<<
>>

Образ идеального правителя.

Своеобразие положения и полномочий древневосточного монарха явственно выразилось в представлении об идеальном правителе. Монарх должен быть личностью особого рода со всем набором добродетелей, которые важны для стабильности правопорядка; качества, которые требуются от государя, в наибольшей степени связаны с его личным участием в управлении и в наименьшей – с его пониманием законов страны:

«...Идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой, обладающим умом и положительными качествами, обращающим внимание на совет старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления.

Он должен обладать любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину...
принимающим меры против бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей... искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов...» («Артхашастра», 96).

Идеал древневосточного правления – это деятельность социально нейтральная, сдержанная в отношении к своим подданным. Среди которых, однако, следует выделять тех, кто прежде всего служит опорой правителя и, следовательно, монархии в целом. «Поступай по истине, утешь плачущего, не притесняй вдовы», – наставляет фараонов древнеегипетское Поучение. Даже судебная деятельность правителя должна быть возможно сдержаннее, в интересах собственной страны и ее правопорядка. «Остерегайся карать, неповинного не убивай; наказывай битьем и заточением». Подданные – это не враги власти и государства, поэтому их надо по возможности вернуть к подчинению; казнить следует открытых мятежников. Вместе с тем правителей неоднократно наставляют обогащать вельмож, продвигать воинов – ибо вся их власть всецело связана именно с этими слоями общества, на них опирается, ими поддерживается и охраняется от посягательств со стороны не только внешних врагов, но и тех, кто по своей политической роли противостоит власти правителя: жречества, областных правителей, полупокоренных племен вассалов.

Древневосточная монархия стала особым типом ранней госудаственности – первым из известных истории права. Формирование государства проходило ранее всего по пути выделения управленческих функций и полномочий власти, персонифицированной в правителе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе прежде всего как управление и во вторую очередь – суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.

<< | >>
Источник: Омельченко О.А.. Всеобщая история государства и права . 2000. 2000

Еще по теме Образ идеального правителя.:

  1. «Царь мира»: к вопросу об идеальном правителе
  2. Глава V. Избирательная система. Выборы Верховного правителя и заместителя Верховного правителя
  3. Любое государство не может обойтись без некоего идеального образа государства, ради которого осуществляются реформы зако­нодательства. политической и экономической систем.
  4. Итак, невнимание взращивает образы, внимание освобождает сознание от образа,
  5. Образ будущего и образ прошлого, или футурология против истории.
  6. Ho что такое «образ образа»? Как это понять?
  7. Образ будущего, образ настоящего и физическая картина мира, или правы ли «физики» в обвинениях «переписываемой» истории?
  8. ОСНОВНЫЕ ПРАВИТЕЛИ
  9. Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей
  10. Приложение 1 Список верховных правителей Малайзии
  11. СОЮЗ ЧАСТИ КИТАЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ C МАНЬЧЖУРАМИ.
  12. Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
  13. Идеальная и эволюционная системы
  14. Современные дискуссии о материальности и идеальности сознания
  15. 2. Идеальное бытие
  16. Реальность идеального мира
  17. «Идеальный гражданин»:
  18. Идеальное будущее общество
  19. 2.6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО