<<
>>

I. Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника.

§ 1. Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника, повинен уплатить 100 солидов. § 2. Если кто (лишит жизни) римлянина - свободного или тяглового человека, или министериала, повинен уплатить 100солидов.

II. Если кто нападет на прирученного для охоты оленя или на самку оленя.

§ 1. Если кто нападет на прирученного для охоты оленя или на самку оленя, повинен уплатить 45 солидов.

33. О кражах при охоте и рыбной ловле.

§ 1. Если кто украдет капкан или сеть, или вершу унесет из лодки, повинен уплатить 1200 ден., что составляет 30 солидов.

§ 2. Если кто украдет рыбу из лодки или из сети, повинен уплатить 600 ден., что составляет 15 солидов.

§ 3. Если кто найдет попавшую (в капкан) или подстреленную дичь или пожелает преследовать (зверя), поднятого (чужими) собаками, или же снимет подвешенную дичь, либо украдет ее из дома, повинен уплатить 30 солидов.

§ 4. Если кто украдет из хлева молочного поросенка, повинен уплатить 400 денарий, что составляет 12 солидов.

IV. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой.

§ 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 15 солидов.

V. О рабе, если лишит жизни чужую рабыню.

§ 1. Если чей-нибудь раб будет обвинен в том, что он лишил жизни чужую рабыню, повинен уплатить 15 солидов, и кроме того уплатить цену рабыни. Если будет обвинен раб из (домашней) прислуги, либо свинарь или ремесленник, надлежит нам соблюдать то же самое. Если будет обвинен кто-нибудь из (простых) работников и меньших рабов, (тоже) повинен уплатить 15 солидов.

VI. О том, кто сгонит с пути чужую свинью.

§ 1. Если кто сгонит свиней с их пути или украдет из леса деревья, либо вывезет на телеге дрова, которые нарубил кто-нибудь другой, за каждый из таких проступков повинен уплатить 15 сол.

VII. Если кто силою возьмет чужую лодку.

§ 1. Если кто силою возьмет чужую лодку, повинен уплатить 600 денарий, что составляет 15 солидов.

VIII. О том, кто вступит в сделку с чужим рабом.

§ 1. Если кто из свободных вступит в сделку с чужим рабом без ведома господина, или же вступит в сделку без ведома господина с вольноотпущенником в вилле, повинен уплатить 600 денарии, что составляет 15 солидов.

IX. О том, кто свяжет без вины чужого раба.

§ 1. Если кто свяжет без вины, и будет уличен, повинен уплатить 200 денарий, что составляет 7 солидов.

X. Если кто посмеет собирать колосья на чужой ниве.

§ 1. Если кто без разрешения будет собирать колосья на чужой ниве, повинен уплатить 15 солидов.

XI. О том, кто ограбит чужой дом.

§ 1. Если кто ограбит дом или учинит в доме (какой-нибудь вред), повинен уплатить 15 солидов. § 2. И если в доме или на участке будет нанесен какой-нибудь вред бросанием камней, тот, кто будет в этом уличен, повинен уплатить 15 солидов.

XII. О том, кто ложно обвинит (другого) в краже чужого имущества.

§ 1. Если кто ложно обвинит (другого) в краже чужого имущества, как если бы оно было его собственное, и не сможет доказать, повинен уплатить тому, кого он обвинит, 15 солидов.

XIII. О том, кто разорит чужой сад или поле, засеянное репой.

§ 1. Если, кто разорит сад или засеянное репой поле, повинен уплатить 600 денарий, что составляет 15 солидов.

XIV. О вольноотпущеннике, который похитил чужую вольноотпущенницу.

§ 1. Если какой-нибудь вольноотпущенник похитит чужую вольноотпущенницу, повинен уплатить 20 солидов. § 2. Кроме того платит 10 солидов графу, и женщина возвращается под власть своего господина. § 3. Если похитит свободную, платит своей жизнью.

XV. О том, кто обвинит другого в принесении ложной присяги.

§ 1. Если кто обвинит (другого) в том, что он принес ложную присягу и сможет доказать, тот, кто приносит ложную присягу, повинен уплатить 15 солидов.

§ 2. Если же не сможет доказать, тот, кто обвинил, пусть платит 15 сол., а затем, если посмеет, пусть сразится.

XVI. О том, кто будет обвинен в лжесвидетельстве.

§ 1. Если кто будет уличен в качестве ложных свидетелей, повинен уплатить пеню в 5 солидов.

