<<
>>

Мусульманское население в России всегда было значительным.

Мусульмане были подданными Российской империи, обладали определенными правами и привилегиями, связанными со спецификой их религиозной принадлежности. Например, разрешалось рассмотрение маловажных уголовных дел и мелких гражданских споров судами кадиев.

Мусульмане даже имели свою фракцию в Государственной Думе.[78] Февральская революция 1917 г. в России поставила мусульман в неопределенное положение. Легитимность власти Временного правительства для них была сомнительна, поскольку не освящалась ни монархией, ни церковью, ни традицией. А хаос, воцарившийся в России в революционный период, породил ощущение полного разрыва со всем тем, что олицетворяло в глазах мусульман прежнюю российскую цивилизацию. Но в то же время мусульмане осознавали, что на их небольшие территориальные образования, которые в революционный период не были даже государствами, обязательно будут претендовать Турция и Иран, исторически соперничавшие с Россией за обладание ими.

Большевики, осуществляя революционные преобразования, не могли оставить без внимания такой фактор как численность мусульман на территории России, которая в 1910-1923 гг. выросла до 30 млн. человек. Сплоченность и фанатизм мусульман превращали их в мощную и реальную силу. Они проявляли преданность царю, его правительству, признавая, что их власть освящена Богом и является, согласно исламскому вероучению, единственной и законной властью. Временное правительство не нашло подхода к мусульманам. Большевикам необходимо было выработать определенную стратегию для привлечения мусульман на свою сторону, не нарушая в то же время атеистических принципов коммунизма. Перспектива создания самостоятельных государств под покровительством большевиков подтолкнула мусульман к переходу на их сторону. В Туркестане власть перешла в руки Советов в течение двух недель, начиная с 28 октября 1917 г., в январе 1918 Советы победили в Крыму, в феврале-сентябре 1920 г.

с помощью Красной Армии были свергнуты деспотические режимы в Хиве и Бухаре, в апреле 1920 г. – в Азербайджане.[79]

Большевистская концепция решения исламской проблемы заключалась в постепенном привлечении мусульман путем идеологических уступок и компромиссов в тот период, когда мусульмане были нужны для борьбы с белой гвардией или представляли угрозу Советской власти. На этом этапе большевики были вынуждены отступиться от своих атеистических принципов, разрешив существование судов шариата, мусульманских организаций и традиций на территории Советской России. Причем, они не только разрешили их существование, но и всячески поддерживали и поощряли, включая в общую систему социалистического государства и права. К концу 20-х гг. Советская власть окрепла, к тому же мусульманские республики фактически и юридически были включены в состав СССР. В этой связи большевики отошли от тактики либерального отношения к исламу, предприняв наступление на него, наряду с наступлением на другие конфессии СССР. С этого времени прекратилось и легальное существование шариата в СССР. Однако, фактически, во многих областях, населенных мусульманами, особенно в провинциях, некоторые установления шариата продолжали действовать и в советское время. Этим можно объяснить низкий уровень преступности среди несовершеннолетних и женщин в «мусульманских» республиках СССР, сравнительно небольшое количество совершенных половых преступлений. Можно предположить, что множество преступлений рассматривалось неофициально, советами старейшин, аксакалами, главами рода или клана. В частности, российский правовед, доктор юридических наук В.Н. Фадеев отмечает, что при проведении им в процессе научной работы опроса различных групп населения регионов Средней Азии задавался вопрос: «Какими нормами Вы руководствуетесь в личной жизни и во взаимоотношениях с людьми?» Абсолютное большинство респондентов ответило: «по-мусульмански», «по заветам отцов», «по заветам пророка Мухаммада». Положительные стороны религии опрошенные видят, прежде всего, в том, что она удерживает от «дурных» поступков[80], под которыми, на наш взгляд, понимаются также и преступления. Это еще раз подтверждает профилактическую функцию шариата, которую он продолжал выполнять даже в СССР.

После распада СССР и образования на территории бывших советских республик самостоятельных государств существенных изменений в их правовых системах не произошло. Конституции и законодательство остались светскими, подавляющее большинство норм которых были заимствованы из бывших советских Конституций и иных нормативно-правовых актов.[81] В то же время в некоторых государствах СНГ, например, в Таджикистане, Кыргызстане, Азербайджане появились оппозиционные группировки, выступающие за создание там исламских государств. Однако ни одна из них на сегодняшний день не пользуется существенной поддержкой народа.

<< | >>
Источник: Старостина С.А. История мусульманского государства и права.2002. – 106 с.. 2002

Еще по теме Мусульманское население в России всегда было значительным.:

  1. П.Я. Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России
  2. Глава 22 ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВСЕГДА ЛИ ПОЛЕЗНЫ АРГУМЕНТЫ «ЗА»?'
  3. Мусульманская правовая система (мусульманское право)
  4. Значение политической философии и та роль, которую она играет, сегодня столь же очевидны, как это было и всегда с тех пор, как политическая философия появилась на свет в Афинах.
  5. 1.3.1. Первое впечатление не всегда верно, но всегда устойчиво
  6. Большое Жюри (БЖ СЖР) было создано в 1998 году на очередном съезде Союза журналистов России
  7. Восстановление экономики. Материальные потери в войне были очень велики. СССР потерял в войне треть своего национального богатства. Сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе. Боль­шинство населения было в бедственном положении
  8. Методика по проведению мониторинга социально-психологического состояния населения радиоактивно загрязненных территорий России и Беларуси В.Н
  9. Т. Б. Мельницкая. Сборник методик по социально-психологической реабилитации и адаптации населения, проживающего на радиационно-загрязненных территориях России и Беларуси. 2009, 2009
  10. Методическая разработка для специалистов, работающих с населением радиоактивно загрязненных территорий России и Беларуси по работе с психологической травмой
  11. Наиболее значительные предсказания Кейро
  12. 2.3 Мусульманская правая семья
  13. В настоящее время наблюдается значительный рост объема рынка электронных платежей
  14. В тексте Конституции категории «справедливость» отведена значительная роль
  15. Значительно дополнен был перечень форм предвыборной агитации: