<<
>>

Глава 7 . Государство и право в средневековой Японии

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, затем в течение нескольких веков туда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока Китая, а также племена из Индонезии, Кореи и Индокитая.

В III-VII вв. на японских островах шел активный процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества. Появление первых племенных союзов на территории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родовая община, развиваясь, постепенно уступала место общине соседской. Наряду со свободными крес- тьянами-общинниками появились полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) жрабы — но последних было незначительное количество.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:

• раннее средневековье (VII—XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;

• развитое средневековье (XnI-XVII вв.), когда в Японии сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со специфической военно-самурайской окраской и со всевластием сегуна - «великого воеводы, покорявшего варваров»;

• позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы:

• гокенин - непосредственные вассалы правителя-сегуна;

• хигокенин - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств.

К XVII в. даймё подразделяются на две категории:

• непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;

• «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издается книга «18 законов», тогда регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества:

• самураи - си; ,,

• крестьяне — но;

• ремесленники - ко;

• торговцы - сё.

Японская аристократия стояла несколько особняком. Называлась она кугэ и получала в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Вне общества стояли социальные изгои, именовавшиеся париями, - эта. Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать — рисовая рента - зависимых крестьян доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы - они фактически были рабами.

Реформы Тайка 645 г. имели для Японии значение политической революции, обеспечившей утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - императором, сыном богини Солнца - согласно древней японской религии синто («путь духов»). В эру Тайка появилось Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны XX в. Министерство состояло из одного особого управления, четырех главных и тринадцати простых управлений и являло собой сложнейшую структуру, целиком направленную на обслуживание потребностей императорского дома.

Впоследствии с ростом благосостояния и одновременно клановых распрей возрастает политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: императорский двор, домоуправление правящего клана и буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия императора, как правило, принудительно постригали в монахи, а на престол возводили его малолетнего наследника - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов.

Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер, или «старший министр», а непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые в свою очередь опирались на старших и младших советников.

Под началом Государственного совета было восемь министерств (министерства императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров, с огромным штатом разъездных цензоров-контро- леров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования по нарушениям норм нравственности в государстве.

С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333) двоевластие приобретает законченное выражение. Минамото стремился преодолеть раздробленность страны, избавить ее от распрей, укрепить государство в целом и свою власть в частности. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение статуса императора как номинального главы

государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Хотя император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор при сёгунате уже не играли сколь-нибудь заметной роли в управлении страной. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако сразу же возникает правительство сегуна - бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорявшего варваров», - сегуна.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно — к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходит ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат.

Именно с того времени политическая воля императора не учитывается вообще, а в императорской столице (г. Киото) вводится новая должность наместника сегуна - сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же, в XVII в. (1635 г.), сёгунат вводит систему заложничества, согласно которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие «узкого кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы. В ведении Министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который с помощью специальных законоведов мог проводить расследования либо прекращать судопроизводство. Правильности судебных решений на местах Государственный совет достигал также с помощью своих специальных инспекторов.

Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который рассматривал и наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из служебных списков.

Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции - реставрации Мэйдзи - была восстановлена власть японского императора.

Что касается источников права средневековой Японии, то первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (Конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не отделялось от религиозных и этических норм, если не считать некоторых понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», «божьем суде» и с концепцией «справедливости».

Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего. Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно-наказательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

В числе наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья можно назвать: Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен в основном регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

Хронология истории средневековой Японии

645 - эра Тайка (эпоха «великих перемен»); объединение племен и образование единого государства во главе с императором.

701-718 - составление законов Тайхо-рё и Ёро-рё.

X в. - распад надельной системы землепользования.

1192 - установление первого сёгуната Минамото.

1603 - сёгунат Токугава.

1615 - издание книги «18 законов» с регламентом правового статуса отдельных социальных групп.

Литература

История Востока: В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М. 1995.

История Японии: Учеб. пособие. М., 1999.

14(7

государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Хотя император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор при сёгунате уже не играли сколь-нибудь заметной роли в управлении страной. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако сразу же возникает правительство сегуна - бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорявшего варваров», - сегуна.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно - к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходит ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с того времени политическая воля императора не учитывается вообще, а в императорской столице (г. Киото) вводится новая должность наместника сегуна - сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же, в XVII в. (1635 г.), сёгунат вводит систему заложничества, согласно которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие «узкого кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы. В ведении Министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который с помощью специальных законоведов мог проводить расследования либо прекращать судопроизводство. Правильности судебных решений на местах Государственный совет достигал также с помощью своих специальных инспекторов.

Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который рассматривал и наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из служебных списков.

Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции - реставрации Мэйдзи - была восстановлена власть японского императора.

Что касается источников права средневековой Японии, то первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка {Конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не отделялось от религиозных и этических норм, если не считать некоторых понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», «божьем суде» и с концепцией «справедливости».

Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего н младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего. Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно-наказательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

В числе наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья можно назвать: Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен в основном регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

Хронология истории средневековой Японии

645 - эра Тайка (эпоха «великих перемен»); объединение племен и образование единого государства во главе с императором.

701-718 - составление законов Тайхо-рё и Ёро-рё.

X в. - распад надельной системы землепользования.

1192 - установление первого сёгуната Минамото.

1603 - сёгунат Токугава.

1615 - издание книги «18 законов» с регламентом правового статуса отдельных социальных групп.

Литература

История Востока: В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М. 1995.

История Японии: Учеб. пособие. М., 1999.

Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961. Свод законов «Тайхо руире Риду» (УК). М., 1989.

Контрольные вопросы

1. Какие периоды выделяют в развитии средневековой Японии?

2. Что обозначают названия: си, но, ко, сё?

3. Как можно перевести термин «сегун»?

4. Назовите наиболее известные сборники японского средневекового права.

<< | >>
Источник: Сажина В.В., Тагунов Д.Е.. История государства и права зарубежных стран 2005 - 280 с. 2005

Еще по теме Глава 7 . Государство и право в средневековой Японии:

  1. Глава 14. Государство и право в средневековой Японии
  2. Право средневековой Японии.
  3. Глава 39. Государство и право Японии в новейшее время
  4. Глава 8. Государство и право Японии в новейшее время
  5. Глава 27. Государство и право Японии в новое время
  6. Глава 12. Государство и право Японии в Новое время
  7. § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)
  8. Глава 6. Государство и право в средневековом Китае
  9. Часть вторая. История средневекового государства и права Раздел III. Государство и право средневековой Европы
  10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ
  11. Глава 13. Государство и право в средневековом Китае
  12. 3. Государство и право Японии
  13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ XIX-XX вв.
  14. госудАРСтво и пРАво японии И ИНДИИ B СРЕДНИЕ ВЕКА