<<
>>

в) Личный наем

. B Вавилоне практиковался также наем рабочей силы свободных граждан, так что наряду с трудом рабов, который преобладал в вавилонском обществе, применялся также в хозяйстве и наемный труд свободных.

Договор найма свободных составлялся по аналогии с договором найма рабов. Наниматель как бы нанимал работника у него самого, подобно тому, как он в других случаях нанимал раба у рабовладельца. Это свидетельствует о рабовладельческом характере вавилонского общества. По-видимому, первоначально наем распространялся только на людей несвободных — рабов и членов семьи должника, отданных в кабалу, и лишь позднее договор найма стал применяться к свободным людям, вынужденным идти в батраки.

Законы Хаммурапи упоминают о различных категориях ремесленников, свидетельствуя этим о довольно заметном разделении труда и о некотором развитии ремесла в городе: в них говорится о кирпичниках, каменотесах, ткачах, плотниках, кожевниках, судостроителях, каменщиках, судовщиках и т. д. Для целого ряда категорий ремесленников устанавливается такса платы за их труд.

Эта такса фактически не соблюдалась, и вместо 9—11 сиклей в год, предусмотренных законом, работники нанимались за 6—7 сиклей в год. Характерно, что сельскохозяйственным рабочим полагалась по закону более высокая заработная плата, чем ремесленникам. Это свидетельствует о более высоком значении сельского хозяйства по сравнению с ремеслом. Однако плата пастуху определена меньше, чем другим работникам сельского хозяйства. Заработная плата уплачивалась серебром, зерном или маслом. B дошедших до нас договорах размер платы работникам определяется в V2 гура, один гур, 1 V2 гура зерна в месяц, в серебре — от 2 до 10 сиклей в год, иногда с присоединением одежды для работника за счет нанимателя.

Законы устанавливают также таксы труда врачей, ветеринаров, строителей домов, судостроителей.

Вознаграждение врачу менялось в зависимости от того, была ли оказана услуга авилум, муш- кену или рабу.

Оплата труда производилась, как правило, лишь по истечении срока найма. Если нанявшийся прекращал работу раньше срока, он терял право на получение вознаграждения. Встречаются, однако, договоры, содержащие условие о платеже за работу вперед полностью или частично, а также содержащие условие о праве сторон досрочно прекратить действие договора. Однако чаще всего наниматель выговаривал себе право задерживать заработную плату до истечения срока найма, стремясь обеспечить себе рабочие руки на все время действия договора.

Нередко личный наем соединялся с договором займа. Наниматель давал работнику часть заработной платы вперед на условиях займа. Это обеспечивало нанимателю возможность принять против нанявшегося на работу все те меры, какие закон допускал в отношении неисправных должников, т. e. давало ему возможность при неявке на работу в срок обратить работника в кабалу. K такому соединению найма с займом прибегали обычно в тех случаях, когда нанимателю нужно было обеспечить рабочие руки для какой- либо срочной неотложной работы, например для жатвы хлебов.

Нанявшемуся в отдельных случаях доверялись материальные ценности, и закон определяет в связи с этим его ответственность за их сохранность. Так, пастух отвечает за пропажу вверенных ему волов и ослов, возмещая ущерб волом за вола и ослом за осла.

Более того, по закону он отвечает за уменьшение стада или за недостаточный его рост, происшедшие вследствие размеров приплода, не отвечающих условиям договора с пастухом. Пастух отвечает также за украденный и проданный им скот. Украденное он должен возместить в 10-кратном размере. Пастух несет также ответственность за гибель скота от болезни, приключившейся вследствие его небрежности. Однако он освобождается от ответственности, если скот погибнет без всякой вины с его стороны. “Если в загон ударит молния или если лев схватит животное, — гласит закон, — пастух должен поклясться, что он не виноват, и убыток должен будет нести хозяин загона” (ст.

266).

Предусмотрена также ответственность лица, нанявшегося быть смотрителем поля, которому хозяин доверил, по-видимому, весь живой и мертвый инвентарь. Если смотритель использует этот инвентарь для своего поля, он должен отдать весь урожай хозяину инвентаря. Если доверенный ему скот смотритель отдаст кому-либо внаймы или если украдет семена и на поле ничего не вырастет, то он должен уплатить хозяину поля 60 гур зерна за каждый ган поля. Если ему нечем уплатить, он остается отрабатывать долг в качестве пастуха. Если же этот смотритель украдет что-либо из зерна или корма и будет застигнут с поличным, ему отрубают руки.

