<<
>>

§2. Германское варварское договорное право. 2.1. Общая характеристика

В научной и учебной литературе по варварскому праву раннего Средневековья отмечается низкий (в сравнении с вульгарным римском правом) уровень правовой культуры германцев и своеобразие их отношения к праву.

Однако изучать данное своеобразие сложно ввиду скудной источниковой базы.

Основные исторические источники, позволяющие судить о праве германцев - варварские правды. Они представляют собой запись обычного права различных германских племен, как правило, на латинском языке. Таковы правды (по-латыни, leges, законы) бургундов, салических и рипуарских франков, аламанов, баварцев, фризов, саксов, тюрингов (в порядке их составления с VI по IX вв.). К той же группе источников относится кодекс короля вестготов Эйриха (ок. 480 г.) и эдикт лагнобардского короля Ротари (ок. 643 г.). На народном языке обычное право записывалось в удаленных от римской цивилизации краях Европы (Англия - законы англосаксонского правителя Этельберта (ок. 600 г.). За исключением общеизвестной Салической правды и недавно переведенного кодекса Эйриха, эти памятники еще ждут полного перевода на русский язык.

Вышеназванные и некоторые другие источники позволяют утверждать схожесть правовых порядков германских племен VI-X вв. Право еще не полностью выделилось из системы социальных норм (морали, религиозных представлений), носило обычный характер, рассматривалось как результат долгой неписаной традиции.

Общей основой для указанного сходства служила родоплеменная и производственная структура общества и его хозяйственный уклад. Прочные родоплеменные отношения ограничивали возможности едва выделившейся публичной власти короля или князя по вмешательству в регулирование споров. Социальные конфликты разрешались посредством кровной мести или переговоров между племенными группами на общих собраниях племени.

Такие переговоры («суд») по сути являлись символическим продолжением кровной мести и ее ограничением со стороны полноправных членов общества. С другой стороны, собрание не могло активно вмешаться в «судебную процедуру» и заставить стороны подчиниться принятому решению. Исполнение решений и договоренностей зависело от доброй воли участников спора.

Содействовать исполнению решений были призваны ритуальность, формализованность и драматический характер древнегерманского судебного процесса. Вера в судьбу и богов (позднее в христианского Бога) обусловили использование на процессе ордалий (от нем. Urteil, «решение»), божьего суда посредством испытания или присяги.

Общая цель ритуальности действий заключалась в необходимости создать дистанцию между правосудием и обыденной жизнью. В древнем обществе, по меткому замечанию английского историка права Фредерика Мейтленда, «фигура правосудия должна рядиться в красочные одежды, чтобы ее заметили».

Другой значимой идеей германского правосознания было представление о племенном (затем королевском) мире (Г. Берман). С ней связан коллективный характер действий по поддержанию порядка. Племенное собрание, или собрание старейшин не только и не столько судило, сколько давало советы. В отличие от современных законотворческих органов, старейшины (мудрецы) не творили право, но отыскивали его (не без божественной помощи) в древних племенных обычаях. Не случайно в одном из прологов к Салической правде повествуется о том, что закон салических франков «был продиктован знатными этого народа... (чьи представители собрались) на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение».

Использование латинского языка при записи обычного права большинства варварских законов, разумеется, свидетельствовало об известном влиянии вульгарной римской традиции. Однако более вероятной причиной выбора латыни следует считать неразвитость письменной культуры германцев. Кроме того, разница в мировоззрении и хозяйственном укладе германского и романизированного населения территорий бывшей Западной Римской империи неизбежно вели к тому, что латинские слова получали совсем иное значение и зачастую использовались для придания тексту большей торжественности.

2.2.

<< | >>
Источник: Полдников Д.Ю.. Доктрины договорного права Западной Европы XI-XVIII вв.. 2012

Еще по теме §2. Германское варварское договорное право. 2.1. Общая характеристика:

  1. Варварское договорное право
  2. 3.1. Общая характеристика договорных форм и их систематизация
  3. 2. Образование и общая характеристика континентальной (романо-германской) системы права
  4. ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1900 г.: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
  5. 15. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика.
  6. Римское право в варварских королевствах.
  7. Римское право в варварских королевствах.
  8. Раздел IV СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Глава 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
  9. Раздел VI НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 18 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА
  10. ПРАВО ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРЕКО-РИМСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ПРАВА, ОБЩАЯ хАРАКтеРИСтИКА ИнститутОВ ПуБличнОГО И чАСтнОГО ПРАВА
  11. Гройсберг, А. И., Ерахтина, О. С., Кондратьева, К. С.. Договорное право .2016, 2016
  12. Вульгарное договорное право
  13. §4. Договорное право постклассического периода.
  14. КОНСТИТУЦИЯ ВТОРОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1871 г.: ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  15. Договорное право
  16. Договорное право
  17. §1. Договорное право в условиях XVIII в.
  18. Глава 3. Договорное право Западной Европы в IV-XI вв.
  19. Глава 5. Договорное право эпохи комментаторов.
  20. Глава 4. Договорное право эпохи глоссаторов.