власть общегородского басилея наследовалась по праву старшинства в его роде, хотя гомеровские поэмы и сохранили немало фактов об оспаривании трона другими представителями племени, мужчинами.

Роды-племена оставались вполне автономными. Их вожди собирались на совет вместе с басилеем, где решались политические вопросы. Существовало и народное собрание, называвшееся в разных союзах племен по-разному (апелла, агора, экклезиа) и группировавшееся по племенам – этериям; собрание могло отменить или одобрить решения совета вождей, здесь же решались споры между этериями-племенами. Дорийское общество практически воспроизвело многие черты прежней ахейской организации, однако сформировало и важное отличие: центром политического объединения становился по-особому организованный город.

<< | >>
Источник: Омельченко О.А.. Всеобщая история государства и права . 2000. 2000

Еще по теме Дорийское завоевание: начало нового строя.:

  1. Дорийское завоевание.
  2. РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  3. 4.5. Критерии стабильного функционирования институтов нового строя
  4. ИСЛАМ KAK РЕЛИГИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
  5. Начало французских завоеваний.
  6. Начало османских завоеваний. Падение Византии.
  7. Начало разложения цехового строя
  8. Начало разложения цехового строя
  9. НАЧАЛО МАНЬЧЖУРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ КОРЕИ
  10. УРАРТСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. НАЧАЛО ЖЕЛЕЗНОГО BEKA B ЗАКАВКАЗЬЕ
  11. Марк Кассиодор ОБЩИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ВАРВАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИТАЛИИ (начало VI в.)
  12. Марк Кассиодор ВНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ НОВОГО ВАРВАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИТАЛИИ (начало VI в.)
  13. ЛАНГОБАРДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИТАЛИИ
  14. Датское завоевание.
  15. II.4. Принципы монархического строя
  16. § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства