<<
>>

ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: АФИНЫ

д£=гП B ViII в. до н.э. произошло объединение племен Атти- 1 ки (одна из областей Греции) в афинское государство.

По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей.

Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. B связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставлялосоздавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение сушествовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена — эвпатриды, а простыеземледельцы и ремесленники — геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени.
K власти же допускались лишь представители благородного сословия — бывшая родоплеменная верхушка.

Уже к Vll в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, — архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. K концу Vlll в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов — ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа — навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный корабль и предоставить команду для него.

594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона — одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию — реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». B новый судебный орган — гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.

Период 560—527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 r. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на Юфил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

K V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы — форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. B середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиаль- та способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность — стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования.

Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торговлей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

K началу IV вдо н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. B связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским

Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного npouecca в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образовалась в результате военных столкновений между племенами, мигрировавшими потерритории Балканского полуострова. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевателями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количество порабощенных оказалось значительно больше поработивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоминавшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, отваге. Граждане устраивали совместные трапезы, одевались одинаково для усиления единства. Специальным договором, так называемой Ретрой, в VIll—Vll вв. до н.э. было определено социальное и политическое устройство Спарты. Законодатель Ликург (возможно, это был лишь собирательный образ), кроме данного договора, разработал и структуру государственного управления.

Она выглядела следующим образом: pSr' спартанские цари — архагеты, их было двое, власть хотя и передавалась по наследству, была относительной, полномочия незначительными, но почетными (возглавляли войско, получали преимущественную часть добычи, совершали жертвоприношения), могли быть смещены каждые восемь лет; рЗ“ совет старейшин — герусия — 28 геронтов (старше 60 лет),пожизненно избираемых народным собранием, и архагенты входили в состав совета, который решал дипломатические вопросы, важные судебные процессы, касающиеся безопасности государственного строя, контролировал работу народного собрания; pijr' народное собрание — в него входили все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста; народным собрани-

ем избиралисьдолжностныелица, военоначальники, отвергались или получали одобрение вынесенные чиновниками законопроекты;

psjr представительная власть — коллегия эфоров, пять человек избирались на один год, они контролировали архагентов и народное собрание, их же собственная власть постепенно становилась бесконтрольной.

При формировании рабовладельческого строя пережитки родовой общины в Спарте все еше сохранялись. Собственность на землю была общей, и каждому полноправному гражданину выделялся надел в пользование вместе с рабами, который ни продать, ни подарить, ни завещать было невозможно. Также гражданам не разрешалось торговать. Однако, несмотря на стремление спартанцев сохранить материальное равенство, расслоение населения все же происходило. Спартанцы передавали хороший земельный надел только старшим своим сыновьям, остальные, так называемые гипомейоны (обездоленные), лишались своего положения и уже не могли участвовать в народном собрании.

Ha окраинах спартанских селений в горных неплодородных районах жители — периеки занимались ремесломитор- говлей. Периеки имели ряд имущественных прав, но политических были лишены. Кроме того, их казнь в некоторых случаях производилась без суда и следствия. Однако все это не мешало некоторым из них накапливать богатство, что подрывало устройство спартанского государства и вносило беспокойство в ряды граждан.

Наиболее бесправными были, конечно же, жители Mec- синии — илоты, их положение было рабским в прямом смысле этого слова.Однако рабство в Спарте нельзя считать классическим. Илоты были закреплены за определенным землевладельцем и не продавались, они могли использовать по своему усмотрению оставшуюся часть урожая. Кроме того, у илота был шанс выкупиться на свободу в результате военного похода, где он участвовал вместе с благородными воинами и получал какую-то часть добычи. KIV в. до н.э. coxpa- нять военную демократию в спартанском государстве становится практически невозможно. Представители разных слоев населения недовольны существующим строем. Ослабленная внутренними противоборствами Спарта в IV в. до н.э. теряет Мессинию, а уже во Il в. до н.э. попадает под власть македонского завоевателя.

10.

<< | >>
Источник: Никофорова Наталья Александровна.. История государства и права зарубежных стран . 2007. 2007

Еще по теме ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: АФИНЫ:

  1. 4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты?
  2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Глава 4. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  3. Право Древней Греции
  4. 2.2 Мифология и зарождение философии в Древней Греции
  5. § 9.1. Становление политического общества в Древней Греции
  6. ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (все даты - до новой эры)
  7. Политическая и правовая мысль в Древней Греции раннего периода (IX—Vl вв. до н.э.)
  8. 8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?
  9. Глава 3 Политические и правовые учения в Древней Греции
  10. Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
  11. Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
  12. Глава III Истоки рационалистическои утопии в Древней Греции
  13. 4. Вторым крупнейшим после Афин полисом, сыгравшимвидную роль в истории Древней Греции, была Спарта.
  14. Часть первая. История государства и права древнего мира Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока