<<
>>

Глава 5. Древний Китай

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь же появилась иероглифическая письменность - основной источник знаний о Древнем Китае.

Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шан (Инь). Следующие царства обозначались по династиям: Чжоу, Цинь, Хань и др. Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - «Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в период династии Цинь. Древний Китай в эпоху правления династий Чжоу, Цинь и Хань по форме являлся типичной древневосточной монархией. Характерная особенность образования государства в Китае проявляется в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии).

Ученые-востоковеды выделяют в истории Древнего Китая четыре периода, причем каждый из них связан с правлением определенной династии:

• царство Шан (Инь) - предположительно XVIII-XII в.

до н. э.;

• царство Чжоу - XI в. - 221 г. до н. э.;

• царство Цинь - 221 г. - 207 г. до н. э.;

• царство Хань - 206 г. до и. э. - 220 г. н. э.

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шан-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех древневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном Неба». Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями: вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

Во время династии Чжоу власть царей стала последовательно обожествляться.

Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Кроме того, традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Обряды проводились:

ежедневно - в память Отца-правителя, ежемесячно - в память деда, ежегодно - в честь Неба и Земли.

Царь-ван имел советников из числа знати. В их состав входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли

писцы: старшие, или так называемые «левые», которые записывали речи монарха, младшие - «правые» - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам в соответствии с иерархической структурой. Должность чиновников считалась наследственной.

На местах находились управители округов. Даже в эпохи Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В чрезвычайных случаях (III в. до н. э.) созывались народные собрания. Они принимали решения об изгнании царя (842 г. до н. э.), порой поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494,474 гг. до н. э.). Община имела совет старейшин, а торговцы, ремесленники - своих старост.

Традиция утверждала, что всеобщий закон Поднебесной заключается в том, что «одни напрягают свой ум, другие - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». В механизме государства имелись полиция, тюрьмы. Администрация вана располагала многочисленным штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разный профилей (шпионы местные, внутренние). «Использование шпионов - самое существенное на войне», - гласило древнее изречение.

Ван, аппарат его чиновничества на всех этапах существования древнекитайского государства выполняли важные функции: заботу о мелиорации земель, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических).

В Книге преданий (II в. до н. э.) имеется запись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующийкласс составляли жреческаязнать, светская арис - тократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось величиной земельных владений, количеством рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

• общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной.

Весь урожай поступал старосте общины, а от него царю;

• частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании

семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

• захват военнопленных;

• продажа в рабство за долги;

• обращение в рабство за некоторые преступления;

• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Государственный строй на раннем этапе династии Шан (Инь) сохра-

нялчертыродоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. У подданных укрепляется представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи. В эпоху Шан (Инь) разделение должностных лиц осуществлялось на такие основные категории:

• гражданские чиновники;

• военные чиновники;

• советники;

• жрецы-прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Правление династии Чжоу (Х1-Ш вв. до н. э.) можно условно разделить на три основных периода:

• Западного Чжоу - 1076-742 гг. до н. э.;

• Восточного Чжоу - 770-403 гг. до н. э.;

• Чжанъго («семи воюющих царств») - 403-221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1076-742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Хотя верховная власть в Чжоу принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья. Территории княжеств подразделялись

на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Чжоуский государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов.

Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

В Западном Чжоу интенсивно развивалось крупное землевладение. Формально собственником земли по-прежнему считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.

Общинное землепользование в Западном Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение рядовых земледельцев было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

Численность рабов пополнялась в этот период за счет:

• военнопленных;

• мирного населения завоеванных территорий;

• преступников, осужденных за тяжкие преступления.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

• возрастанием роли купечества в общественной жизни на базе развития ремесел и торговли;

• утратой наследственного землевладения родовой аристократией, земли которой постепенно переходят к служилой знати.

Крупные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собственность рабовладельцев на землю.

Древнекитайская эпоха Цинь длилась всего с 221 г. по 207 г. до н. э. Ученые считают, что модель построения Циньской монархии послужила образцом для последующего многовекового развития государственного строя Китая эпохи средневековья.

После уничтожения монархии Западного Чжоу, с середины VIII в. до н. э., страна окончательно распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых

более слабые государства поглощались более сильными. В первоначальном виде царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго (V в. до н. э.), вошло в число семи могущественных «воюющих царств». В III в. до н. э. оно возвысилось, подчинив себе остальные китайские государства.

—. ______ Первые государства в Китае_____________________
II тыс. до н. э. Возникновение древнейшего в Китае государства (по берегам д>еки Хуанхэ)__________________________________________
У\-\/ вв. до н. э. Начало добычи и обработки железа. Постепенно китайцы расселились по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы________________________________________
V в. до н. э. На этой территории существовали 7 рабовладельческих государств, правители которых враждовали между собой___
1У-Ш вв. до н. э. Так называемое «время борющихся царств»______________
______________ Объединение Китая в одном государстве______________
III в. - 221 г. до н. э. Самым сильным из государств стало царство Цинь Ин Чжэн - правитель царства Цинь объединил весь Китай под своей властью и принял титул Цинь Шихуан (т. е «первый циньский император»). Завоевательные войны с соседями. Начато строительство Великой Китайской стены Жестокий правитель уничтожал инакомыслящих, сжигал старинные книги и др.___
209 г. до н. э. Падение Циньской династии, начало правления династии Хань
220 г. н. э. Свержение в результате крестьянской войны Ханьской династии. Борьба за власть между «сильными домами»____
265-420 гг. Правление династии Цзинь______________________________

Еще в 359-348 гг. до н. э. видный древнекитайский государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы. В частности, в результате реформ Шан Яна:

• было введено право частной собственности на землю;

• официально разрешалась свободная купля-продажа земли, что наносило удар общинному землевладению;

• проводилось искусственное дробление больших патриархальных семей, что ускоряло распад общины;

• вся территория государства была разделена в целях централизации на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;

• налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

• войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной,

Великая Китайская стена, построенная в III в. до н. э.

исполнительной и судебной власти. Имелся также разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым. Их заместителями были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда в III в. до н. э царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну.

В Циньской империи появилось специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении в ту эпоху судебных функций из общеадминистративных. В качестве высшей судебной инстанции выступал император, который мог сам разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Через него проходили все дела о наиболее тяжких преступлениях, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тин- вэй. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армия в Древнем Китае играла огромную роль в условиях частых войн и крестьянских восстаний. Поначалу основу армии составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. Постепенно в государстве сформировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. В империи Цинь существовала воинская повинность В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без определения сроков службы направлялись провинившиеся чиновники, а также преступники, бродячие торговцы и те, кто утратил свободу за долги.

В эпоху империи Цинь из-за социальных противоречий постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207-206 гг. до н. э. и привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии -

Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, общинный староста Лю Бан.

Династия императоров Хань правила с 206г.до н. э. по 220г. н. э.

Провозгласивший себя императором Лю Бан в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Вскоре появились новые землевладения - «сильных домов» - своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Сохранив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, верховная власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление на округа с увеличением количества областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами центра.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло в монархии Хань наибольшего развития, что сильно обостряло социальные противоречия. В 18 г. вспыхнуло восстание крестьян и рабов, участники которого получили название «краснобровых». Восстание было подавлено лишь в конце 27 г., но страну удалось объединить только к 37 г.

Ханьская династия в 23 г. была вынуждена сделать некоторые уступки крестьянству и отчасти облегчить налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан Императорский совет, высший совещательный орган при императоре. Функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств.

Однако в результате мощных крестьянских восстаний во второй половине II в. власть династии Хань пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, представлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получилназвание Сан ьго ( Троецарствие).

<< | >>
Источник: Сажина В.В., Тагунов Д.Е.. История государства и права зарубежных стран 2005 - 280 с. 2005

Еще по теме Глава 5. Древний Китай:

  1. Глава 5. Древний Китай.
  2. Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
  3. Глава 12 Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи
  4. ДРЕВНЕЙШАЯ ИНДИЯ И КИТАЙ
  5. ГЛАВА 8 КИТАЙ В III-X вв.
  6. ГЛАВА 17. КИТАЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
  7. Глава 8 Китай, Вьетнам, Северная Корея
  8. Глава 12. СТРАТЕГИИ ЗАЩИТЫ: ЕВРОПА И КИТАЙ
  9. Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
  10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  11. Глава 2. Древний Египет
  12. Глава 2. Древний Египет
  13. Глава 7. Древний Рим.
  14. Глава 7. Древний Рим