3. Государство и право Японии
Китай оказал значительное влияние на формирование японской средневековой государственности. Она имела облик империи. Первые японские правители признавали сюзеренитет китайских императоров.
Однако власть японских правителей была неустойчивой из-за борьбы кланов, которые стремились её узурпировать. Только в середине VII в. ситуация стабилизировалась, так как клан Тайк подавил всех конкурентов. Новая династия перестала признавать зависимость от Китая и проводила жёсткую централизованную политику. Был создан государственный совет (дадзекан), куда вошли главы кланов на правах подданных. Главы десяти ведомств составляли высший административный совет (дадзедан). Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Население было обложено налогами и воинской повинностью, земля была объявлена собственностью императора. Буддизм был объявлен государственной религией. Им (буддизмом) занималось специальное ведомство синто (буддизм был заимствован из Китая).В этот период активную политическую роль стало играть сословие самураев (воины по рождению).
Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина») и объединялись в отряды, служившие главам кланов. Опора на самурая давала значительное преимущество, потому что самурай верил в ничтожность земной жизни, не боялся смерти и готов был пожертвовать жизнью ради своей господина.В 1185 году клан Минамото с помощью самураев совершил военный переворот. Глава клана был провозглашён сёгуном («великим полководцем») и стал реальным главой государства, контролировавшего самого императора. В резиденции императоров теперь всегда находился человек сёгуна (сёсидай), контролировавший императора, уделом которого стало изучение истории, стихосложение, исполнение древних обрядов. С 1338 по 1573 гг. сёгунами стали представители клана Асикага. С 1603 по 1867 гг.
– Токугава. Резиденция сёгунов (Эдо) фактически стала столицей страны. Отсюда по всей стране были посланы полицейские инспекторы – мэцкэ, пресекавшие малейшее недовольство военной диктатурой. Все судебные чиновники теперь подчинялись органу юстиции при сёгуне (гебусе). Судья проводил расследование, при котором применялись пытки и допускалась смерть подследственного во время дознания. Донос считался доказательством вины, так как этика японцев не допускала сокрытие факта преступления. Человек, знавший и не сообщивший наказывался наравне с преступником.Основным источником права периода сёгуната стал кодекс «Тайхо-рицурё», вступивший в действие в 702 г. Рицу – нормы уголовного права, рё – нормы административного права, хотя между ними чёткие различия провести в праве Японии крайне трудно. На его основе были приняты кодексы 1236 г., 1596 г., 1742 г. Эти кодексы содержали административное, уголовное, уголовно-процессуальное, брачно-семейное право. Закон делил чиновников на 9 классов. Переход из класса в класс до первого, самого высокого, осуществлялся через аттестацию. Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отвечавший на вопросы «без колебания и задержки» считался профессионально пригодным. Не прошедший аттестацию не только понижался в классе, но и мог не получать жалованья, у него могли конфисковать часть имущества, его могли наказать физически. Уголовное право было сориентировано на тяжкие преступления:
1) мятеж;
2) разрушение могил, дворцов, храмов;
3) переход к врагу;
4) убийство представителей высшей власти;
5) великое убийство главы клана, рода, семьи родственником;
6) нарушение религиозных заповедей.
Преступника, как правило, вешали, обезглавливали, били палками или плетьми, ссылали на каторгу. Самураи имели право казнить преступника на месте без суда и следствия даже за неэтичное поведение. Так же жестоко закон регулировал брачно-семейные отношения. Брачный возраст наступал для мужчин – с 18 лет, для женщин – с13 лет. Для заключения брака необходимо было согласие всей родни по мужской линии. Мужчина имел право иметь несколько жён и наложниц. Закон оговаривал право мужчины убить жену или прогнать её в следующих случаях:
· если жена оказалась грязной
· бездетной
· развратной
· вороватой
· болтливой
· больной
· драчливой
Главная обязанность жены – состояла во всём угождать мужу.
Таким образом, на протяжении средневековья меч самурая воспитал у японца своеобразную этику и эстетику, приучил их к порядку и культуре. Символом отношения к земной жизни японцев стал самурайский обряд по самоубийству - харакири.
Еще по теме 3. Государство и право Японии:
- ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ XIX-XX вв.
- Глава 14. Государство и право в средневековой Японии
- Глава 7 . Государство и право в средневековой Японии
- Глава 39. Государство и право Японии в новейшее время
- Глава 8. Государство и право Японии в новейшее время
- Глава 27. Государство и право Японии в новое время
- Глава 12. Государство и право Японии в Новое время
- госудАРСтво и пРАво японии И ИНДИИ B СРЕДНИЕ ВЕКА
- Право средневековой Японии.
- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЯПОНИИ
- § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)