Предусмотрена также ответственность судовщика, который берется перевезти на судне груз. Если вследствие небрежности судовщика судно и перевозимый груз потонут, судовщик должен возместить полностью весь убыток. Если судно получит течь и сядет на мель, судовщик должен уплатить половину его стоимости.

B законах установлена ответственность врача за хирургическое лечение, причинившее потерю глаза или смерть больного, ответственность ветеринара за смерть вола или осла от операции, ответственность строителя дома за непрочность его сооружения. Если дом обрушится, строитель несет полную ответственность за весь материальный вред и должен восстановить дом за свой счет. Если при этом погибнет собственник дома, строитель предается смерти, а в случае смерти сына домовладельца, по принципу “равным за равное” (талион), предается смерти сын строителя, в случае смерти раба он должен дать раба за раба. Судостроитель также несет ответственность в случае, если судно окажется недостаточно прочным и потерпит аварию в первый же год плавания: судостроитель должен разобрать это судно и сделать новое прочное судно за свой счет.

г) Заем. Много статей в кодексе Хаммурапи посвящено договору займа. Этот договор находил себе весьма широкое применение в Вавилоне времен I династии. Ростовщичество в этот период расцвело в стране пышным цветом, вызывая в качестве своих последствий полное разорение задолжавших крестьян и их обращение в рабство.

До законов Хаммурапи неоплатные должники попадали пожизненно в долговую кабалу, так что разорившиеся бедняки быстро теряли свою свободу. Это явление угрожало устойчивости вавилонского рабовладельческого государства: оно ослабляло обороноспособность страны, уменьшая кадры свободных граждан, способных заполнять ряды войска, и создавало в стране значительное число рабов-вавилонян, способных легко войти в контакт с недовольными из числа свободной бедноты Вавилона и потому особенно опасных для вавилонского рабовладельческого государства.

Законодательство Хаммурапи проникнуто поэтому стремлением умерить аппетиты ростовщиков, облегчить, по возможности, положение должника, приостановить рост долгового рабства.

Если раньше должник, неспособный своевременно уплатить свой долг, превращался на всю свою жизнь в раба, то теперь законы Хаммурапи уничтожают пожизненную кабалу и устанавливают трехлетний срок для отработки любого долга. Статья 117, имевшая, несомненно, огромное значение, гласит: “Если кто-нибудь имел на себе долг и продал за деньги или отдал в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или кредитора (только) три года; на четвертый год они будут отпущены на свободу”. Статья не говорит ничего о самом должнике; но, конечно, и сам должник, если он шел в кабалу для отработки своего долга, не должен был работать дольше трех лет. Аналогичное положение содержится в древнееврейских законах, где должник признавался свободным по истечении шести лет долговой кабалы.

Закон защищает также должника и членов его семьи, вынужденных отрабатывать долг, от жестокого обращения кредитора. Статья 116 постановляет, что если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то если взятый в залог был сыном свободного, должно предать смерти сына кредитора, а если он — раб, кредитор должен уплатить треть мины серебра и, кроме того, теряет все данное им взаймы.

Законы Хаммурапи защищают, далее, должника от самоуправных захватов его имущества кредитором.

Кредитор не вправе без согласия должника взять хлеб из его житницы или кладовой и, если он это сделает, должен вернуть весь взятый хлеб и теряет все данное им взаймы (ст. 113).

Законы предоставляют льготы должникам, пострадавшим от бури, наводнения или недостатка воды. Должник, которого в силу указанных причин постиг неурожай, получает отсрочку долга и освобождается от платежа процентов за этот год. Должник, как гласит закон, “не отдаст в этом году хлеб заимодавцу и может смочить свой документ[36], он не обязан отдавать и проценты за этот год” (ст. 48).

Несомненно, большой льготой для должника являлось также положение, изложенное B ст. 96, о том, что должник, получивший взаймы зерно или деньги, если у него нет зерна и денег для расплаты с кредитором, может погасить свой долг любым имуществом, каким он только располагает. Аналогично этому в отношении процентов по денежному займу предусмотрено, что проценты могут быть уплачены не только деньгами, но и зерном. Должник, теснимый кредитором, может предложить ему в погашение долга также плоды своего сада (финики, как сказано в ст. 66 кодекса). Если кредитор — “тамкар” не согласится на то, чтобы взять все финики, какие окажутся в саду, должник может взять финики себе, рассчитаться с кредитором в точности по условиям договора и все, что останется от фиников, взять себе.

