Идея кодификации.
Слово «кодификация» (от лат. codex, книга из составленных вместе дощечек) ввел в научный оборот английский философ Иеремия Бентам (1748-1832) в самом начале XIX в. С помощью данного термина английский философ описывал результат упорядочения и систематизации законов, который призван помочь гражданину достичь своего счастья:
«Кодификация, составленная по этим принципам, была бы понятна без специального образования и не потребовала бы никакого казуистичного толкования для распутывания тонкостей.
Каждый мог бы обращаться к ней по необходимости. Она отличалась бы от всех других книг выраженной стройностью и ясностью. Отцы семейств могли бы взять ее в руки и без посторонней помощи учить по ней детей.».Бентам даже подготовил собственный проект кодификации английских законов («A general view of a complete code of laws»). Однако в Англии идея кодификации не получила поддержки, разбившись о прочные устои «созданного судьями» права. Английский идеал права получил выражение в «Комментариях к законам Англии» (1765-1769) сэра Уильяма Блэкстона.
На континенте идея упорядочения законов без использования термина «кодификация» дискутировалась в разных странах континентальной Европы еще с XVII в. Например, Лейбниц в 1672 г. подготовил проект «Упорядоченного свода права», который отличался от Свода Юстиниана строгой логичностью и ясностью структуры. Ключевыми словами дискуссии стали единообразие, система, ясность, рационализм, защита свободы граждан.
Сравнивая старое королевское законодательство и новые кодификации, Ф. Виакер прежде всего отметил существенное различие в целях издания нормативно-правовых актов. Ордонансы, буллы, статуты и прочие акты Старого режима преследовали цель консолидировать, упорядочить, улучшить («реформировать») существующее право.
Ко второй половине XVIII в.
сложилось общее представление об основных целях кодификаций. Во-первых, исчерпывающим образом упорядочить права граждан в едином взаимосвязанном законе, составленном на национальном языке и основанном на разуме и природе. Во-вторых, представить право гражданину в понятной ему форме, дабы гражданин смог сам найти ответы на юридические вопросы. Обе цели связаны с принципиальным убеждением сторонников Просвещения, что для общества гораздо лучше, если правительство и люди действуют рационально и морально. Детализированные естественно-правовые теории предлагали схемы такого поведения. Особенно полезными стали трактаты Вольфа, Дома и Потье, в которых принципы права Разума сочетались с правилами практической юриспруденции.С кодификацией оказалось связано представление о революционном изменении права. Европейские кодексы второй половины XVIII - начала XIX вв. рассматривались как план лучшего мира, начало развития, преобразования и модернизации общества. Эту идею лаконично выразил Вольтер, воскликнув: «Хотите хороших законов? Тогда сожгите существующие и сделайте новые!».
Еще одной важной особенностью кодификации стало активное участие в ее составлении политических деятелей. «Кодификация» Юстиниана и прочие древние обобщения законодательства представляли собой консолидации, подготовленные специалистами-юристами. В Новое время подготовкой проектов занялись государственные деятели с ярко выраженной философской и политической позицией.
В действительности, ни одна европейская кодификация этой цели не достигла. Наоборот, по мере развития техники, промышленности, торговли, социальной мобильности, право становилось все более сложным. Главное, что удалось кодификациям «первой волны», - это очистить континентальное право от устаревших положений Старого режима и придать ему большее единообразие в рамках национальных юрисдикций.
5.3.
Еще по теме Идея кодификации.:
- Русская идея Права - это, прежде всего, идея Любви.
- 2.Кодификация законодательства
- § 4. Кодификация
- § 3. Теоретическое и историческое в проблемах кодификации
- 11.3. Идея
- 11.3. Идея
- Кодификация и обновление права
- 13.7. Кодификация – особая форма систематизации нормативных правовых актов
- 66.1. Кодификации уголовного права и судопроизводства
- Абсолютная идея
- § 5. Кодификация римского права
- 11.3.3. Абсолютная идея
- 11.3.3. Абсолютная идея
- Идея жизни