<<
>>

2. Концепции древних авторов по проблеме и их современная интерпретация

Проблема возникновения государства и права интересовала древних, античных авторов, которые были носителями знания более высокого порядка по сравнению с современной наукой. В частности, Аристотель (384-322 г.

до н.э.) - древнегреческий философ - является основателем патриархальной теории происхождения государства. Представителями этой теории были также Конфуций (древний китайский мыслитель), русский социолог, публицист и теоретик народничества Н. Ми­хайловский (1842-1904) и др. Сущность теории - государство возникает в результате разрастания семьи: государственная власть - продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространяется только на семью, а уже затем – на все население страны; данная теория обосновывает утверждение «отцовской» власти монарха в обществе. То есть, согласно этой теории, государст­во возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произош­ла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти.

Платон – древнегреческий философ (V – IV вв.

до н.э.) считал, что государство – это идея, или архетип (образец), существующая вне пространства и времени. Эта идея в начале времени взаимодействует с пространственным миром, порождая в нём собственные копии. Идеальная природа государства вступает в противоречие с политической практикой, тяготеющей к изменению. Отсюда получается, что современная эволюция есть не прогресс, а регресс. Платон ссылается на знаменитый миф об Атлантиде, где люди–боги находились в гармонии с Космосом (Космосом греки называют всё, что выше человека) и долгое время не стремились изменить свой образ жизни. Гибель Атлантиды была предопределена отходом от своей идеальной формы. Платон называет четыре пути такой деградации и гибели государства:

1) тимократия (власть честолюбцев),

2) олигархия (господство немногих над большинством),

3) демократия (власть народа),

4) тирания (узурпация - незаконный захват власти - власти одним человеком и использование им жестоких способов правления).

Таким образом, вопрос о происхождении государства и права можно с полным основанием отнести к числу вечных вопросов. Более предметно можно проследить вопрос об образовании новых государств в пределах уже существующего мира государств.

<< | >>
Источник: Рамазанов А.Х., Халифаева А.К.. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. 2005. 2005

Еще по теме 2. Концепции древних авторов по проблеме и их современная интерпретация:

  1. § 2. Проблема химической формы материи и движения в современной науке. Обзор концепций
  2. Проблемы интерпретации «третьего вида» («хора» Платона и «материя» Аристотеля)
  3. Раздел V. Глобальные проблемы современности и перспективы развития современной цивилизации
  4. Современные концепции справедливости
  5. Современное исламское движение после 1920-х г. ввело новую интерпретацию прав женщин в исламской доктрине
  6. Семинар 2. Основные концепции современной философии науки
  7. Четвернин “Современные концепции естественного права”:
  8. Вопрос № 18. Концепции денег и современные изменения в денежном оборот
  9. Петров И.В.. Государство и право Древней Руси (до эпохи Русской Правды). Теории происхождения государства и права. Античные письменные источники и венедская проблема (I—V вв.). Древнейшие письменные известия о славянах и денежные рынки Восточной Европы (VI—VII вв.). 2016— 420 с., 2016
  10. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:
  11. 3.Концепция устойчивого экономического развития и проблемы роста экономики России
  12. Р.В. Шагиева. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Монография. — 2-е изд. — Калуга,2008. — 280 с., 2008
  13. 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ
  14. О.В. Захарова. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.2007, 2007
  15. 11.8. Антиинфляционная политика государства и важнейшие современные концепции инфляции