<<
>>

2. Два пути формирования эллинической государственности

Эллиническая государственность, имея божественное происхождение, стала формироваться двумя путями, которые относительно быстро привели ее к гибели. Один из путей продемонстрировала Спарта, государственный строй которой был сочетанием аристократии, демократии и открытой военной диктатуры.

Верховная власть принадлежала двум царям, входившим в герусию (совет старейшин) из 28 человек плюс два царя (всего 30 геронтов). Старейшиной мог быть выбран даже 16-летний юноша, если он признавался самым доблестным воином. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам (дела гражданские были подсудны эфорам). Выбор геронта (члена герусии) и принятие важных политических решений принадлежали апелле (народное собрание), которое голосовало криком. Силу крика определяли геронты. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. В народном собрании (апелле) должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет.
Собрание решало, кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства. Апелла выбирала на год пятерых эфоров – блюстителей, осуществлявших полицейские функции. Эти функции были очень важны, так как спартанское государство должно было держать в повиновении государственных рабов – илотов, составлявших 90% населения и неполноправных периэков (рабами не были, но политических прав не имели; они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов). Периодически эфоры организовывали криптии (массовое убийство илотов). В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция (им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах и т.д.).

Эфоры гарантировали имущественное равенство среди спартанцев. Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов). В их среде (в спартанской среде) презирались богатство, роскошь, праздность и труд. Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны были делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Спартиатам запрещалось торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты. Спарте нужны были стойкие храбрые, выносливые и дисциплинированные воины. Все довольствовались простой пищей, одевались в грубую одежду. С 20 до 60 лет каждый спартиат был военнообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, так как в этом возрасте мужчина признавался совершеннолетним и приобретал политические права. Только война была смыслом жизни спартанцев. Жестокое спартанское воспитание не оставляло место жалости, состраданию, любви. Неполноценных младенцев убивали. Отец должен был вытащить меч и зарубить сына. Спартанцы презирали высокие чувства и не боялись смерти. Победить их было невозможно. В период большой войны все спартанцы находились под командованием одного царя. Второй царь считался верховным жрецом и судьей. Он продолжал управлять государством.

Древнегреческий историк Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) так писал о Спарте: «самое удивительное то, что хотя все хвалят подобное учреждение, подрожать им не желает ни одно государство». Видимо, другие народы за железный порядок не готовы были платить такую цену. Спарта прекратила свое существование во II в. до н.э.

Другой путь формирования государственности продемонстрировали Афины. Аристократическое правление эвпатридов через ареопаг (по названию холма; в русском языке есть слово «жюри») – совет знати и 9 архонтов (правителей) стала склоняться к тирании.

Самым известным афинским тираном стал Драконт, который ввел первые написанные законы, предусматривавшие смертную казнь даже за мелкое воровство. Об афинской тирании Плутарх писал следующее: «Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых, и он негодовал».

Спасителем государства в этой опасной ситуации выступил Солон (640-560 гг. до н.э.), провозглашенный архонтом-айсиментом (посредником) в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного. Солон провел ряд реформ, заложивших основы демократии, за что был причислен к семи (7) мудрецам древности. Он придумал демократию. Солон сказал: «Отдайте власть народу, пусть будет недоволен собой».

Основным содержанием реформ Солона была отмена долгового рабства (сисахфия – букв. «стряхивание бремени»), а также изменение политической структуры общества. Все граждане были разделены на четыре разряда в зависимо­сти от получаемого дохода. А доходы в Аттике измерялись медимнами - мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел, т.к. деньги еще не получили распространения. Один медимн равнялся 52 литрам.

Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачис­лялись в первый разряд и назывались пятисотмерниками; получав­шие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками; те, чей доход был до 200 медимнов, назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны. Таким образом, Солон ввел новое деление общества по цензу, доходности; народному собранию придал законодательные функции и право формирования исполнительной власти в лице совета 400.

Благодаря Солону, Афины получили гелиэю (народный суд присяжных). Народных судей насчитывалось до 6000. Этот суд мог помиловать преступника или наказать невиновного.

Дальнейшая демократизация государства была связана с реформами Клисфена, провозглашенного в 509 г. до н.э. простатом демоса (сердцем народа). Клисфен разделил государство на 10 фил, которые получили самоуправление. В филах была проведена перепись населения; занесение в список давало афинское гражданство. Филы стали избирать общий орган управления – совет 500 (от каждой филы (всего 10) по 50 человек). От каждой филы избирался 1 стратег (верховный военачальник). Коллегия стратегов осуществляла военную и исполнительную власть.

Эти демократические реформы были продолжены в 462-412 гг. до н.э. лидерами демоса Эфиальтом и Периклом. Они привели к ликвидации ариопага и установлению полной демократии в лице экклезии. Экклезия – народное собрание, имевшее верховную власть. За участие в нем (экклезии) в зависимости от важности гражданин получал одну или две драхмы (5 гр. серебр. монета). Должности тоже стали оплачиваться (придумал это Перикл), что дало возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. С речами в народном собрании выступали главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.

Народное собрание подвергало остракизму (суд остракизма придумал Клисфен) всех врагов демократии (остракизм – изгнание из Афин; остракизм – суд черепков: каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и то же имя написали более половины присутствовавших, то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет). Преступник мог быть объявлен вне закона. Вне демократии были неполноправные метэки - рожденные от представителей других областей Эллады (греки, но не афиняне), иностранцы, женщины и рабы. Самый бедный афинянин имел не менее 3-х рабов.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать, были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста.

Формальное равнопра­вие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпе­нов. Выросли противоречия и между афинянами и ограни­ченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Классическая афинская демократия, просуществовав чуть более века, продемонстрировала бурный рост экономики, расцвет культуры и торжество свободы, но привела к гибели государства в IV в. до н.э. (Грецию завоевала Македония - сначала Филипп, затем Александр Македонский). Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

<< | >>
Источник: Рамазанов А.Х., Халифаева А.К.. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. 2005. 2005

Еще по теме 2. Два пути формирования эллинической государственности:

  1. РАЗДЕЛ II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО (ДВА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ: ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ)
  2. Два пути развития
  3. Европа и Восток: две структуры, два пути развития
  4. В исторической практике известны два основных пути эволюции традиционных феодальных монархий
  5. § 1. Пути формирования государства
  6. 6.2. ПРИНЦИПЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  7. Тема 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. 11.3 Пути формирования правового государства в современной России
  9. 4. Эллиническое право
  10. § 3. Сложности на пути формирования методологии политики права
  11. § 5. Причины и условия возникновения права. Пути его формирования
  12. Глава 6 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
  13. История формирования российского факторинга: истоки зарождения и этапы пути
  14. Судебники 1497 и 1550 гг. отразили пути формирования системы общерусского пра­ва.
  15. Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства
  16. 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  17. 4.2. Формирование государственных инвестиционных программ
  18. Формирование японской государственности.