Законы Хаммурапи содержат также положения, направленные к тому, чтобы предупредить злоупотребления ростовщиков при выдаче серебра и зерна взаймы и при обратном получении данного взаймы. Если ростовщик дает при займе под проценты деньги в меньшем количестве, или отмерит зерно меньшей мерой, или, наоборот, при погашении долга взыщет больше денег или будет мерить зерно большей мерой, он лишается всего, что было дано им взаймы. По-видимому, существовал контроль за отвешиванием денег и зерна, который осуществлялся при выдаче взаймы денег и зерна. По крайней мере, объявляется, что ростовщик, который предоставил взаймы деньги или зерно в такой день, когда не функционировал контроль, лишается всего, что было дано им взаймы (ст.

95).

Размер процентов по займу был велик. Закон устанавливает в качестве максимального следующий размер процентов: для зерна 33 Ѵз, (100 ка на 1 гур зерна)1, а для денег — 20% (за 1 сикль серебра V6 часть + 6 ше), т. e. 36 ше[37] [38]. Превышение этих процентов грозило кредитору потерей всего, что было дано им взаймы.

Ростовщики, по-видимому, обходили этот законный максимум и пытались взыскать с должника более высокий процент, чем было дозволено законом. Судебник Хаммурапи стремится пресечь попытки ростовщиков обойти законный максимум процентов. Так, предусматривается случай, когда ростовщик отрицает получение им процентов и таким образом добивается вторичного их получения (ст. 92). Закон касается и других способов, которые практиковались в целях увеличения нормы процентов (частичный платеж, при котором кредитор не выдал должнику расписки в получении денег и таким образом обеспечил себе возможность требовать вторично уже уплаченную сумму, а также проценты на всю сумму займа; частичный платеж, после которого кредитор приписывал в новом документе проценты к капиталу и этим заставлял должника платить проценты на проценты) (ст. 93). Проценты на проценты в общей форме не воспрещались, но они признавались недопустимыми, если их платеж обманным образом возлагался на должника. Bo всех указанных выше случаях обманных действий кредитора последний должен был в двойном размере вернуть все им неосновательно полученное.

Нередко долг обеспечивался залогом. Какая-либо часть имущества должника (его поле, сад, его раб и т. д.) или все его имущество должны были гарантировать исправное выполнение должником его обязательств. Если должник не возвращал в срок долга, кредитор мог удовлетворить свое требование от доходов с заложенного имущества или от его продажи.

Кодекс Хаммурапи, регулируя залог, пытался предотвратить разорение должника и стремился защитить его от насилий и злоупотреблений ростовщиков. B этом духе составлены статьи кодекса, предусматривающие залог поля: законодатель хочет предотвратить захват кредитором урожая с заложенного поля в количестве, превышающем долг. Статья 49 гласит: “Если кто-нибудь взял взаймы деньги у тамкара и отдал ему годное для обработки хлебное или сезамное поле, сказав ему “возделай поле, собери хлеб или сезам, который на нем, и возьми его себе”, и если тамкар вырастит на поле хлеб или сезам, то хлеб и сезам, который на поле, должен во время жатвы взять хозяин поля и отдать тамкару за деньги, взятые у него, с процентами на них, и за издержки тамкара по обработке поля”. Статья 50 устанавливает такое же правило в отношении поля, уже обработанного должником.

Далее, закон разрешает должнику, отдавшему поле в залог, уплатить долг и проценты не деньгами, а зерном или сезамом. Законодатель хочет этим предупредить поспешную и в силу этого невыгодную продажу зерна должником для расплаты с кредитором.

<< | >>
Источник: В. А. Томсинов.. Всеобщая история государства и права. Древний мир и средние века. 2011. — 640 с.. 2011

Еще по теме в) Личный наем:

  1. Раздел III. Наем жилых помещений Глава 1. Социальный наем жилых помещений
  2. б) Имущественный наем
  3. Личный обыск
  4. 3.3. Подготовка стажеров адвокатов: личный и корпоративный патронат в адвокатуре
  5. Глава 2. Коммерческий наем жилых помещений
  6. Глава 3. Наем специализированных жилых помещений
  7. § 139. Наем вещей (locatio-conductio rerum)
  8. § 140. Наем услуг (locatio-conductio operarum)
  9. § 139. Наем вещей (locatio-conductio rerum)
  10. § 140. Наем услуг (locatio-conductio operarum)
  11. Глава 4. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
  12. В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, его «личный путь» к Богу.
  13. Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице Комментарий к статье 27.7
  14. § 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства
  15. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся нри физическом лице, досмотр транспортного средства
  16. Глава IV. Стороны в обязательстве § 1. Личный характер обязательств
  17. § 2. Договоры найма (locatio-conductio). Общие положения
  18. § 75. Суперфиций и эмфитевзис
  19. § 75. Суперфиций и эмфитевзис