<<
>>

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Средневековая Индия в VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных мелких государств-княжеств, экономически не связанных между собой и время от времени объединявшихся вокруг наиболее крупных из них в результате войн.

Возникавшие государственно-политические образования, такие как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов и Чалукьев, были непрочными . Отдельные княжества, входившие в них, сохраняли прежних правителей . Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких; с ними вело борьбу центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата

Жизнью общины руководил совет, но, пожалуй, главным скрепляющим ее началом были варны, которые узаконивали и даже освящали неравенство . Представители высших варн имели неоспоримое право пользоваться за ничтожную плату услугами людей низших сословий и относиться к ним с презрением Вера в перерождение и карму побуждала относиться к сложившемуся положению вещей как к данности .

Любой член общины (и богатый землевладелец, и презренный мусорщик) ощущал, что находится на своем месте, которое определено его кармой, и должен выполнять в соответствии с этим определенные обязанности по отношению к другим членам общины .

Саморегулирование в индийской общине достигало уровня автоматизма. Замкнутость и самодостаточность делали ее практически независимой от центральной власти Община должна была отдавать правительству шестую часть урожая, а в остальном давление государства практически не ощущалось . В нем и не было необходимости: община сама являлась государством в государстве, причем весьма деспотичным и суровым Неудивительно, что политические неурядицы мало затрагивали жизнь общины, никогда не вовлекавшейся в военные действия Смена правителей, изменение границ государств и княжеств не вносили ничего нового: община по-прежнему платила свой налог, и этим ее связи с внешним миром ограничивались .

Индусские государства этого времени были монархиями, во главе стояли раджи и махараджи, под властью которых находилась большая часть земли в государстве . Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника . Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати

Сохранившаяся от Древнего мира индусская политико-религиозная концепция «девараджи» («хорошего царя»), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Одной из этих обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями

При махарадже действовал совет (мантрипаришад). Значительное место в государственном аппарате принадлежало военным и сборщикам налогов . На местах эти функции, как правило, совмещали одни и те же лица. Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги . В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право суда над крестьянами по отдельным видам уголовных преступлений Некоторые из них рассматривались в судах общин и каст

Широкое распространение купли-продажи земли как следствие развития частной собственности привело к созданию должности главного хранителя государственных документов, в обязанность которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба казне, а цена, назначаемая продавцом, не была завышена

Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой

Во второй половине ХП в . начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, потому что феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в .

выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 г. он был признан багдадским халифом в качестве независимого государства

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов . К централизации правящую элиту толкала угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны . Важным средством объединения непокорных феодалов вокруг султанского престола были захватнические войны, которые вели правители

Эти войны привели к созданию в первой половине XIV в . огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии Но уже в конце XIV в в результате нашествия Тимура в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI в к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура — Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 г. династию Великих Моголов.

Теократическое исламское государство Делийский султанат было деспотией, в которой не существовало общепризнанного порядка престолонаследия . Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей:

♦ защиту веры и толкование священного закона;

♦ установление мира среди подданных;

♦ защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ;

♦ ведение войн против врагов ислама;

♦ собирание налогов и распределение государственных доходов .

В силу этих религиозных предписаний султан был теократическим главой государства и главнокомандующим армией; ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием богословами-муджтахидами (иджмой) .

Двор султана был центром политической жизни и управления империей . Состоящий из большого числа придворных чинов, слуг и охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны

Главным сановником двора был вакил-и-дар — дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, кухней и столом Другой равной по значению фигурой при дворе был эмир-хаюб — главный церемониймейстер .

Он и его помощники (хаюбы) стояли между султаном и подданными . Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывая их для военного совета. Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т . д . Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств

В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов . Султан вершил дела с помощью тех людей, которых назначал, произвольно определяя их полномочия . Тем не менее в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное . Финансами занималось ведомство главного министра султана вазира, оно называлось диван-и-вазират.

Военное ведомство возглавлял арид-и-мамалик, который являлся главным инспектором вооруженных сил . Специальное ведомство диван-и-инша ведало корреспонденцией правителя. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, а ведомство диван-и-кази — судебными

Административно-территориально Делийский султанат был разделен на 23 провинции, наиболее крупные из которых делились на шики (области). Административной единицей следующего уровня была паргана (район), включавшая ряд деревень

Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах области Аппарат провинции копировал центральную администрацию: там был свой арид, ответственный за вооруженные силы, сахиб-и-диван, ответственный за сбор налогов, и т д

Градоначальником и главой местной полиции являлся котвал

Главным судьей в государстве (кази-и-мамаликом), подчиненным только самому султану, который мог публично вершить суд над подданными, был садр-ус- судура

Суд под председательством султана или наместника провинции назывался ма- залим. Он рассматривал главным образом жалобы против чиновников .

Отличительной чертой средневековой Индии было то, что уголовный суд был частично отделен от администрации. В каждом большом городе, включая Дели, был свой кази (судья) .