И если обвиняющий их в лжесвидетельстве опустит свою руку в котелок и вынет (ее) здоровой, повинен уплатить ту же пеню, как выше сказано. А если обожжет руку, платит 15 солидов пени.

XVII. О том, кто возьмет чужую жену при живом муже.

§ 1. Если кто возьмет чужую жену при живом муже, повинен уплатить 8000 ден., что составляет 200 солидов.

из рипуарской правды

Т. VII. Если какой-либо человек лишит жизни свободного рипуара, повинен уплатить 200 солидов. А если будет отрицать, с 12-ю пусть поклянется.

Т. VIII. Если кто лишит жизни раба, повинен уплатить 36 солидов или с 6-ю пусть поклянется, что он этого не делал.

Т. IX. Если кто лишит жизни королевского вольноотпущенника, повинен уплатить 100 сол., или с 12-ю пусть поклянется.

Т. X, § 1. Если кто лишит жизни церковного вольноотпущенника, повинен уплатить 100 сол., или с 12-ю пусть поклянется.

Т. XI, § 1. Если кто умертвит человека, состоящего в королевской дружине, повинен уплатить 600 солидов.

§ 2. А если будет отрицать..., с 72-мя пусть поклянется.

Т. XXVIII. Если же раб лишит жизни раба, господин его повинен уплатить 36 сол., или же с 12-ю пусть поклянется, что раб его этого не делал.

Т. 53, § 1. Если кто графа... лишит жизни, повинен уплатить трижды 200 солидов.

§ 2. А если королевский раб или табулярий достиг этой должности, (убийца его) повинен уплатить шестикратно 50 солидов.

Т. 62, § 1. Если кто раба своего сделает тяглым человеком или литом и если кто его лишит жизни, повинен уплатить 36 сол.

§ 2. А если захочет отпустить его на волю через денарий, пусть имеет на то право. И тогда ценить его в 200 сол.

Т. 57, § 1. Если кто лита своего собственной рукой или (рукою) другого в присутствии короля по закону рипуаров отпустит на волю и выбьет (из его руки) денарий, и (отпущенный) получит в том грамоту, никак не позволяем обращать его в рабство; но пусть остается свободным, как и прочие рипуары.

§ 4. Если же человек, отпущенный на волю через денарий, бездетным умрет, наследство никому другому, кроме как нашему фиску, да не оставляет.

Т. 58, § 1. Если какой-либо рипуарский франк... ради, спасения души своей или за плату раба своего по римскому праву освободить пожелает, в церкви в присутствии священников, дьяконов и всего клира и народа в руки епископа (этого) раба пусть передаст вместе с табличками, а епископ пусть повелит архидеакону написать ему (эти) таблички сообразно римскому праву, по которому живет церковь; тогда и сам он и все потомство пусть пребывают свободными и пусть состоят под опекою церкви и все платежи своего состояния и службы табулярия в пользу своей церкви несут. И никто да не осмелится отпустить табулярия на волю через денарий перед королем. Если кто это сделает, повинен уплатить 200 сол., и все же и сам (освобожденный), и потомство его пусть пребывают табуляриями.

§ 4. Табулярий, если он умрет бездетным, никому другому, кроме церкви, своего наследства да не оставляет.

Т. 58, § 11. Если церковный вольноотпущенник, римский (гражданин) или королевский вольноотпущенник возьмет замуж свободную рипуарку; или если римская (гражданка) или королевская вольноотпущенница, или табулярия выйдет замуж за свободного рипуара, потомству их неизменно наследовать низшее состояние.

Т. 61, § 1. Если кто раба своего отпустит на волю и запишет римским гражданином, (предоставившим ему) открытые двери, и если он бездетным умрет, никого другого, кроме фиска, наследником да не имеет.

§ 2. Если он совершит какую-либо вину, по римскому праву, пусть судится. И если кто его умертвит, повинен уплатить 100 солидов.

§ 3. Если же господин его пожелает отпустить его на волю через денарий перед королем, он имеет на то право.

Т. 58, § 14. Если (свободный) рипуар соединится (браком) с королевскою или церковною рабынею, или рабыней табулярия, не сам, но потомство его пусть пребывает в рабстве.

§ 15. Если же рипуар возьмет замуж рабыню рипуара, пусть и сам вместе с нею в рабстве пребывает.

§ 16. Также, если рипуарка это сделает, и она сама и потомство ее пусть в рабстве пребывают.

§ 18. Если свободная рипуарка последует за рабом-рипуаром, а родители ее пожелают заявить против этого протест, предложить ей (на выбор) от короля или графа меч и веретено. Если примет меч, раба пусть умертвит. Если же веретено, в рабстве пусть пребывает.

Т. 33, § 4. Табулярий, который умрет без детей, должен оставить своим наследником только церковь.

Т. 45. Если кто отрежет 3 прута, которыми связывается изгородь, или цепи, которыми она сдерживается, или 3 кола вырвет, или в чужом заборе проделает отверстие для прохода, присуждается к уплате 15 солидов.

Т. 36, § 11. Если кто будет платить вергельд, быка рогатого, зрячего и здорового пусть отдаст его за 2 солида. Корову рогатую, зрячую и здоровую - за 3 солида. Коня зрячего и здорового - за 12 солидов. Кобылицу зрячую и здоровую - за 3 солида. Меч с ножнами - за 7 солидов. Меч без ножен - за 3 солида. Броню добрую - за 12 сол. Шлем исправный - за 6 солидов. Поножи добрые - за 6 сол. Щит с копьем - за 2 солида. Ястреба неприрученного - за 3 солида... Ястреба прирученного за 6 солидов.

§ 12. Если же платить деньгами, то по 12 денариев за солид, как установлено исстари.

Т. 48. Если у кого не будет потомства, ни сыновей, ни дочерей, все свое имущество в присутствии короля -муж ли жене, жена ли мужу, или кому-либо из родных и чужих передать по наследству..., согласно закону Рипуаров, имеют право.

Т. 56, § 1. Если кто умрет бездетным, но отец и мать его останутся в живых, пусть они получают наследство.

§ 2. А если не будет ни отца, ни матери, брат и сестра пусть наследуют.

§ 3. А если и их не будет, сестры матери и отца пусть наследуют. А затем до пятого поколения ближайшие по родству пусть получают наследство.

§ 4. Но когда есть мужской пол, женщине дедовского наследства не получать.

Т, 60, § 1. Если кто купит у другого поместье, виноградник, или другую какую землицу..., если это - имущество средних размеров, то с шестью свидетелями, если малых размеров - с тремя, если больших размеров - с двенадцатью и столькими же мальчиками к месту передачи пусть придет, в присутствии их цену заплатит и владение примет; и каждому из мальчиков надает пощечин и оттреплет их за уши, чтобы потом были его свидетелями...

Т. 78. Если какой-либо рипуар из общественного леса, или принадлежащего королю, или кому-нибудь другому, унесет находящиеся там материалы или нарезанные дрова, он присуждается к уплате 15 солидов, подобно тому, как это имеет место в отношении охоты и рыбной ловли... И если станет отрицать, должен поклясться с 3-мя.

Т. 77. Если свободный рипуар будет мешать в пути свободному рипуару (рибуару), то он присуждается к уплате 15 солидов, или же должен поклясться с 6-ю, что он никогда не оказывал препятствия на пути с оружием.

Т. 71, § 1. Если какой-нибудь человек окажется изменником короля, то он платится жизнью и все его имущество конфискуется.

§ 2. Если кто убьет близкого по крови или совершит кровосмешение, то должен подвергнуться изгнанию, и имущество его конфискуется.

Т. 83. Если какой-нибудь человек рипуар умрет или будет убит и оставит сына до 15 лет..., то он не может быть ни истцом, не должен отвечать в случае вызова в суд. На 15-м году (15 лет) он и сам может и избирать защитника. Таким образом и дочь.

<< | >>
Источник: Хачатуров. Р.Л.. Источники права.1997.- 48 стр.. 1997

Еще по теме I. Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника.:

  1. Искушение правоверного, или как, обретая свободу, превратиться в раба».
  2. XXX. Об оскорблении словами § 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 солидов.
  3. Новый закон справедливости, открывшийся для того, чтобы восстановить всю вселенную от рабства и проклятия, или проблеск нового неба и новой земли, где находится справедливость, призывающий к молчанию всех тех, кто говорит или проповедует понаслышке или по вымыслу, 26 января 1649 г.
  4. 3.6. Правовое положение вольноотпущенников – либертинов.
  5. Кто Вы - новатор или строитель?
  6. 8. Кто мы, русские или россияне?
  7. Кто на линии: личность или душа?
  8. § 5. Правовое положение вольноотпущенников
  9. XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец
  10. 2.2.5. Фронтир информационного пространства против Среднего Запада постиндустриальности, или кто кого освоит?
  11. Часть четвертая «Кто не был в Афинах, тот чурбан», или Закон раздваивается