Приводил в исполнение приговор в провинциях и армии амир-и-дад . Однако он не был простым исполнителем решения кази и имел право отказаться выполнить неправосудное решение. Этому же человеку поручалось следить за сохранностью общественных построек, мостов и городских стен, контролировать полицию и деятельность особых блюстителей нравственности — мух- тасибов, в обязанность которых входили охрана святых мест, пресечение пьянства, незаконных браков и т п

Устойчивость правительства в Делийском cyлтанате обусловливалась боеспособностью армии, основной силой которой являлась конница Важное место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам, находившимся в столице В отличие от конницы, пехота вербовалась как из мусульман, так и из индусов . Армия была организована по десятичной системе . Военный чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного должностного лица: у эмира в подчинении было 100 всадников, у мелика — 1 тыс . , у хана — 10 тыс .

В XVI в . на смену Делийскому султанату пришла империя Великих Моголов. Произошло коренное изменение в системе земельных пожалований: только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного держания — джагира (жаловалась не сама земля, а лишь право сбора ренты с проживавших на ней крестьян) . Владельцы таких наделов, джагирдары (мусульманская знать), получали землю на условиях выставления определенного количества наемной конницы от количества земли . В случае неисполнения этой обязанности данные земли могли быть изъяты .

Собственность покоренных моголами индусских феодалов (заминдаров), которые соглашались платить дань, также носила характер частного феодального землевладения

Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управления, которые были ранее свойственны Делийскому султанату Это объясняется прежде всего однотипностью данных государств: империя Великих Моголов также возникла в результате завоевательных войн, а моголы, как и правители Дели, были мусульманами, стремящимися усилить проникновение ислама во все области .

Так же, как и Делийский султанат, Могольская Индия была деспотическим государством, основной опорой которого являлись армия и разветвленный бюрократический аппарат, в котором не были до конца изжиты элементы дворцово-вотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин

Во главе государства Великих Моголов стоял падишах — центральная фигура всей административной и судебной системы Индии Он решал все важные дела в государстве, связанные с назначением должностных лиц, наместников провинций, пожалованиями джагиров и т д

В 1574 г . падишах Акбар ввел новую административную систему мансабдари, которая просуществовала до распада Могольской империи . На ее основе весь бюрократический аппарат перестраивался по военному образцу: высшие чиновники были разделены на 33 ранга, которые находились в прямой зависимости от числа наемных всадников, выставляемых ими

Важную роль в управлении страной играли постоянно действующие совещания с высшими чиновниками, посвящавшиеся как обсуждению текущих дел, так и перспективным вопросам религиозной и государственной политики . Один раз в неделю эти совещания превращались в высшее судебное заседание.

Главными ведомствами в империи Моголов были, как и в Делийском султанате, военное и финансовое ведомства, во главе последнего стоял первый министр — диван . Главой военного ведомства, главным интендантом и казначеем был мир-бакши . В число важнейших министров входили также мир-саман — главный чиновник, ведавший падишахскими мастерскими и складами, и садр-ус-судар, являвшийся главой духовного и судебного управления

В Могольской Индии не было четкого различия между придворными и государственными должностями, вследствие чего нередко придворный конюший или виночерпий мог стать первым министром Все слуги при дворе имели воинские звания по системе мансабдари, в их обязанности входил контроль деятельности государственных чиновников

Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, просматривавший указы государя. При дворе существовало также разведывательное управление, возглавляемое особым чиновником

Административно-территориально Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками — хакимами . В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары — начальники, ведавшие военными делами, гомашты — сборщики налогов и котвалы — начальники городов .

Численность войск, подчинявшихся центральному правительству, в Моголь- ской Индии была значительно увеличена Отряды, которые содержались за счет казенных средств, назывались дахили (дополнительными). Особо привилегированные воины, нанявшиеся непосредственно к падишаху, назывались ахади, ими командовал эмир высокого ранга Наряду с наемными войсками в армии сохранялось крестьянское ополчение

1

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ:

  1. Часть вторая. История средневекового государства и права Раздел III. Государство и право средневековой Европы
  2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВИЕЙ ИНДИИ
  4. госудАРСтво и пРАво индии B НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  5. госудАРСтво и пРАво японии И ИНДИИ B СРЕДНИЕ ВЕКА
  6. Глава 6. Государство и право в средневековом Китае
  7. Чемеринская В.В.. Государство и право стран Средневековой Европы 2015, 2015
  8. Глава 14. Государство и право в средневековой Японии
  9. Глава 7 . Государство и право в средневековой Японии
  10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ
  11. Раздел IV. Государство и право средневекового Востока.
  12. Глава 13. Государство и право в средневековом Китае
  13. Религия и культура Индии в раннее средневековье
  14. Государство и община в Индии
  15. 1. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ B ИНДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ
  16. Право средневековой Японии.
  17. § 4. Феодальное (средневековое) право